"Учитель года" Елена Конохова - о реформировании школы
"Школа всегда была местом, где закладывается фундамент, на котором дети строят свою взрослую жизнь. Поэтому реформы необходимо проводить очень осторожно, чтобы у ребят было достойное будущее", - уверена Елена КОНОХОВА, педагог с двадцатилетним стажем, победительница Тверского конкурса "Лучший учитель года-2013".
1 марта все тверские старшеклассники определились с предметами, которые будут сдавать на ЕГЭ, и теперь усиленно готовятся к выпускным экзаменам. Учащиеся девятых классов от них не отстают - вместо классических заданий они теперь сдают государственную итоговую аттестацию. Для тех и других такие экзамены - большой стресс. Как справляются ребята с подготовкой? Действительно ли ЕГЭ даёт тверскому выпускнику большие возможности? Чего ждать родителям от внедрения образовательных стандартов второго поколения? На эти и другие вопросы нам ответила Елена КОНОХОВА, учитель математики тверского лицея.
Набираем баллы
- Елена Сергеевна, учебный год подходит к концу. Впереди у одиннадцатиклассников Единый госэкзамен. За семь лет, которые он действует, уже можно сделать вывод: ЕГЭ -это зло или благо?
- Тверская область была одной из первых, где стали внедрять ЕГЭ. Начиная с 2006 года, Верхневолжье участвовало в эксперименте, и учащиеся могли выбирать -сдавать им обычный экзамен либо тесты. С 2009 года Единый госэкзамен проводится во всех школах страны. Но и по сей день мы сталкиваемся с множеством проблем при его сдаче, так как тест - непривычная для российского менталитета система. Многие родители хотели бы вернуться к прежнему варианту сдачи экзаменов. И с ними можно частично согласиться - всё-таки личное общение педагога с учеником даёт представление, что в голове у ребёнка и есть ли у него действительно знания. Не секрет, что экзамен - это стресс, от которого иногда наступает ступор. Всего один наводящий вопрос экзаменатора порой способен вывести ученика из такого состояния, и тот блестяще ответит на вопрос. При сдаче ЕГЭ, конечно, такого быть не может. Однако нет больше смысла оглядываться и жалеть о прошлом. Уверена, что в ближайшее время мы точно не вернёмся к прежней системе. А значит, необходимо достойно готовить ребят к тестам. Нам это, кстати, удаётся - тверские ученики с каждым годом показывают лучшие результаты, а баллы становятся выше. И это нормально, первопроходцам всегда тяжелее. Главный плюс ЕГЭ, перекрывающий все минусы, - документы можно отправить в любую точку страны и поступить в любой вуз. Даётся шанс, которого десять лет назад у большинства не было.
- Понятно, что Единый госэкзамен необходим для поступления в вуз. А для чего учащихся девятых классов обязали сдавать государственную итоговую аттестацию?
- В этом нет острой необходимости. Классические экзамены, на мой взгляд, отлично справлялись со своей задачей. Но всё упирается в реформу образования, принятую "сверху". Мы ориентируемся на Европу, где давно царят баллы и тесты. Аттестация подразумевает под собой тестирование на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. В подобной форме сдают русский язык и математику. Остальные предметы - по выбору. Результаты рассматриваются при зачислении в 10-й класс. И тут дети могут реально оценить свои способности. Мы, учителя, стараемся максимально своих учеников подготовить к тестированию.
- С какими проблемами столкнулась школа, начав внедрение новых стандартов? Для чего они вообще нужны?
- Если ЕГЭ действительно не может в полной мере продемонстрировать личностные качества учащегося, то новые образовательные стандарты, наоборот, работают на их развитие.
Пока стандарты только в процессе внедрения, и тверской лицей - одна из экспериментальных площадок в этом плане. Сейчас все хорошо понимают, что ориентирование обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьёзным результатам в развитии личности ученика, необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - её цель, мотив, конкретные учебные действия. Только в этом случае ученик становится активным участником деятельности, частью педагогического процесса. Вместе с учителем ребята будут учиться анализировать, обсуждать цель и задачи урока, тут же задавать вопросы, предлагать варианты решения, выдвигать гипотезы.
Важны не одни лишь оценки, но и умение рассуждать, защищать свои суждения, признавать ошибочность взглядов. Благодаря подобному подходу не только информация будет усваиваться лучше, но дети обретут коммуникативные навыки, перестанут бояться проявить своё я, высказывать собственное мнение. Таким должен быть человек в 21 веке. Меняются и требования к школе. В классах должны быть интерактивные доски, компьютеры, Интернет. Всё это веяние времени, от этого не уйти.
- А платное среднее образование, которое хотят ввести, тоже для блага?
- Если его введут, то большая часть российских детей лишится возможности получить нормальное образование. Получится, что светлые, но бедные головы вместо того чтобы учиться, совершать научные открытия, лечить людей, будут стоять на рынке или у станка. Я категорически против такого поворота событий. Думаю, что в ближайшее время платить за уроки родители точно не будут. Это гарантирует и "Закон об образовании". Ну а что будет потом - это уже на совести государства. По информации, которой я владею, обязательными и бесплатными для школьников останутся русский язык, математика, обществознание, физкультура и технология. Остальные предметы можно выбрать по своему усмотрению, и только за деньги. Получается, что даже те, кто сможет позволить себе образование, пойдёт по пути узкопрофильного развития, как это сейчас происходит на Западе. Самые богатые, конечно же, отправят детей учиться за границу. Некоторым придётся задуматься: а стоит ли рожать второго, третьего ребёнка, если дать ему достойное будущее с каждым годом становится всё сложнее и сложнее?
- Огромное количество тверских родителей недовольны заданиями, которые сегодня задают ребятам, а также учебниками, по которым трудно учиться. Если раньше мама с папой могли легко помочь своим детям, то теперь им приходится копаться в Интернете в
поисках ответа на задачу. Почему так происходит?
- Эта проблема последние десять лет является краеугольным камнем. Есть учебники, в которых действительно материал плохо подан. Изменить ситуацию можно, если ужесточить контроль над учебной литературой. Пока же он оставляет желать лучшего. В идеале нужно взять отличную советскую базу и скорректировать её под сегодняшние реалии.
Что касается помощи родителей детям, то здесь палка о двух концах. С одной стороны, действительно, задания не должны вводить в замешательство взрослых. С другой - программа сегодня совершенно изменилась, всё преподаётся иначе, чем 30 лет назад, много заданий на смекалку. В силу этого у некоторых родителей возникают проблемы. Но важно учитывать, что мальчишки и девчонки теперь совершенно другие. Чтобы понять, как эффективнее подать им информацию, приходится сломать немало копий. Как только все преобразования закончатся и наступит стабильность, эта проблема решится сама собой.
Профессию не выбирают
- Мы должны менять учебники, иначе подавать школьникам информацию, внедрять новые стандарты... Но а что с учителями? К чему столько реформ в образовании, если через десять лет некому будет вести уроки? Молодые кадры ведь в школу не идут.
- Нам очень нужна новая, свежая кровь. Большинство педагогов в школах - это люди с огромным опытом, но его некому передать. Ребята, заканчивая пединституты, устраиваются к нам работать, и видно, что глаза у них горят. Но огонь быстро гаснет - слишком маленькая зарплата. И молодёжь честно признаётся: остались бы, но на такие деньги, даже со всеми существующими надбавками не прожить. История стара как мир. Только чем дальше, тем острее проблема. Если запустить ситуацию, то в нашей огромной стране некому будет профессионально учить детей. Надеюсь, такое будущее нашему государству не нужно.