Война за воду

   
   

Олигархи скупают берега, а жители отдыхают близ кладбища

Более 15 лет жители Конаковского района борются... за выход к воде. По закону 20 метров от водоёма должны быть общедоступными для всех желающих. Однако у владельцев местных особняков, расположенных в первой линии на Иваньковском водохранилище, считается хорошим тоном ставить высокие сплошные заборы и никого не пускать к воде. Обычным жителям вход к реке воспрещён, а порой нет проездов даже для пожарных машин. Случись беда - воды не набрать!

Сплошная застройка берегов - проблема, которая в последние годы в регионе приобрела особую остроту. Кимры, Осташков, Селижарово, Конаково - олигархи, скупающие здесь земли, всё чаще захватывают лакомые куски у воды под строительство коттеджей, перекрывая жителям доступ к прибрежной зоне.

Беззакония на побережье

В последние годы побережье Иваньковского водохранилища в Вахонинском сельском поселении Конаковского района превратилось в суперэлитную территорию. Под боком - Московское море, сосновый бор, свежий воздух. Построить здесь коттедж дорого, но престижно. Риэлторы продают участки первой береговой линии от 20 до 50 тысяч долларов за сотку. Можно представить, какие люди селятся в таких коттеджах и какую прибыль получают те, кто торгует этой землёй.

Но привлекательность живописного уголка обернулась бедой для простого населения. Десятилетиями местные жители и дачники отдыхали на Волге и не подозревали, что их замечательные шесть соток окажутся отрезанными от пляжей. Владельцы элитной земли, чувствуя себя полными хозяевами, забирают себе даже то, что по закону им принадлежать не может. Берегами Волги, на которых стоят их коттеджи, они распоряжаются по своему усмотрению: строят личные причалы, организуют парковки для гидроциклов, обустраивают собственные пляжи. И это невзирая на то, что 20 метров суши вдоль берегов, согласно Водному кодексу России, должны быть общедоступными. Глухие заборы, охранники и злые собаки - людям к воде не подступиться.

Настоящее противостояние развернулось в деревне Плоски. В своё время в деревне существовала зона коллективного отдыха "Плоски" у одноимённого залива. Начиная с 1995 года своими силами и средствами жители и члены многочисленных садовых товариществ ликвидировали многолетние свалки, посадили водоохранный лес, построили лодочную станцию, детские и спортивные площадки, оборудовали прогулочные тропы, беседки, альпийские горки и цветники. Но "благодарность" за это оказалась чудовищной.

В 2011 году в поселении разразился скандал: на благоустроенный населением залив Плоски район нашёл "достойных покупателей". В поисках защиты жители писали в федеральный центр: премьер-министру, Генеральному прокурору, Президенту России. "Отцы с дедами Волгу не отдали, и мы не отдадим", "Земельных спекулянтов - с берега вон", "Не отдадим волжскую воду злому и жадному чиновнику" - это лишь небольшая часть лозунгов, с которыми местные жители и дачники выходили на митинг. Шли разбирательства, но в марте 2013 года по решению суда все постройки, имеющиеся на этом участке, - те самые беседки, лодочную станцию и другие бульдозер сравнял с землёй. При этом мнение Совета депутатов и администрации самого Вахонинского поселения было проигнорировано.

- Идёт война, которая не заканчивается для нас уже больше 15 лет, - говорит Татьяна ДЕМИДОВА, сотрудник администрации Вахонинского сельского поселения. - В 90-х годах началось разбазаривание территории. Наши берега отдаются под мнимые базы отдыха, яхт-клубы и лодочные станции. Но итог всегда один и тот же - на месте так называемых яхт-клубов вырастают коттеджи для богатых людей.

С собаками и стрельбой

Сегодня в Плосках местным жителям к воде почти не подойти. Новые владельцы ставят глухие заборы вплотную к соседям и перекрывают подход к воде. С нежелательными отдыхающими из числа местных жителей хозяева коттеджей борются своими методами: в лучшем случае - заводят гидроциклы и начинают кружить по воде, мешая людям купаться, в худшем - спускают собак. А бывало, даже стреляли. Хочешь не хочешь, а пляж приходится покидать.

Раньше в округе было семь проходов, теперь остался только один, да и тот по пропускам через местную базу отдыха "Медик". После 22.00 вход на пляж запрещён и здесь. В Плосках есть улица, носящая говорящее название "набережная Волги", но что удивительно: на ней вы не найдёте ни одной тропинки, ведущей к воде. Сплошной единый забор!

Меня ужасает, что береговая линия настолько застроена, что даже не осталось проезда для пожарных машин. Любая дорога к водоёму упирается в глухой забор! - возмущается Галина ШУЛЬГИНА, дачница из Москвы. - Куда мы только не пишем письма, по несколько месяцев собираем документы и добиваемся решения суда о сносе того или иного забора. Но через несколько дней после исполнения приговора владельцы коттеджей возвращают свои ограды на прежнее место. А это значит, что нам снова надо собирать документы и начинать долгие тяжбы. Так и ходим по кругу. Но не сдаёмся, воюем!

Река для богатых

Беспредел творится и в соседней деревне Свердлово. Пока богачи нежатся в водах Иваньковского водохранилища на собственных пляжах, простому люду приходится отдыхать близ кладбища или сибиреязвенных скотомогильников. Больше приткнуться негде! Впрочем, местные жители на своё "место под солнцем" смотрят с иронией, отшучиваясь, что если бы не скотомогильники, давно не осталось бы и этих пляжей. Только там и можно сегодня купаться. Это единственная брешь на побережье, где нет плотной застройки.

Около 10 лет в Свердлове идёт борьба за 10 га земли, которые входят в акваторию Иваньковского водохранилища. Эта территория представляет собой заболоченный луг, флора и фауна которого насчитывает более десятка редких видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Тверской области. По факту эта зона относится к землям Водного фонда и формировать участки здесь нельзя. Однако территорию чуть было не отдали под строительство очередного яхт-клуба.

- Доходит до абсурда. Мы шесть лет не могли пройти экологическую экспертизу, добиваясь того, чтобы придать этому участку статус особо охраняемой природной территории, - продолжает Татьяна Демидова. - Под надуманными предлогами нам отказывались её проводить, так и не дав разрешения. Зато сомнительным фирмам-однодневкам или местным олигархам, беспощадно застраивающим наши берега, все документы оформляются в кратчайшие сроки.

Годы разбирательств, кипы документов, суды - сегодня этот участок всё-таки находится в собственности поселения. Но успокаиваться рано: претендующие на эту землю люди могут вновь посягнуть на лакомый кусок.

- Я живу здесь с 83-го года, и такого беззакония, которое в последнее время творится на волжских берегах, не видела, - восклицает Татьяна ШИРОБОКОВА, жительница Свердлово. - Народ хотел в окрестностях создать экологический центр, но разве выше нас кто-то послушал, когда тут крутятся огромные деньги?! А что мы скажем потом нашим детям: к реке не подойти, потому что её украли богатые дяди?! Сколько бы у тебя не было денег, нельзя настолько наплевательски относиться к людям.

Вахонинские власти стараются поддерживать население. К сожалению, порой полномочий не хватает. Ведь по закону распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, относится к компетенции районной администрации. В отличие от предшественников, нынешние районные руководители идут навстречу поселковым властям, которые пытаются сохранить и оформить в муниципальную собственность те малые кусочки, которые ещё не захвачены. Но полностью защитить родные территории от нещадного захвата им вряд ли удастся. Уж больно влиятельные люди заселяются на волжских берегах. И закон, увы, им зачастую не писан.

КСТАТИ

В деревне Плоски администрации Вахонинского сельского поселения удалось отвоевать 1,6 га земли, в селе Свердлово в общей сложности - почти 25 га, в деревне Терехово - 40 соток, в деревне Городище - 17 соток, в деревне Щёлково - 2,7 га. Работа продолжается.

Самоволка на берегу

Октябрь 2012 года, Калининский район. Под предлогом расчистки ручья Жерновка, впадающего в Тверцу, житель Твери незаконно разрыл дно реки. По версии следствия, расчистка была прикрытием. Вероятнее всего, предприимчивый нарушитель намеревался обустроить в этом месте причал для I яхт. "Благие" цели не воплотились: прокуратура предписала восстановить разрушенные берега за счёт виновника.

Декабрь 2013 - февраль 2014 года, Кимрский район. Близ деревни Михеево в акватории Угличского водохранилища был разработан карьер и незаконно построена дамба. Это привело к уничтожению плодородного слоя земли. Ущерб превысил 7,5 млн рублей. Расследование дела продолжается.

Апрель 2014 года, Селижаровский район. В деревне Сутоки двое владельцев земельных участков прихватили береговую полосу реки Песочни. Кроме того, они огородили часть дороги общего пользования - единственного пути, по которому можно пройти от деревни к реке и проехать пожарным машинам. По решению суда забор, ограничивающий подход к водному объекту, демонтировали.

Июнь 2014 года, Калязинский район. Житель Московский области, купив два земельных участка в водоохранной зоне реки Нерль в деревне Окатово, незаконно огородил береговую полосу металлическим забором. По требованию прокурора района самовольно занятую территорию освободили, ограждение снесли.

Это лишь некоторые случаи, которые дошли до правоохранительных органов или суда.

Что грозит нарушителям?

   
   

За незаконный захват береговой линии полагается штраф в размере:

для граждан -1 - 3 тыс. рублей;

для должностных лиц -10 - 30 тыс. рублей;

для юридических лиц - 50 - 100 тыс. рублей.

Игорь ГОРДИН, эколог, профессор, доктор технических наук:

- Потенциал развития территории определяют природные ресурсы. Конаковскому району повезло: у него есть Иваньковское водохранилище и уникальные леса. Ставку надо делать на массовый отдых, но здесь в моде глухая застройка первой береговой линии, отсекающая побережье от воды.

Ради частной застройки в заливе Плоски ликвидировали зону отдыха, обслуживающую 10 - 15 тысяч жителей садоводческого некоммерческого товарищества. Эти люди поселились здесь ради Волги и теперь пытаются за бесценок продать свои дома, которые без полноценного выхода к воде не имеют смысла. Цена их недвижимости упала на 50%. Район теряет налоговую базу, но главная потеря - это сокращение спроса на местные товары и услуги. Одинокие "победители", владельцы первой линии, остающиеся на берегах вместо тысяч жителей, абсолютно автономны: всё - от охранников до стройматериалов и продуктов питания - они завозят из Москвы. Они не нуждаются в местных магазинах, кафе, автосервисах. В итоге сокращается торговый оборот, число рабочих мест, налоги. В "депрессивные" превращаются не только посёлки, отсекаемые от воды. В яму депрессии распродажа берега толкает весь район.

В апреле этого года Владимир Путин на примере Крыма отметил вопиющие нарушения в застройке побережий: "При потрясающем невнимании к массовому отдыху там, как грибы, росли дворцы с заборами... Такой способ освоения территории должен быть немедленно прекращён". Считаю, что эта политическая линия должна быть осознана и местными властями.

Александр СОРОКИН, кандидат биологических наук, эксперт Общественной палаты Тверской области:

- Не одно должностное лицо сложило полномочия, занимаясь расследованием застройки конаковских берегов. В акватории Иваньковского водохранилища выстроились километры сплошных заборов! В Плосках ситуация уже носит катастрофический характер. Если в деревне Борки населению удалось отстоять землю и не отдать её под сплошную застройку, то здесь для тысяч жителей сохранился лишь клочок общедоступного берега, остальная территория нещадно застроена. Это бесстыдное нарушение закона - и оно на виду у тех, кто должен чтить его и добиваться справедливости. Для тех, кто захватывает берега, существуют штрафы, но вряд ли они испугают и пошатнут финансовое положение владельцев особняков. Возможно, поэтому до сих пор и не решена эта проблема.

Жителям ни в коем случае нельзя сдаваться и мириться с таким положением. Можно обратиться за помощью к общественным движениям, у которых есть опыт ведения подобных дел. Например, в Ленинградской области появилось мощное движение "Против захвата озёр". Советом могут поделиться и те, кто в своё время поднялся в защиту Химкинского леса. Это неравнодушные люди, борцы за справедливость. Они порекомендуют квалифицированных юристов, которые помогут отстоять родную землю, подскажут, к кому обращаться и как действовать. Да, сегодня многое решают деньги и власть. Но бороться надо. Под лежачий камень вода не течёт, а победы обязательно случаются, пусть и маленькие.

Валентина ПЕРЕВАЛОВА, правозащитница:

- Природные ресурсы в равной степени принадлежат всем - и богатым, и бедным. Когда людям ограничивают доступ к воде и лесу, кроме как беспределом это не назовёшь. Хотите индивидуальный водоём - пожалуйста, сделайте бассейн у себя на участке! Но нельзя забирать народное! В Болгарии, например, все пляжи - муниципальные, и ни один отель не смеет полностью перегородить выход к морю, как бы их владельцам этого не хотелось. Пляжи там разделены на зоны: ближе к морю - общая для всех, чуть дальше от моря - для частников. Закон нарушать там никто не вправе.

