Строительство М-11 обернулось для бологовцев коллапсом
Мы, жители Центральной России, конечно, радуемся успеш.ным свершениям в Сочи и на Дальнем Востоке, да и Крым нам небезразличен. Но когда же обратят внимание на Твер.скую землю? Строительство скоростных дорог для нас - на.стоящая напасть! Всюду вырыты котлованы песка, вырублен лес. Возят всё это по грунтовкам через посёлки и деревни громадные самосвалы. Какие после них дороги? Канавы не.проезжие... Начальство районное меняется как перчатки. Не до нас, "щенков", успеть бы лес вывезти! Когда кончится этот беспредел?
Жители Бологовского района, всего 400 подписей
Возмущённые люди в шоке от того, как идёт строитель.ство скоростной автомобиль.ной трассы М-11 в их районе: местные дороги угроблены, а природные богатства - массово расхищаются. С просьбой помочь жители направили такое же письмо президенту России Владимиру Путину. К решению проблемы подключились и общественники. Пройдя множество инстанций, они пытаются распутать этот дорожный узел и добиться справедливости. Один из таких активистов - Павел ЯКОВЛЕВ, лидер общественного движения "Убитые дороги Бологое".
Закон не писан
- Павел, ужасающее состояние бологовских дорог стало притчей во языцех. По Интернету гуляют сотни роликов и фотографий про местные ухабы. Что происходит в районе?
- Ситуация с бологовскими дорогами давно была аховой, но то, что творится последние полгода, не лезет ни в какие рамки! В районе идёт строительство скоростной платной трассы М-11. Благодаря "стараниям" большегрузных машин, которые задействованы на объекте, местные дороги пришли в полную негодность. Они просто расползлись под колёсами тяжёлых грузовиков, днём и ночью подвозящих песок, щебень и другие материалы к стройке.
Бологое - Кемцы, Бологое - Лыкошино, Бологое - Бе-резайка, Выползово - Молчаново - Анисимово, Валдай - Корыхново - эти дороги убиты! Чтобы добраться до Лыкошино, жители вынуждены ездить через город Вал.дай Новгородской области, что удлиняет путь на 51 км. Настоящая беда и в Гузятино. Два года назад там закрыли школу, автобус возил детей в Бологое. Но этой весной из-за того, что грунтовка превратилась в кашу, водитель отказывался ездить в Гузятино. Школьники добирались на перекладных или пропускали уроки. В конце апреля в лесу возле Гузятино был по.жар: смогла проехать только старая техника, оставшаяся ещё с советских времён. Представьте, если кому-то в деревне понадобится "скорая помощь"! Разве проедут медики? Доходит до абсурда: недавно, по словам местных жителей, даже гроб везли в ковше грузовой машины, по.тому что по-другому на кладбище не проехать.
- Это притом, что строительство трассы М-11 в Бологовском районе только началось! Впереди ещё три года. Что будет дальше: неужели нельзя остановить этот беспредел?!
- Чтобы навести порядок, нужен контроль со стороны местных властей, а у нас его нет. Люди, сидящие на руководящих должностях долгое время, делали вид, что ни.чего не происходит. На претензии населения давали отписки. В апреле на 20 дней в Бологое закрыли дороги для движения большегрузов, но и после этого гружёные самосвалы устраивали гонки на городских улицах, невзирая на запреты. Сотрудники Госавтоинспекции сообщили, что только за один день они тогда оштрафовали больше десяти водителей большегрузов. Но выявлять всех нарушителей дорожным инспекторам сложно: многие из них уволились, остались работать единицы. Сейчас готовим запрос в областную ГИБДД, чтобы они разобрались в ситуации.
- Бологовские дороги находятся в ведении муниципалитета. Не справедливее было бы, если бы часть их ремонта финансировал подрядчик, чьи самосвалы разрушают асфальт?
- Мы и пытаемся этого добиться. Но чтобы что-то исправить, руководству района нужно жёстко настаивать на своих требованиях по отношениях к подрядчику. На.пример, глава Куженкинского сельского поселения Ольга Логинова, не выдержав бардака на своей территории, сумела предпринять меры. Она писала жалобы во все инстанции, подняла шумиху и в итоге вышла на прямой разговор с подрядчиками. Теперь на территории этого поселения порядок. А вот жители остальных поселений, видимо, хороших дорог так и не увидят.
Только в одном Бологом из 33 км с асфальтовым покрытием 30 км требуют капитального ремонта! Я делал запрос в администрацию района с просьбой разъяснить, сколько и на что тратились ремонтные деньги за последние три года. Мне в письменном виде ответили, что я вправе обращаться только по вопросам своей компетенции. Пришлось действовать через Александра Васильева, депутата Государственной Думы России. После того, как этот запрос спустился "сверху", в районе дали пояснения и представили смету по "штопке" ям. Понятно, что бюджет небогат, но тогда надо заставлять подрядчика ремонтировать те участки, которые разбивают его самосвалы. На майских праздниках строите.ли согласились заделать несколько ям в Бологом. Но это капля в море! Они угробили километры, а хотят откупиться несколькими метрами!
Пропесочили
- Бологовский район богат залежами песка, для строительства трассы его вывозят тоннами. Вам удалось достучаться до чиновников, чтобы те закрыли незаконные карьеры?
- Хищение песка - настоящая беда. Гузятино, Ям Григино, Березайка, Анисимово, Никифирово - песок здесь добывают варварски. В некоторых деревнях карьеры роют прямо посреди населённого пункта. Машины делают не меньше десяти ходок в день. Ущерб району исчисляется миллиардами. Кроме того, столь хищнический подход угрожает экосистеме местности. Мы отправили запрос на имя Генерального прокурора России Юрия Чайки. Надеемся, ситуация сдвинется с мёртвой точки и удастся разобраться с теми, кто "крышует" этот бизнес. Оживление местной прокуратуры в данном вопросе уже заметно: прошло заседание, на котором признали, что большинство карьеров - незаконно.
- В прошлом году активисты подняли шум из-за того, что скоростная автомагистраль затронет святой источник Мшенцы. Удалось ли переменить ситуацию?
- Мшенские источники, известные всему миру своей целебной силой, по-прежнему под угрозой. Трасса запроектирована в непосредственной близости от села Мшенцы и проходит по территории водозабора. В прошлом году мы завали.ли чиновников письмами с просьбой защитить святые места от варваров-строителей трассы и перенести дорогу в сторону от источников. На место будущих работ близ Мшенских источников приезжала специальная комиссия. Представители застройщиков пообещали перенести стройку на 1,3 км в сторону от Мшенцев. Но нас обманули: работы сдвинули только на 600 метров, а этого недостаточно. Из-за жажды больших денег со стороны компании-застройщика и всех лиц, причастных к строительству трассы М-11, мы можем ли.шиться святых источников.
- Трасса М-11 стала известна всей России после скандала с химкинским лесом. Теперь очередь дошла до Бологовского района. На очереди - Псковская и Новгородская области. Можно ли остановить варварское отношение к природе?
- Все беды от бездействия. Скоростная автомагистраль режет нашу землю надвое, губит экологию и разрушает деревни. Неужели мы должны молчать? Да, мы маленькие люди против большой федеральной машины, которая сейчас запущена в нашем районе, но разве мы не достойны права на комфортную жизнь?! Поймите, мы не против самого строи.тельства трассы, мы против варварского отношения к природе, людям и против замалчивания проблемы со стороны властей. Во что превращается наш край? На кон поставлены огромные деньги, а до простого населения дела нет. Вот это и обидно.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ФЕДУЛИН, эксперт комитета по устойчивой энергетике Европейской комиссии ООН:
- Существующая трасса М-10 "Москва - Санкт-Петербург" - одна из самых перегруженных, поэтому новая скоростная магистраль М-11 Тверской области необходима. На участке возле Вышнего Волочка водители стоят в пробке часами. Днём и ночью по трассе ездят большегрузы, отсюда разбитые дороги и повышенная аварийность. Но подходить к строительству новой магистрали надо с умом. На местные дороги ложится большая нагрузка: тяжёлая техника круглосуточно возит по ним песок, щебень и другие материалы. Под колёсами многотонных машин дороги расползаются. По сути, подобные проблемы возникают при строительстве многих крупных объектов. И решение здесь может быть только одно: обязать подрядчиков включать в проект смету на восстановление дорожного полотна. Причём ремонт разрушенных участков должен идти параллельно со строительством нового объекта, а не проводиться после окончания работ. Экономя деньги, подрядчики стараются обходить эти меры стороной, но почему жители должны страдать? При этом положительный опыт решения проблемы есть. Например, газовики, протягивая свои газопроводы, приводят после себя разрытые территории в порядок: рекультивация земель у них прописана в договоре. Думаю,несложно навести порядок и в дорожном хозяйстве. Для этого необходим контроль со стороны руководства властей всех уровней. В Европе платные автомагистрали давно уже не новшество, но там и обычные трассы достойно содержатся. У нас же новая дорога ещё не построена, а старые вовсю трещат по швам. У людей не остаётся альтернативы - сплошное бездорожье.
Валентина УРЮПИНА,жительница посёлка Гузятино, одна из авторов письма президенту Путину:
- Я живу в посёлке больше полувека, и мне больно видеть, как с каждым годом здесь становится всё хуже и хуже. До сих пор мы топим дома дровами, хотя всего в 300 метрах от посёлка существует газовая труба. Её проложили около 40 лет назад, и все эти годы нам говорят, что на дальнейшую прокладку газопровода нет денег. С недавних пор оказалось невыгодным в нашем районе пригородное сообщение, из-за чего массово отменяют электрички. Пришли "частные лавочки": хотят - везут, хотят нет. Какие же это Российские железные дороги? А строительство платной скоростной магистрали,развернувшееся на нашей земле, и вовсе погружает нас в пучину безысходности. Дорога Бологое- Гузятино ушаталась под колёсами самосвалов. Этой весной к нам даже машины скорой помощи не приезжали: мы вызываем врачей, а они нам отвечают, что им не проехать в Гузятино. Ученики не могли добраться до школы, а взрослое население до работы. Рейсовый автобус по расписанию ходит к нам всего два раза в день - утром и вечером. Но из-за плохой дороги он зачастую не приезжает. Зато самосвалы носятся по посёлку, не сбавляя скорости. Глава сельсовета кричит до хрипоты, чтобы порядок навели. Вроде проедет грейдер - выровняет грунтовку. А потом снова то же самое. Люди в горах лучше живут, чем мы в Центральной России. Находясь меж двух городов-гигантов, наш край умирает. Только в Гузятино раньше жили 1500 человек, а сегодня всего 300. Страшно подумать, что станет с нашим краем, когда начнётся строительство скоростной железной дороги, а разговоры об этом звучат всё чаще. Мы не против новых магистралей, но нам обидно, что на деле они служат только для богатых людей, а проблемы жителей глубинки никто не решает. Неужели нельзя с нами провести собрание, представить проект, выслушать и учесть наше мнение?
Отец Василий САДЖЕНИЦА ,благочинный Бологовского округа:
- Кто не бывал на Мшенцах, тот и представить себе не может, насколько это удивительное и святое место. Можно построить дороги, дворцы, но чудо природы создать рукотворно нельзя. Оно подарено нам Богом. То, что сейчас происходит в Бологовском районе, отражает тёмную сторону нашей действительности. Увы, ради денег люди готовы покуситься на святое. Скоростная трасса Москва - Санкт-Петербург, которая идёт через наш край, может уничтожить главную местную достопримечательность - Мшенские родники. Обладая целебной силой, они ежегодно притягивают сотни паломников. В Европе эта местность уже давно была бы превращена в Национальный парк и обустроена, а у нас всё вокруг зарастает борщевиком.Сейчас над источником нависла серьёзная угроза. Трасса задевает карстовые провалы, и подземные ключи могут иссякнуть. Пострадать может и сама дорога. Приезжала комиссия учёных. Они установили, что в земной коре есть разлом, из- за которого подземные воды могут выйти наверх и подтопить дорогу. Куда мы только ни обращались, чтобы трассу немного сдвинули, но в ответ получаем лишь обещания или насмешки. В строительство дороги вложены колоссальные деньги, на которых многие наживаются. Окаменело сердце людей. Духовность и нравственность вытеснил культ лоска, богатства и сребролюбия. Олигархи наживаются на нашей земле, а потом уезжают "на пенсию" на Запад наслаждаться цивилизацией. А местным жителям оставляют изгаженные земли и разрушенные сёла. Как говорится, после нас хоть потоп. Нельзя так, надо по правде жить и по совести.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Ирина ИГНАТЕНКО, заместитель главы администрации Бологовского района, управляющая делами:
- С началом активной фазы строительства федеральной трассы М-11 на территории Бологовского района дороги Бологое-Кемцы,Бологое-Березайка, Выползово-Молчаново-Анисимово и некоторые другие частично пришли в негодность. Администрация района ведёт переговоры с генеральным подрядчиком ООО "ТСМ". Мы неоднократно приглашали представителей этой компании на совещания, чтобы вместе решить вопрос ремонта дорог, задействованных при строительстве скоростной магистрали. В итоге взаимопонимание найти удалось, в апреле строители приступили к ремонту таких трасс за свой счёт. Пока в порядок приведена одна дорога Бологое-Куженкино: заменена часть разрушенного полотна. Генеральный подрядчик обещает поддерживать все используемые дороги в проезжем рабочем состоянии, а по окончании строительства их полностью отремонтировать. Сейчас ведётся раз- работка необходимой проектно-сметной документации. Дороги города Бологое, которые также испортились в связи со строительством М-11, подрядчик тоже включил в список ремонта за собственные деньги. Но пока в муниципалитете сделана часть дорог за счёт бюджетных средств на сумму более 2 млн рублей. Что касается хищения песка, администрация района и главы Гузятинского, Березайского, Валдайского, Куженкинского сельских поселений обращались в полицию. Сейчас все заявления рассматриваются правоохранительными органами города Бологое.
Смотрите также:
- Право на переправу. Селяне рискуют остаться без связи с внешним миром →
- Влюблённый в хоккей →
- Полный обвал →