"Славная "жизнь

   
   

Война жителей против нового мусорного полигона длится три года

Эпопея со строительством нового мусорного полигона рядом с деревней Славное Калининского района тянется уже более трёх лет. 31 марта 2013 года заканчивается срок действия старой свалки, расположенной на 13-м километре Бежецкого шоссе. Однако другого места для вывоза мусора в городе нет. А значит, сроки закрытия свалки опять продлят, уже в четвёртый раз. Между тем в семи километрах от действующего полигона строят новый.

Предполагается, что именно он решит все проблемы тверичан. Но не тут-то было. Возводится полигон аккурат на водоразделе Орши и Тверцы, в зоне санитарной охраны Тверецкого водозабора. Местные жители уже три года бьются за то, чтобы строительство прекратилось. Они устали жить в грязи и уверены, что полигон нанесёт огромный урон не только обитателям близлежащих деревень, но и экологии всего Верхневолжья.

Не живём, а выживаем

По дороге в деревню Славное, куда пригласили нас местные жители, взору открывается та ещё картина: за небольшим пролеском монументально возвышаются горы мусора, над которым кишит тьма чаек. Чем-то напоминает фильм ужасов, с одной лишь оговоркой - всё происходит наяву. Мёртвые животные вперемешку с бумагой, одеждой, помоями и прочими отходами человеческой жизнедеятельности смердят даже в морозную погоду. "Это она ещё не горит, а когда загорится - пиши пропало! Я за пять лет бронхит заработал, не представляю, как местные живут! - признаётся мне водитель мусоровоза и, решив, что сболтнул лишнего, уезжает восвояси. Впрочем, не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: жить рядом с таким кошмаром просто невозможно.

- Мы не живём, а существуем, - еле сдерживает слёзы местная жительница Анна КОЛЬЦОВА. - Сил уже не осталось, здоровья тоже. Уехать бы рады, да куда? Денег нет, да и старые стали. Тяжело, доченька, не то слово. Когда тут землю получили - радовались, словно дети малые, дом строили, думали, жить по-человечески будем. Какое там! Уж сколько просили чиновников закрыть свалку, всё без толку. Сорок пять лет ей, проклятой. И всё это время задыхается народ от гари и вони. Недавно посчитали с соседями, вышло, что в округе от онкологии умерло почти 30 человек, многие из них - от рака лёгких. Два года назад я не выдержала, собрала документы и лично отвезла их в Москву, в Общественную палату. После этого наши власти хотя бы очаги возгорания начали тушить, землёй посыпать. Не скажу, что стало легче, но хоть что-то. А вот теперь, видимо, хотят нас совсем со свету жить - новую свалку рядом построить, в несколько раз больше. Неужели так и помрём, полной грудью не вздохнув?

Больше 50 тысяч человек подписались против строительства полигона в Славном. Вот только что толку, собственными глазами видела - работают на территории экскаваторы, и людское горе им не помеха.

Урон природе

Рядом с районом, где сейчас расположены старая свалка и будущий полигон, сорок деревень. Самые активные их жители объединились и истоптали не одну пару обуви, обивая пороги различных инстанций. Пенсионер Владимир Сакадынский, член инициативной группы, и его соратники собрали сотню документов, где чёрным по белому рукой экспертов-экологов написано: размещать полигон там, где его сейчас строят, нельзя. И дело не только в местных жителях. Очень высок риск за-грязния нечистотами реки и Иваньковского водохранилища. А это уже экологическая катастрофа!

- Мы боремся со старой свалкой давно и выступаем против строительства новой. За всё время у меня скопилась приличная папка и экспертных заключений, и чиновничьих отписок. Все карты у нас в руках, но мы проигрываем, - говорит, Владимир Сакадынский. - Почему власти игнорируют своих жителей? Ведь не только в Славном народ задыхается, когда горит мусор, но вся Тверь дышит гарью.

В 2008 году на Бежецкий трассе из-за дыма от свалки столкнулись семнадцать авто, тут же в 2010-м - семь. Но и это не сдвинуло дело с мёртвой точки - мусорные кучи продолжают возвышаться. А когда перестанут расти тут, вырастут чуть подальше.