У нас подобный закон тоже есть, но его мало кто исполняет, потому что слабо работают контролирующие органы. Чем больше у тебя денег, тем лояльнее к тебе закон. Несколько лет назад с захватом берегов решили бороться кардинальными методами. Приехавший в Конаковский район Олег Митволь, глава федерального Росприроднадзора, ужаснулся сплошной застройке побережья и приказал сносить такие дома, чтобы остальным неповадно было. Но что вы думаете: под бульдозер попали не коттеджи московских олигархов! Снесли жильё простого местного жителя, которому этот дом достался по наследству. Такая "показательная порка" нам, конечно, не нужна. Закон не должен делить людей на богатых и бедных, подходы должны быть ко всем одинаковыми. Посмотрите, какая у нас богатая страна - есть всё, не хватает только ума жить правильно!

Мурат Айкереков, прокурор Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры, старший советник юстиции:

- В Тверской области нарушения водного законодательства наиболее характерны для Конаковского, Калязинского и Кимрского районов.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных нужд, в том числе для любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Ширина береговой полосы общего пользования - 20 метров. Исключение составляют береговые полосы каналов, рек и ручьёв, протяжённость которых от истока до устья не более 10 километров: в этом случае для свободного доступа предусмотрено пять метров. За невыполнение этих требований для виновных лиц предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность. Контроль за соблюдением водного законодательства осуществляют Управление Росприроднадзора по Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2012 году проводилась проверка по обращению министра природных ресурсов и экологии Тверской области в дер. Селищи Калязинского района. Гражданин, вопреки требованиям закона, возвёл на своём участке забор из сетки-рабицы, часть которого входила в береговую полосу реки Волнушки. Исковые требования прокуратуры снести металлическое ограждение удовлетворены, незаконно занятый земельный участок освобождён.

В 2013 году прокуратура проверила информацию об осуществлении строительных работ в пойме реки Нерль. В результате незаконных действий ущерб составил более 700 тыс. рублей. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело. Также прокуратурой в 2013 рассмотрено коллективное обращение жителей с. Свердлово Вахонинского сельского поселения Конаковского района. Улица Каменка в Свердлово - исторически сложившаяся жилищная застройка, где участки в первой линии от водного объекта частично включают в себя береговую полосу. Администрация Вахонинского сельского поселения сейчас формирует незастроенные земельные участки, проходы к водному объекту общего пользования и береговые полосы под зоны коллективного отдыха.

Дмитрий НЕЧАЕВ, телеведущий:

- Застройка берегов - серьёзная проблема, обостряющаяся с каждым годом. Иметь особняк на берегу реки всё престижнее, а места у воды всё меньше. Поэтому спрос растёт. Помните, как в известной шутке: покупайте землю, её больше не производят! Ради этого определённый круг лиц способен забывать про какие-либо юридические и уж тем более моральные нормы. Застроенные частными домами побережья, где нет доступа к воде для остальных жителей населённого пункта, - такая картина сегодня сплошь и рядом. На мой взгляд, это откровенное хамство! Всё равно, что парковаться на тротуарах или местах, предназначенных для инвалидов. Наше бескультурье и неуважение друг к другу порой зашкаливает.

Бороться с этим можно только через закон. Нужно ужесточать наказание, делать его стопроцентно неотвратимым для всех, поднимать штрафы за захват береговой полосы и обязательно приводить постановления прокуроров и судов в действие. Только эти меры должны выглядеть не как разовая показательная порка, как у нас зачастую происходит, а реально действовать всегда и везде. Причём для всех слоёв населения, невзирая на чины и статусы.

Несколько лет назад в регионе один из очень обеспеченных людей так же захватил берег Волги, построил коттедж и личный причал для яхт, не имея на то разрешения. Правоохранители отреагировали, но дело не получило развития. Мне также известно, что даже в областной столице нередко происходили самозахваты земли, на этих участках незаконно возведены строения и снести их чаще всего так и не удаётся! Увы, коррупция в нашей стране, наверное, разъедает даже государственные и правоохранительные механизмы. Правда, к этому нередко можно добавить ещё и несовершенство законодательства. Это - наша беда, которую надо искоренять силами всего общества, каждого из нас!

Смотрите также: