Почему тверские студенты рвутся учиться за рубеж, а иностранцы - к нам
Зарубежное образование стало панацеей для молодёжи: и школьники, и их родители уверены, что заморская "корочка" гарантирует им успех в жизни. И пока наши студенты мечтают вырваться за кордон, иностранцы рвутся за знаниями в Верхневолжье. В одной только медакадемии в Твери сегодня учатся будущие медики из 50 стран мира!
На самом ли деле заграничный диплом - гарант успеха и как обычный тверской студент может вытащить счастливый билет за рубеж, узнавали корреспонденты нашего еженедельника.
Что русскому хорошо?
Тверичанин Сергей БЕСКРОВНЫЙ в немецком городе Эссене учится уже два года. Его специальность даже произнести с первого раза трудно: "Betriebswirtschaftslehre" - наука об организации производства, то есть экономика. Молодой человек сам нашёл университет, отправил туда заявку и получил приглашение. Полгода для подготовки документов - и в дорогу!
"В Твери университет мало что дал мне в плане знаний, -рассказывает Сергей. - Да и не способно наше государство обеспечить всех рабочими местами по специальности. А у частников без опыта работы и дополнительного образования я ничего не стою. Потому и решил поучиться за рубежом, плюс новый язык выучить". С ним, кстати, были сложности. До отъезда в Германию Сергей изучал немецкий недолго и весь первый год в Эссене занимался только языком. "Без сдачи государственного экзамена по немецкому вас просто не допустят до учёбы, - объясняет молодой человек. - В языковой школе - пять уровней, каждый занимает 2,5 месяца, между ними перерыв месяц. В это время можно подрабатывать, благо выбор профессий большой - от бармена до промоутера. Правда, раньше, чем через три месяца, ты не получишь разрешение на работу".
Без подработки в Германии нелегко: цены не сильно отличаются от российских, разве что еда дешевле. Учёба в немецких университетах бесплатная, но за общежитие нужно выкладывать 250 евро в месяц. Зато жильё выгодно отличается от российских "общаг" - комфортабельное и с Интернетом. На питание уходит каждый месяц не меньше сотни евро, и раз в полгода нужно отдавать 254 евро за проездной билет. Это минимум трат, к которым должны быть готовы приехавшие.
Для тех, кто хочет не специальность получить, а язык лучше выучить, есть другие варианты. Людмила ФОМИЧЕНКО, например, отправилась в международный отдел Тверского государственного университета. Там её предложили стать "опер-медхен", то есть няней: на год поселиться в немецкой семье, заниматься с детьми, помогать в работе по дому, а попутно учиться на языковых курсах. Обучение оплачивает принимающая семья, она же обеспечивает гостью и за это получает налоговые льготы. "Это хорошая языковая практика, - делится Люда. - Я присматривала за тремя детьми, они и учили меня настоящему бытовому языку. Но деловой немецкий так не выучишь. И жить в чужой семье нелегко. В моём случае это были прекрасные люди, но они - всё равно чужие, и страна чужая. Сначала ты в эйфории, всё интересно, вкусная еда и так далее. А потом сталкиваешься с повседневными проблемами. Заболел зуб, а медицинской страховки нет. Обращаться в больницу для принимающей семьи - очень дорого, и они спрашивают: "Может быть, потерпишь, вылечишь в России?" Иногда гости, приходившие в дом, не здоровались со мной, не замечали, словно вещь. Чувствовала себя человеком "второго сорта". Встречались и другие. Одна женщина со мной по-русски общалась, она его учила и радовалась, что есть с кем поболтать. Но в целом было тяжело. Там люди мыслят будто в другом формате. Наверное, они были очень немцами, а я - очень русской".
Людмила приехала домой на месяц раньше срока. Сергей продолжает учёбу, но не собирается оставаться в Германии насовсем: планирует в будущем вернуться в Россию.
Холодный приём
Пока тверские студенты постигают особенности европейского менталитета, в крупнейшие вузы Верхневолжья приезжают ребята из Индии, Африки, Южной Америки, Казахстана, Армении и других стран и континентов. Варгас Техеда АРИОННИ, студент Тверского государственного технического университета, два года назад приехал к нам из Доминиканской республики: воспользовался специальной программой по обучению за рубежом.
"Я сначала сомневался, ехать или нет, много думал, говорил с мамой, она убедила - езжай, я помогу. О России в моей стране знают совсем немного, только то, что когда-то была война, и главное - что здесь холодно". О холодах Арионни упоминает очень часто. "Первая русская зима - вау, это было очень, очень... Мы приехали осенью, шёл дождь, я купил тёплую куртку, а скоро стало гораздо холоднее,- вспоминает юноша. - Снег -это красиво, у нас его не бывает. Сперва ты любуешься, но месяц спустя уже видеть его не хочешь. Но я привык, за два года всего один раз простудился".
Привыкать пришлось ко многому: чужому языку, дороговизне жизни. "Здесь цены выше, чем у нас дома. А работать пока нельзя, моя виза только на учёбу. Мне помогают из дома, присылают около 250 долларов в месяц, но этого мало, ведь приходится покупать еду, вещи, ездить на маршрутках".
Нелегко оказалось освоиться и в "общажной" жизни. "Мы с другими доминиканскими студентами думали, что будет удобное жильё, а вошли в комнату - ох, всё старое, сломанное... Но потом сами кое-что купили, обжились. Трудно привыкнуть, что много людей, на кухне всегда очередь, в туалет тоже. Кто-то громко слушает музыку, по утрам шумно, когда все встают. Но люди здесь хорошие, русские вообще похожи на нас - тоже любят делать что-то вместе с друзьями. У меня много русских друзей, они сильно помогают с языком. А то я пока даже думаю по-русски плохо".
Учиться из-за этого поначалу было сложно, признается Арионни: преподаватели читают лекции быстро, иностранные студенты едва успевают записывать слова малознакомого языка. "Но если захочешь - справишься. Есть ребята, которые приезжают сюда просто так, развлекаться, и в итоге у них ничего не получается. Но мы знаем, зачем приехали в Россию - за знаниями. Расслабиться и отдохнуть, конечно, можно, но не каждый день".
Арионни учится на специалиста по сервису и туризму, после окончания вуза ему предстоит вернуться на родину и проработать в Доминикане не меньше двух лет. Таковы условия программы. Затем он хочет продолжить образование в Европе, но и в Россию вернуться не против. Признаётся: "Мне здесь нравится. Я видел не только Тверь, но и Торжок, Москву, Санкт-Петербург - он мне очень понравился, красивый город". И совсем уж неожиданно добавляет: "Если честно, в вашей стране я хотел бы прожить всю жизнь... "
Ольга ШЕСТАКОВА, мама восьмиклассницы из Ржева:
Наталия ТЮРИНА, кандидат филологических наук:
- Я отработала со студентами-иностранцами около 10 лет, обучала их русскому языку. Живётся им здесь несладко. Если мы зубрим английский или немецкий со школьной скамьи, то они, как правило, приезжают сюда с нулевым знанием русского. Нельзя студентам из-за рубежа и работать - у них учебная виза. Ещё сложнее освоиться в нашей культуре. Иностранные студенты не понимают, почему от них отворачиваются на улицах и не хотят с ними общаться. Но дело тут даже не в отсутствии гостеприимства, а в нашем менталитете. Вы часто встречаете на улицах улыбающихся прохожих, которые спрашивают: как ваши дела и настроение? Для нас равнодушие окружающих - норма, а для большинства иностранцев - нонсенс. Но, вопреки всем сложностям, случаи, когда иностранные студенты бросали учёбу и сбегали домой, на моей практике единичные. Значит, есть за что держаться и ради чего терпеть все неудобства, и наше российского образование по-прежнему в почёте.Владимир ТУГОВ, заведующий Центром психического здоровья областного психдиспансера:
- Каждый родитель мечтает дать своему ребёнку всё самое лучшее, естественно, касается это и образования. Одни делают выбор в пользу отечественных учебных заведений, а другие мечтают дать своим детям зарубежное образование. Я не берусь никого судить или давать советы, каждый выбирает для себя свой путь. Но практика показывает, что процесс обучения идёт намного эффективнее, если человек находится в условиях, максимально совпадающих с его психикой. Находясь в чужой стране, без родни и друзей, создать такие условия вряд ли возможно. Человек попадает в совершенно другой мир: это другая языковая, социальная и философская среда. И здесь помимо вузовских экзаменов его ещё ждёт экзамен на выживание. А справиться с этим не каждому под силу: человек по натуре должен быть трудоголиком и авантюристом. Готовиться к переезду можно годами, учить язык и знакомиться с культурой страны, но, решаясь на этот шаг, человек всё равно не отдаёт себе отчёта в том, что его ждёт в новой жизни. На моей практике было немало случаев, когда такие "переселенцы" возвращались домой с глубокими неврозами. Кто-то из них по каким-то причинам вернулся на Родину, а кто-то, получив помощь психотерапевтов, снова возвращался назад. Главная причина всех расстройств -неоправданные надежды на успех и трудности в общении с новыми "соотечественниками".Смотрите также:
- ЕГЭ по русскому - на 100 баллов. Сирийка об образовании, Алеппо и России →
- Последний звонок (26.11.2013) →
- Фараонам и не снилось →