- Нам говорят, что новый полигон будет не чета старому, что используют современные технологии. И потом здесь построят мусороперерабатываю-щий завод. Но это лишь слова, на деле мы получим обычную мусорку, только большей площади. Это я говорю не голословно, а изучив проект застройщика, - рассказывает Николай СИМАНЕНКОВ, местный житель, профессор Тверской военной академии противовоздушной обороны. - К тому же есть все основания полагать, что строится полигон не столько для тверичан, сколько для москвичей. Благодаря скоростной трассе, которая скоро у нас появится, москвичи с лёгкостью смогут свозить на наш полигон особо опасные отходы, которые утилизировать очень затратно. Попав в грунтовые воды, такой мусор будет отравлять нашу воду и губить природу. Более того, полигон будет частным, а значит, условия диктовать будут его хозяева.

Отходы - в дело

Между тем, требуя запрета на строительство полигона, славновцы предлагают своё решение проблемы. Они выступают за возведение мусороперерабатывающего завода на безопасном месте. Активисты уже не раз предлагали властям самые подходящие для этих целей участки.

- Я двадцать лет проработал в администрации Калининского района и знаю его как свои пять пальцев. Мы предлагали чиновникам шесть мест, где можно было бы построить завод. Самый прекрасный участок - за деревней Изворотень, в пойме бывшей реки, - рассказал Геннадий БЕРДНИКОВ, бывший первый заместитель главы Калининского района. - От деревень далеко, на площадке уже вырублен лес, растёт кустарник, от дороги 150 метров через вал. Недалеко от этого места есть ещё одно, там находится выработанный карьер, достаточно глубокий, чтобы складировать отсортированный мусор. Но знаете, что ответили нам на наши предложения? Там дорога плохая! И точка.

Глядя на то, как отважно борются граждане за элементарное право жить по-людски, становится очень горько и стыдно. В какой ещё цивилизованной стране народ обрекают на соседство с помойкой, игнорируя здравый смысл? Да и не встретите вы в Европе отрытых свалок, это уже пережиток прошлого. Предприимчивые умы давно поняли, что мусор может приносить не проблемы, а пользу. Его используют как вторсырье и источник энергии на теплоэлектростанциях. Для Твери это звучит фантастически, но элементарный мусороперерабатывающий завод в 21 веке перестал быть диковинкой. Его реально возвести. Примеры можно поискать в соседних с нами областях, например Ярославской. Там завод построили ещё десять лет назад. Если сами не можем, может, стоит поучиться у соседей?

Елена ПУШАЙ, эколог, член Общественной палаты Тверской области: _

- На ум приходит поговорка: "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Журавль в данном случае - мусороперерабатывающий завод, который пока нет возможности возвести. Когда свалка горела, дым от неё мешал жить всем тверичанам, поэтому полигон нам просто необходим. За сорок лет технологии шагнули вперёд. Если все правила соблюдаются, то нет повода переживать об экологических катастрофах. Нужно реально смотреть на вещи - нам всё равно необходимо куда-то девать мусор. На полигоне его будут не просто сжигать, а перерабатывать и закапывать по специальным технологиям. При подобном развитии событий вред окружающей среде минимален. Он не сопоставим с той мусоркой, которая сорок пять лет мучает тверичан. А для людей, проживающих рядом, власти должны создать программу реабилитации, возможно, выплачивать определённые материальные компенсации. Я прекрасно понимаю, что никто не хочет жить рядом со свалкой. Даже если это безопасно, наше сознание уже выдаёт определённый негатив. Поэтому властям и жителям деревень необходимо найти компромисс, который устроит обе стороны.

Владимир САКАДЫНСКИЙ, житель посёлка Славное, член инициативной _ группы: Не понимаю чиновников, которые с упорством мулов спешат закопать тверскую землю под горами мусора. Мы, жители Славного, боимся, что на полигон повезут отходы из Москвы. Утилизировать ртуть, люминесцентные лампы, машинные жидкости и прочие вещи очень дорого, настолько, что легче проехать 200 километров до нашей свалки. Вторая проблема -это обильные грунтовые воды под полигоном. Кто даёт гарантию, что подложка из специального материала спасёт от проникания в почву химикатов и ядов? Такой гарантии нет, и никто её не даст. Стоит хоть на йоту нарушить технологию, и отрава начнёт сочиться прямиком в питьевую воду. А где вы видели, чтобы в России соблюдали все нормы и правила? В итоге сначала неные ручейки, а затем дойдёт и до Иваньковского водохранилища. Кстати, до тех же самых москвичей зараза вполне может добраться, и никакие очистные сооружения их не спасут. Поэтому прежде чем плевать в чужой колодец, стоит тысячу раз задуматься - а не аукнется ли? И я искренне восхищаюсь своими земляками, теряющими остатки своего здоровья в чиновничьих кабинетах ради общего блага. Нам приходится отстаивать то, что априори должно обеспечивать государство: право на здоровую и безопасную жизнь. Как только не отфутболивали деревенских жителей, какие только байки не рассказывали, но мы не сдались. Ведь если сейчас не отстоять свою позицию, допустив строительство полигона, то и спустя 20 лет он продолжит отравлять нам жизнь. Я очень надеюсь, что найдётся другой выход из сложившейся ситуации.

P.S. Своё мнение по поводу возможного открытия мусорного полигона вы можете оставить на нашем сайте

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Ирина БЛЕМ, заместитель председателя правительства Тверской

области:

- Срок работы действующего полигона твёрдых бытовых отходов истекает 31 марта,поэтому городской администрации необходимо готовить ходатайство и обращаться в суд за отсрочкой. Сказать, какое именно судебное решение по этому вопросу будет принято, мы не можем. В любом случае на полигоне будут вестись рекультивационные работы. По оценкам экспертов, его можно эксплуатировать ещё около двух лет. Надеемся, что за это время вопрос со строительством нового полигона будет решён. Для нас это стратегически важный вопрос: разработана целая программа, касающаяся утилизации мусора не только в Твери, но и в области.

Что касается строящегося полигона на 21-м километре Бежецкого шоссе, то юридически он таковым не является. Городская администрация ещё год назад вышла из состава учредителей этого объекта, и теперь им занимается исключительно частная компания.

Для того чтобы она могла предоставлять услуги городу, в дальнейшем с властями Твери необходимо будет заключить соглашение. Кроме того, данный полигон не введут в эксплуатацию без положительного заключения Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Пока такого заключения нет, как, впрочем, и разрешения на строительство. Для правительства Тверской области приоритетным является экологическая безопасность жителей, и мы сделаем всё, чтобы её обеспечить.

МНЕНИЕ ПАЖЕТНОВА

   
   

С заботой о будущем

Я, как человек, посвятивший свою жизнь животным и окружающей среде, выступаю и против свалки, и против полигона. Только современный мусороперерабатывающий завод сможет стать нашим спасением. Мы должны отталкиваться от самого важного - от здоровья человека. Россиянам в целом надо менять свою культуру и начинать даже не со свалок, а со своих квартир. Уж коли говорим о Западе, то там все приучены сортировать мусор. Едва ли вы найдёте заваленный отбросами парк в Германии. Пора подняться на первую ступеньку - перестать жить, не задумываясь о будущем, и начать заботиться об экологии. В Тверской области все лесные поляны, пригодные для отдыха, местные жители превращают в свалки собственными руками. Я лично сотню раз сам вывозил мешки с отходами, оставленными кем-то после пикника. Берега наших водоёмов захламлены пластиковыми бутылками, пакетами, банками из-под пива, пищевыми отходами. Но если пища разлагается и идёт на удобрение, то пластик веками может наносить урон, выделяя в воздух токсичные вещества. И это огорчает не меньше, чем мусорный полигон под носом у населения.

Хотя в Верхневолжье много борцов за экологию, их совместных сил недостаточно. Инициатива должна исходить от самого правительства страны. Ведь не видеть бежецкую свалку из Москвы не значит избежать её негативного влияния. В природе всё взаимосвязано. Тверская область - пока ещё спасительный островок с благодатной природой. Пусть так будет и через полвека.

Валентин ПАЖЕТНОВ, заслуженный эколог России, доктор биологических наук, создатель биостанции "Чистыйлес".

Смотрите также: