Ключ к трудному ребёнку - любовь

   
   

Главный детский полицейский - об агрессии ребят и безразличии взрослых

"Ребёнка больше всего калечат не Интернет и телевизор, а безразличие и холодность родителей. Чем раньше взрослые это осознают, тем больше у них шансов не потерять сына или дочь", - считает Мария Кольцова, заместитель начальника отдела по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних при УМВД России по Тверской области.

1 июня мир отмечает День защиты детей. От кого их сегодня приходится защищать - взрослых, жестоких сверстников, а может быть, от самих себя? Об этом мы решили спросить у женщины, которую можно назвать главном детским полицейским нашего региона. Десять лет она подбирает ключик к трудным подросткам и детям, не нужным своим родителям.

"Обратно к маме"

- Мария Моисеевна, в вашей работе вы видите две стороны медали. На одной - когда надо спасать детей от жестокости, на другой - агрессия подростков по отношению к сверстникам и даже взрослым. Расскажите, от кого вам приходится защищать несовершеннолетних?

- Как бы дико это ни звучало, но в основном от родителей. Реалии таковы, что количество преступлений, совершённых родителями в отношении собственных детишек, практически не снижается. Здесь и побои, и преступления насильственного характера. Зачастую взрослые в состоянии аффекта просто калечат своих чад. Так, помню случай, когда за двойку мать, таская за волосы своего сына, буквально содрала с него часть скальпа. Такие вещи не остаются безнаказанными, проводятся проверки и решается вопрос о привлечении родителей к уголовной ответственности.

Больше всего, конечно, нам приходится работать с неблагополучными семьями. И тут сталкиваешься с невероятной жестокостью и равнодушием. Мы приходим в дома, где измождённый от голода малыш даже стоять не может, вытаскиваем детишек из кучи водочных бутылок, которые кидают родители в их кроватки. Приходишь в такой дом и начинаешь проверять: заглядываешь в кровать, а там не то что простыней, матраса нормального нет, открываешь холодильник, а он пустой и даже не работает, потому что электричество отключили. Зато водка в доме, а порой и наркотики.

Нахождение ребёнка в такой семье просто угрожает его жизни, поэтому приходится забирать ребят и направлять их в детские дома и интернаты. Конечно, мы даём родителям шанс на исправление. Кто-то действительно начинает шевелиться, наводит порядок в доме, покупает продукты, порой даже пить бросают. Но это редкость. За 4 месяца этого года нами уже подано 50 исковых заявлений о лишении родительских прав. Цифра приличная.

Но знаете, что самое поразительное? Каждый ребёнок, которого мы отбираем, всегда просится к маме. Впервые в интернате попробовав фрукты, вдоволь накушавшись хлеба, увидев игрушки, он готов бросить всё это ради матери - пьяной, безразличной, для которой, кроме бутылки, ничего не имеет значения. Сердце кровью обливается, когда смотришь на это.

- Но кто вырастает в домах-интернатах? Говорят, что их воспитанники частенько не могут адаптироваться к нормальной жизни...

- К сожалению, в детских домах мы растим общество потребителей. Эти ребята совершенно не понимают устройство мира. Они привыкли, что у них есть завтрак, обед и ужин, игрушки, им дают сладости и одежду. Они не знают, откуда всё это берётся, как зарабатываются деньги и как тратятся. Конечно, воспитатели стараются им всё объяснить, но мальчик или девочка, выросшие не в семье, не видя её модели, вряд ли сумеют потом построить свою. Поэтому я за патронат, за приёмную семью, где ребята смогут понять, что значит настоящая жизнь.

Видимое благополучие

- Давайте перейдём к другой стороне медали: от агрессивных подростков иногда надо спасать людей. Недавно в Удомле двое тинэйджеров 16 и 17 лет, распивавшие алкоголь на территории детского сада, избили полицейского, который сделал им замечание...

- Причины, опять же, надо искать в семье. Именно там формируется понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сегодня на профилактическом учёте в Верхневолжье сегодня стоят 2900 ребят, из них 700 приходится на Тверь. Три года назад малолетних правонарушителей было более 4000, так что преступность среди детей уменьшается, но это обусловлено в том числе и демографическим спадом.

Законом пренебрегают не только ребята из неблагополучных семей, но и вполне приличные парни, у которых нет материальных проблем. Мы такие случаи называем "видимым благополучием". У ребёнка есть всё - хороший компьютер, дорогой телефон, фирменная одежда и пр. Казалось бы, ну зачем нужно портить жизнь себе и другим? А когда начинаешь разговаривать, то понимаешь, насколько одинок подросток, у родителей нет на него времени, и чадо предоставлено само себе.

Другая категория - ребята, выросшие с асоциальными родителями. Те зачастую начинают подворовывать уже с младых ногтей. Работать с ними сложнее, потому что они мало хорошего в жизни видели. Переубедить их непросто, но если отнестись с любовью и пониманием, то возможно.

Фильтры - в умах

- Сегодня по телевидению то и дело крутят репортажи, где школьники снимают на мобильники избиение своих сверстников. Поражаешься той жестокости, с которой они это делают. На ваш взгляд, чем вызвано такое поведение?

- Давайте включим любой канал и посмотрим, что там показывают. Фильмы в вечернее время - кровавые, телепрограммы - это "игры на выживание", скандалы, пошлость. Добавьте к этому жестокие компьютерные игры. Насмотревшись, как легко всё решается с помощью кулаков, дети проецируют вымышленный мир на себя. В одночасье эту проблему не решить. Необходима жёсткая политика властей - должен быть морально-нравственный ценз на фильмы и Интернет. Но фильтры, прежде всего, должны стоять в голове у родителей. Не нужно на 100 процентов доверять своему чаду, если он говорит, что ничего такого в Интернете не смотрит. Обязанность родителя - оградить ребёнка от непотребных роликов и фильмов.

Но сейчас, кстати, тенденция потихоньку меняется. Ребята 17 - 18 лет начинают осознавать, что курить - это не круто, пить тоже. В моду медленно входит спорт, здоровый образ жизни. В нашем регионе начинают появляться спортивные площадки, правда, их не достаточно, и нет людей, которые бы организовывали на них соревнования.

- У моей дочери роликовые коньки, мы живём в Твери на бульваре Цанова. Скажите, где она может на них покататься? Да нигде, потому что ровного асфальта даже рядом нет! Приходится ехать на другой конец города.

- Если родитель видит, что его сын или дочь подвергается нападкам со стороны сверстников, как себя вести?

- Главное - не заниматься самосудом, не пытаться наказать хулиганов. Так можно сорваться до рукоприкладства, что станет серьёзной проблемой прежде всего для самого родителя, на него могут даже возбудить уголовное дело. Если вы видите, что ситуация вышла из-под контроля, обращайтесь к профессионалам, в районную инспекцию по делам несовершеннолетних. Мы такие проблемы решаем успешно, показываем, что ждёт хулигана, если он будет продолжать в том же духе.

Держитесь за инспектора!

- А можно ли попасть к вам на учёт из-за мелких проступков?

- Можно. Например, за распитие алкогольных напитков того же пива. Полицейский, приметив такого ребёнка, должен доставить его в отделение. Если после 23 часов, когда в Твери для несовершеннолетних наступает "комендантский час" (о чём, кстати, многие забывают), подростки гуляют без присмотра родителей, то тоже можем забрать в участок, а потом доставить ребёнка родителям и разобраться, почему он находился один на улице. Поверьте, если не взять подростка за руку и не показать, что его ждёт, продолжи он поступать, как поступает, тысячи судеб скатились бы под откос.

- Если дети не исправляются, какая участь их ожидает?

- Нарушители до 14 лет не могут быть наказаны по всей строгости закона, но для них есть своё специализированное учреждение. В Твери это Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей на проспекте Чайковского. Там дольше 30 суток не держат, но поверьте, режимное заведение с решётками на окнах многих отрезвляет. Ну, а ребята с 14 до 17 лет могут попасть в колонию для несовершеннолетних, хотя мы делаем всё, чтобы этого не случилось.

Я всегда говорю своим подопечным: держитесь за инспектора, это ваша последняя надежда. Ведь исполнится вам 18 лет, и вы никому не будете нужны. А инспектор и с документами поможет, и на учёбу устроит, и работу тоже найдёт. И вы знаете, многие хулиганы встают на путь исправления. Масса историй, когда из "подучётников" потом получаются успешные бизнесмены, добропорядочные граждане. Некоторые даже пишут нам письма, заходят в гости. Это очень приятно, понимаешь, что живёшь на свете не зря.

- Мария Моисеевна, у вас рискованная и тяжёлая профессия. Почему вы выбрали именно её?

- Я всегда хотела быть нужной и очень люблю детей, поэтому с удовольствием пришла в подразделение по делам несовершеннолетних. Кстати, у нас 90% работников - женщины. Мужчины буквально впадают в ступор, не могут видеть нечеловеческие условия, в которых живут дети. Однажды мне позвонил коллега-мужчина и с дрожью в голосе рассказал: "Представляешь, я такую семью выявил, где ребёнок три дня ничего не ел". Нам, женщинам, почему-то проще взять себя в руки: пока мать собак не спустила, мы хватаем малыша и бежим.

Ну а в завершение хочу сказать всем родителям, которые переживают за своих детей: лучшая профилактика - это занятость. Если ребёнку есть чем заняться, он не пойдёт на улицу бить фонари и прохожих. Поэтому старайтесь увлечь сыновей и дочерей спортом, танцами, устроить на подработку и так далее. И помните: даже 20-минутного разговора со своим ребёнком порой достаточно, чтобы удержать его от необдуманных поступков. Главное, чтобы этот разговор состоялся.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих коллег и ветеранов службы с 77-летием со дня образования подразделения по делам несовершеннолетних, которое мы отпразднуем 31 мая.

Смотрите также: