За штурвалом мечты

   
   

Лётчица Валентина Дрокина прославила Тверь на весь мир

Говорят, что штурвал самолёта доверяет только мужским рукам, а выполнять фигуры высшего пилотажа в небе под силу лишь самым маститым лётчикам. Но для нашей землячки Валентины Дрокиной всё это предрассудки: любые небесные трюки этой смелой женщине по плечу. Сорок лет назад она связала свою жизнь с совершенно не женской профессией и за это время сумела утереть нос многим мужчинам-лётчикам.

Сегодня заслуженный мастер самолётного спорта России, четырёхкратная абсолютная чемпионка СССР и серебряный призёр чемпионата Европы помогает готовить лучших пилотов страны.

Девочкам по плечу

Когда в детстве её сверстницы мечтали стать врачами и королевами красоты, маленькая Валя представляла, как однажды взлетит высоко под облака на настоящем самолёте. "Девчонки не могут быть пилотами", - говорили ей знакомые мальчишки. Валентина же решила доказать всем, что небо девочкам по плечу.

- И доказала ведь! - смеётся Валентина Николаевна. - Моё детство выпало на послевоенное время, тогда мы очень гордились нашими лётчиками-героями, одержавшими победу над фашизмом. Родители с упоением рассказывали об отважных пилотах, и, конечно же, всё это оставило неизгладимый след в детской душе. Я всегда знала, что непременно стану пилотом, чего бы мне это ни стоило. Ещё в школе начала заниматься в аэроклубе: сначала прыгала с парашютом, потом начались полёты на планере. Самая же большая беда была в том, что тогда девушек категорически не брали ни в лётные училища, ни в авиаинституты. Поэтому после школы я поступила в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, мечтала, что смогу летать и совершать аэрофотосъемку. Хотя бы так дотянуться до небес!

Учась в Москве, Валя всё своё свободное время проводила в Центральном аэроклубе. Там в 1973 году девушка впервые взлетела на самолёте ЯК-18А. Правда, с инструктором. Перед тем, как сесть за штурвал этой железной птицы, за её плечами уже были десятки прыжков с парашютом и огромный опыт полётов на планере.

- Женщин зря списывают со счетов. Да, мужчины физически сильнее, и нам, дамам, приходится очень серьёзно готовить себя к пилотированию, тренировать выносливость. Но самое важное для лётчика - это умение молниеносно реагировать на малейшие изменения за бортом. И тут мы даём фору нашим парням, бесспорно!

Жёсткий отбор

Кода Валентина начинала свою карьеру, в Советском Союзе авиация была невероятно популярна. Существовало огромное количество авиакружков, и попробовать себя в качестве будущего пилота мог каждый. Но далеко не все становились лётчиками, отбор был настолько жёстким, что вполне здоровые, крепкие пацаны признавались негодными.

- Для лётчика важно всё: не только абсолютное физическое здоровье, зрение, выносливость, вестибулярный аппарат, но и характер, тип психики. Ранимым, обидчивым меланхоликам в авиации делать нечего. Собранность, ответственность, смелость и быстрая реакция - вот главные черты пилота.

Всеми этими качествами наша Валентина обладала, но после окончания института, переехав в Казахстан, летать ей всё равно не позволили. Девушке пришлось долго доказывать, на что она способна. Назло всем Валя с лёгкостью выполнила нормативы на мастера спорта СССР, и её просто не могли не включить в сборную Советского Союза. С тех пор она начала участвовать в соревнованиях по самолётному спорту. В 1979 году Валентина перевелась в Тверь, чтобы тренироваться на аэродроме Борки в Кимрском районе. И с этого момента о столице Верхневолжья узнал весь мир, потому что каждый раз, завоёвывая первое место, Валя гордо говорила: "Я из Твери!"

- Есть такое высказывание: когда становишься взрослым, наступает время исполнять свои детские мечты. Это как раз про меня. Кажется, я положила всю себя, чтобы заниматься тем, чем всегда хотела. Соревновалась я с лучшими пилотами, в основном с мужчинами. И всегда была впереди.

Вплоть до 2004 года Валентина Дрокина участвовала в соревнованиях за нашу страну. На празднованиях Дня города тверичане не раз моли видеть самые невероятные фигуры высшего пилотажа. Самые сложные из них исполняла именно она. И ни разу в полёте у неё не дрогнул мускул.

- Часто лётчики говорят, что небо - их жизнь. Это не просто громкие слова, это истинная правда. Случайные люди не становятся пилотами. Только фанаты воздухоплавания, только отчаянные, неисправимые романтики посвящают себя штурвалу. А когда приходит пора уходить из авиаспорта - это великая трагедия. Поэтому я сейчас продолжаю дело своей жизни - на общественных началах помогаю тренировать пилотов, участвую в судействе чемпионатов мира и Европы. В общем, учу молодых всему, чему научилась сама.

Спорт - в загоне

Валентина Дрокина признаётся: то, что творится сейчас в нашей авиации, ей совершенно не по душе. Особенно она переживает из-за постоянных трагедий, когда частные самолёты и вертолёты терпят крушение, пропадают в неизвестном направлении. Иногда это происходит и в Тверской области. Лётчица уверена - всему виной деньги, которые в наше время стали решать всё.

- У современных владельцев самолётов и вертолётов слишком мало опыта, но они это компенсируют деньгами. Заплатил круглую сумму - и тебе дадут разрешение на любой полёт. Раньше такого не было. Советские специалисты в жизни не выпустили бы в небо человека, который не налетал положенное количество часов в разных погодных условиях. К небу нельзя относиться халатно, потому что цена за любую оплошность - жизнь.

Сама Валентина Дрокина лишь раз испугалась за свою жизнь. Вернее, даже не за свою, а за членов экипажа. Возвращаясь с соревнований, ей пришлось лететь за ведущим самолётом в непроглядном тумане, и винт впереди летящей машины чуть не распилил крыло её Як-55. На борту самолёта-лидера - одни мужчины, а вся надежда была на единственную женщину, летящую на одноместном самолете.

- Никто ничего не говорил, но понимала, как они переживают. Каждого из нас на земле ждали родные и близкие, и в моих руках были судьбы. Конечно же, я собралась и сумела благополучно долететь до аэродрома, иначе просто быть не могло!

За свою спортивную карьеру Валентина Дрокина научилась управлять восемнадцатью разными самолётами и налетала на них более трех тысяч часов. Но больше всего она гордится не своими медалями, а тем, что по её личной инициативе чемпионаты мира стали проводиться на самолетах ЯК-52.

- Самое интересное, что с тех пор прошло уже три чемпионата мира, и все высшие награды взяли наши, российские летчики, в том числе и ребята родом из Тверской области. Ещё в Калинине было много хороших пилотов, о нас знали, нами гордились. Но, увы, пришла перестройка, и самолётный спорт оказался в загоне. Только в прошлом году в Верхневолжье снова появился официально аккредитованный самолетный спорт, и мы стали готовить будущих чемпионов среди тверских ребят. Если бы в наш вид спорта вкладывали столько, сколько в футбол, то Россия давно вернула бы звание самой мощной авиадержавы, потому что люди у нас самые смелые. Иностранцы, поверьте, не такие!

Смотрите также: