"Здравствуй, мама. Я здоров"

   
   

Юрий Гудин - о великих боях и утрате вечных ценностей

Стопка пожелтевших писем с фронта бережно хранится у Юрия ГУДИНА без малого семь десятков лет. Каждое из них начинается со слов: "Здравствуй, мама. Я здоров". Когда-то эти весточки ждала его мать, для которой очередное письмо сына было самым большим счастьем в жизни. В те суровые военные годы вся страна верила в победу и ждала своих героев домой.

Юрий Михайлович вернулся живым. За плечами остались Сталинградская и Курская битвы, а дома аккуратно сложены боевые награды. Даже отметив свой 90-летний юбилей, в душе он - всё тот же пацан. Благодаря таким, как Юрий, ковалась великая Победа.

Уходили с улыбкой

Ему исполнилось девятнадцать, когда по хриплому радио прозвучали страшные слова: началась война. В это мгновение мир словно рухнул, и показалось, будто земля горит под ногами. Никто не спросил тех парней и девушек, о чём они мечтали, кого любили, к чему стремились... На фронт уходили все, кто мог помочь своей стране устоять под натиском фашистов.

Юрий Михайлович вспоминает, что вслед за шоком пришло воодушевление: никто не сомневался в победе, и каждый хотел принести её своей стране.

- Когда ты так молод, то не думаешь о смерти, такой поворот событий просто не приходит в голову. Наоборот, в мыслях прокручиваются победоносные картины, когда враг повержен, бежит и просит пощады. Я был уверен, что мы очень скоро разгромим фашистов и вернёмся к привычной жизни. Кто знал, что жестокая война продлится четыре года и эти годы станут самыми длинными в жизни каждого из нас?

Сыновья уходили на фронт с улыбкой, подбадривая своих стариков. "Не плачьте, родные, мы скоро вернёмся!" - эти слова до сих пор звучат в ушах Юрия Гудина. Иногда снятся сны, что все действительно возвратились домой, и тогда ветеран просыпается и плачет. Тяжело осознавать, что большинство товарищей остались там, в сырых окопах, вечно молодыми...

- Меня взяли на фронт не сразу, а отправили обучаться на Украину, после чего я стал специалистом по противотанковым минам. Служил в инженерном батальоне. Перед тем как расположиться под Сталинградом, мы участвовали в нескольких ожесточённых боях. В Сталинград же попали летом 1942 года. Стояла ясная погода, и даже не верилось, что идёт война. Но небо то и дело чернело от фашистских самолётов, бомбивших город. Сверху летели в основном "зажигалки", фашисты целились ими в деревянные дома, и те вспыхивали, словно спички. Люди, не успевшие эвакуироваться, прятались под землёй, в подвалах и убежищах, это был единственный шанс остаться в живых. Если кто-то выбирался наружу, сразу же попадал под прицел снайпера.

В учебниках истории мы потом прочитаем, какими страшными тогда были бои, как солдаты сражались за каждый квартал, за каждый метр. Один только центральный вокзал города переходил из рук в руки тринадцать раз! Двести дней длилась оборона Сталинграда, и под натиском нашей армии немцы сдались.

- Когда в январе 43-го город был полностью отвоёван, я ещё оставался под Сталинградом: надо было разминировать всю территорию. Казалось, что опасность миновала, как вдруг на моих глазах мой товарищ подорвался на установленной нами же мине. Увы, но даже когда никто не стрелял, мы всё равно находились между жизнью и смертью. Это было страшное время, о котором невозможно забыть.

Самая большая награда для бойца, которую могла предложить судьба, сама жизнь.

Роковое ранение

А потом была Курская дуга. Стоял июль, но кровавые бои, словно чёрные пятна, заслоняли собой солнце. Солдаты с трудом находили время, чтобы написать родным пару строк: мол, живы, не волнуйтесь. Враг наступал, и Красная Армия находилась на оборонительном положении.

- 12 июля 1943 года у села Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение. Одновременно в бою сошлись больше тысячи танков и самоходных орудий! Эта битва обескровила немецкие дивизии. На следующий день они вынуждены были отойти на исходные позиции. Фашисты понесли серьёзные потери, и с этого дня наша армия начала наступать. 5 августа уже были освобождены Орёл и Белгород, 23 августа - Харьков. Мы уже форсировали Днепр, когда осколки разорвавшегося снаряда попали мне в бедро. Как сегодня помню этот день - 18 октября 1943 года. Меня отправили в госпиталь, и на войну я больше не вернулся.

Около года Юрий Михайлович пробыл в военном госпитале. Надеялся, что обездвиженная нога вот-вот разработается и можно будет снова уйти на фронт, к товарищам, которые продолжали проливать кровь за Родину. Чуда не случилось. На костылях Юрий вернулся в отчий дом, в Архангельск.

- Я не думал о здоровье, о ране. Меня терзало чувство бессилия, что не могу ничего изменить, что я вернулся, а мои друзья нет. Улыбка матери давала силы жить дальше, но спокойно об этом думать я не могу до сих пор.

О победе над врагом Юрий узнал уже дома. Люди бросились из домов на улицы, обнимаясь и плача от счастья. Столь великий душевный подъём, такой наплыв сильнейших эмоций больше никогда не повторялись. И ветеран надеется, что не повторятся! Ведь перед этим непременно должна быть великая скорбь.

Храните мир

У героя войны вся грудь в орденах. Но главное достижение для него - это сама жизнь. Это самая дорогая награда, которую могла ему предложить судьба. Вот только, став свидетелем разных эпох и прожив на свете почти век, ветеран признаётся, что не видит сегодня той справедливости и тех ценностей, за которые он и его товарищи проливали кровь.

- Я страдаю от того, как мы сейчас живём. Да, у меня хорошая пенсия, но у многих она ничтожная. Очень боль.шая пропасть лежит между бедными и богатыми, так не должно быть. Телевизор включать страшно - нет мо.рали, на которую мы когда-то ориентировались. Но я всё равно люблю нашу страну, и если бы можно было начать жизнь сначала, то без сомне.ния прошёл бы заново весь свой путь.

Мы, солдаты Великой Отечественной, мечтали, чтобы наши семьи и будущие по.коления не познали фашистского гнёта. Вот только, увы, пришёл новый гнёт - материальный. Я старый человек, и со мной кто-то может не согласиться. А я не соглашусь с теми, кто сейчас говорит, мол, если начнётся война, то защищать страну будет некому. Уверен, что народ также сплотится и выйдет на оборону, потому что дух наших людей не сломлен. Только пусть её не будет никогда, этой войны. Храните мир -это всё, о чём просим я и моё поколение.

Смотрите также: