В регионе закрывают дома престарелых
"Нас гонят, словно по этапу! - возмущаются жители Юркинского интерната Бежецкого района. - Дома престарелых реорганизуются, а нас возят с места на место!" После приказа федеральных чиновников в стране взят курс на укрупнение домов-интернатов для инвалидов и пожилых людей. Не стала исключением и Тверская область.
В этом году в регионе закрылись пять интернатов малой вместимости для стариков. Здания закрыли, признав не отвечающими пожарным требованиям, а постояльцев перевели в крупные учреждения. Шума ситуация наделала много. Одни ругали реформу на чём свет стоит, другие искали логику. Как на самом деле проходила реорганизация и зачем она была нужна?
На всякий пожарный?
Чемоданы. Слёзы. Объятия. Старики из Юркинского интерната навсегда простились с некогда приютившим их домом и людьми, дарившими им любовь и заботу. Теперь у каждого из них - своя дорога: пенсионеры разъезжаются, а персонал остался не у дел. Установки, идущие из федерального центра, сначала привели к оптимизации сельских школ, больниц и библиотек, а теперь - к укрупнению домов престарелых.
Уже бывший интернат в деревне Юркино - одноэтажное деревянное здание. Некогда здесь была участковая больница, а в конце 90-х помещение отдали под дом престарелых. Около 15 лет интернат служил приютом для одиноких стариков.
Тёплые и чистые комнаты, тюль и шторы на окнах, цветы в горшках - без постояльцев эта скромная, но уютная обстановка потеряла смысл. Дом опустел на глазах. Одних стариков определили в районные интернаты, других увезли в Тверь. Переезд пожилые люди восприняли тяжело. Здесь персонал знал их по именам, помнил их привычки и вкусы, помогал в любую минуту. А переезд на новое место - всегда тревожная неизвестность.
В конце прошлого года в интернате доделали ремонт в комнатах, вставили новые окна, настелили полы. До этого привели в порядок коридор, сделали новую сушилку для белья - всё это стоило немалых денег. К чему был этот ремонт?! Некоторых бабушек сюда недавно перевели из закрытого интерната посёлка Высоково Кесовогорского района. Только они обжились, и вновь переезд.
В непростой ситуации оказался и персонал. Сотрудники Юркинского дома-интерната - жители пяти окрестных деревень. Работы в округе не найти. Ближайший колхоз - в 13 км, да и тот на ладан дышит. До Бежецка ехать 25 км, автобус ходит не каждый день. Большинство мужчин уже уехали из своих деревень на заработки. Теперь то же самое предстоит и женщинам. Альтернатива: встать на биржу труда, чтобы помогли с поиском работы или дали пособие.
Больше всего старики, однажды брошенные родственниками и пережившие чувство одиночества, боятся вновь оказаться никому ненужными. Однако по требованиям пожарной службы, дом нужно закрывать, потому что он не соответствует правилам безопасности. Здание деревянное, а рядом нет пожарной станции и водоёма.
Баба Маша N 501
В посёлке Овсище, где интернат закрыли в феврале, - похожая ситуация. Здесь сделали хороший ремонт, поменяли проводку, котельная располагалась в отдельно стоящем здании, еда готовилась в отдельном пищеблоке. Но! Случись пожар - пиши пропало! Конечно, в интернате имеются все необходимые первичные средства пожаротушения, выкопаны два специальных водоёма, предусмотрены запасные выходы, но до ближайшей профессиональной пожарной станции - более 15 километров. Здание деревянное - сгорит за полчаса. И имеющейся в округе добровольной пожарной дружине может просто не хватить времени и сил до приезда специалистов. Останутся одни головешки!
"Оправдана ли реорганизация? С какой стороны посмотреть. Стариков переводят в дома, рассчитанные на 300 - 600 пожилых людей и инвалидов. В них действительно хорошее финансирование, даже плазменные панели в палатах не редкость. Но чувство одиночества там только обостряется, - с грустью произносит Николай БЫКИЕВ, директор закрытого Овсищенского дома-интерната. - С человеческой точки зрения отношение там - не то, индивидуального подхода почти нет. Я не обвиняю персонал в равнодушии: подойти, выслушать и проявить внимание к каждому физически тяжело, когда у тебя десятки больных. Но пожилым людям ведь нужен не просто уход".
Согласны с Николаем Быкиевыем, открывавшим этот интернат и руководившим им около десяти лет, и его бывшие подопечные. И неудивительно: в Овсищах ты баба Маша, а в крупном интернате - баба Маша N 501 из такого-то отделения... Персоналу тоже предстоит поиск новых вакансий, с коими в глубинке ой как тяжело. Уволенным овсищенцам пообещали работу в социальных учреждениях Вышнего Волочка. При необходимости транспорт до города предоставят. Но найдутся ли ставки для всех?
Ещё одна реформа протекает в спешке и неясности. С одной стороны, плюсы очевидны: пожилых людей переводят в современные интернаты, где хорошее медицинское обслуживание и более комфортное проживание. Но в погоне за экономией чиновники почему-то забывают про самое главное - людей. И для здорового человека переезд - большой стресс, что уж говорить про старых, больных людей. Ведь если перемены к лучшему, то почему не рассказать об этом каждому постояльцу, свозить, в конце концов, на экскурсию в новый интернат, показать все плюсы. Может быть, тогда переезд и не воспринимался бы людьми хуже пожара.
КСТАТИ
Какие дома престарелых закрыли:
■ Юркинский интернат Бежецкого района
■ Щучейский интернат Жарковского района
■ Алексейковский интернат Лесного района
■ Оковецкий интернат Се-лижаровского района
■ интернат в селе Овсище Вышневолоцкого района
В Тверской области 47 домов престарелых
В них живут 4542 человека
Дома престарелых закрываются в случае
- если это деревянные здания 5-й степени огнестойкости
- если они имеют низкую противопожарную устойчивость
- если они располагаются в 15 и более км от ближайшей пожарной части
За последние пять лет в регионе на укрепление пожарной безопасности интернатов для престарелых потратили более 190 млн руб.
(По данным правительства Тверской области на 1 января 2014 года)
"ЗА"
Вячеслав СМИРНОВ, директор Вышневолоцкого дома-интерната для престарелых и инвалидов: - В этом году к нам в Вышневолоцкий интернат перевели 33 человека из закрытых Алексейковского и Овсищенского домов престарелых. Всего в интернате 528 человек, все они обеспечены хорошими палатами.
В интернате работают три терапевта, имеются кабинеты лечебной физкультуры и кардиограммы, процедурный кабинет. При необходимости больных отправляем в поликлиники Вышнего Волочка. Раз в год все бабушки и дедушки полностью проходят медосмотры. Благодаря программе "Доступная среда" в учреждении заменили лифты, закупили многофункциональные кровати и различное оборудование. Есть и специально оборудованный автобус с подъёмником, который позволяет перевозить инвалидов на колясках. Чем людям здесь хуже, чем в тех закрытых домах-интернатах, где нет таких условий?!
Кроме того, учреждения, которые закрываются, представляют собой старые деревянные здания, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Да, во многих из них проводился ремонт, на который выделялись крупные суммы, менялась проводка, покупалась новая мебель и т.д. Но весь этот марафет не решит в корне проблему. Если рядом нет пожарной части, а корпус деревянный, ситуация крайне опасная. Понимаете, речь идёт о безопасности и комфортном проживании людей!
"ПРОТИВ"
Галина ЛАПУШИНСКАЯ, председатель Тверского отделения общественной организации "Вольное экономическое общество России", доктор экономических наук:
- В данной ситуации должен работать принцип социальной результативности, а не финансовой эффективности. Оценивать работу домов престарелых по затратам на стариков нельзя. Мы имеем дело с живыми людьми, и экономия не должна выходить на первое место.
Давайте говорить честно. Если у нас высвобождается социальное имущество, мы его, как правило, не сохраняем: здание приватизируется и продаётся частным лицам, которые используют его для других целей. Подобное мы проходили не раз. В начале 90-х, когда образовалась демографическая яма, органы власти один за другим
продавали детские сады. Что мы в итоге имеем? Огромнейший дефицит мест в дошкольных учреждениях. Подобное может произойти и с домами престарелых. Нужно понимать, что у нас стареющая область, и услуги данных учреждений в недалёком будущем могут стать очень востребованными. Надо смотреть в перспективе, а не принимать решения сиюминутно.
Понятно, что муниципалитеты оптимизируют расходы. Но снижать затраты нужно другими способами. Например, уменьшать коммунальные расходы: поставить счётчики, энергосберегающие лампы и существенно экономить на платежах за воду, тепло, электричество и т.д. Ликвидировать социальные учреждения вовсе не обязательно, любые недостатки можно исправить за счёт модернизации. Было бы желание! В Европе пансионаты для проживания пожилых людей давно считаются нормой. И их количество никто не стремится сокращать.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Сергей ДАНИЛОВ, начальник отдела организации контроля за деятельностью учреждений стационарного обслуживания пожилых людей:
- Реорганизация домов престарелых идёт в соответствии с рекомендациями федерального центра. В прошлом году из-за возгораний в социальных учреждениях Московской и Новгородской областей требования пожарной безопасности серьёзноужесточились. Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин поставил задачу перед регионами: "принять экстренные меры по расселению граждан пожилого возраста и инвалидов из зданий с низкой пожарной устойчивостью, а также признанных ветхими или аварийными, в здания, находящиеся в надлежащем состоянии".
В Тверской области учреждения с круглосуточным пребыванием людей проверили сотрудники Госпожнадзора и прокуратуры. Выяснилось, что пять интернатов - в Вышневолоцком, Селижаров-ском, Лесном, Жарковском и Бежецком районах - не соответствуют установленным требованиям. Учреждения располагаются в деревянных зданиях пятой степени огнестойкости и имеют низкую противопожарную устойчивость. Эти малокомплектные учреждения мы сейчас присоединяем к более крупным. Пожилых людей переводим исключительно на имеющиеся свободные места, условия проживания - самые комфортные.
Социальная напряжённость возникла среди персонала, но сейчас вопрос практически закрыт. В пяти учреждениях трудились 112 сотрудников, новые места работы им предлагают местные службы занятости вместе с органами социальной защиты населения. Эта деятельность ведётся в тесном контакте с администрациями муниципалитетов.
Алла РОМАНОВСКАЯ, координатор проектов благотворительного фонда "Старость в радость" в Тверской области:
- Реорганизация домов престарелых набирает обороты. Малокомплектные интернаты закрывают, пожилых людей переводят в более крупные учреждения. Эта ситуация - крайне противоречива. Мы посещали с волонтёрами разные интернаты. Действительно, в крупных домах престарелых нет такого трепетного отношения к старикам, как в малокомплектных. В больших интернатах хорошо пенсионерам, которые могут самостоятельно передвигаться. Концерты, праздники, прогулки - развлечения для них там всегда найдутся. А у лежачих бабушек и дедушек нет никакой активной деятельности. Им бы лишний раз с санитаркой поговорить по душам, но у обслуживающего персонала почти нет на это времени. Однако нельзя учитывать и другое: всё-таки пожилых людей переводят в интернаты, где лучше организовано медицинское обслуживание, где довольно достойное финансирование и современное оборудование, а здания отвечают требованиям пожарной безопасности.
Нужно понимать, что оптимизации сегодня не избежать. И в какой-то степени она оправдана. Вопрос в другом: проводить её нужно человечнее. Это - наша проблема: бабушки и дедушки как люди для власти не так важны. Для чиновников они - всего лишь штатные единицы, которые нужно переукомплектовать. Почему с пожилыми людьми не работают психологи? С одинокими пенсионерами нужно работать, говорить, разъяснять. Если бы у нас это действовало, возможно, оптимизация воспринималась бы не так болезненно.
Смотрите также:
- Загнали в угол. Жителей Верхневолжья заселяют в непригодные для жизни дома →
- Как прожить на пенсию →
- Бросьте заПАЛ →