"Есть раны, которые не заживают"

   
   

Алексей Агафонов - о войне и любви, спасшей от смерти

Сколько пройдено километров, уже и не счесть, сколько пыли собрано придорожной, сколько боевых товарищей осталось лежать в земле... Вроде бы ещё вчера, обнимая маму, уходил на фронт и обещал вернуться. Совсем недавно, не помня себя от радости, кричал "ура!" и со слезами на глазах праздновал Победу. А оглянулся - и вот уже почти век прошёл, ему 90 лет, и многих теперь нет рядом, а сам уже и отец, и дедушка.

Да только не забыть Алексею Агафонову тех тёплых маминых рук, и Великой Отечественной войны, когда немцы наступали и крушили всё на своём пути, а потом в пух и прах были разбиты советскими солдатами.

"Мама, я ненадолго"

Он прошёл всю войну от начала и до конца. Битва под Москвой, форсирование Днепра, Курская битва, освобождение Украины и Чехословакии - об этом сейчас Алексей Сергеевич рассказывает молодому поколению, чтобы помнили ребята, какой ценой досталась нам Победа. Всю войну он вёл карту, на которой отмечен весь его боевой путь. Путь, который не всем дано было пройти.

Когда 19-летним юнцом Агафонов ушёл на фронт, дома его остались ждать мама с пятью детьми и любимая девушка Валюша. С Валей условились писать друг другу письма, а маме Алексей строго-настрого запретил плакать. Сказал, что скоро вернётся, а раз так, то и повода для печали нет.

- Почти все тогда были уверены, что не пройдёт и года, как бойцы-красноармейцы с победой возвратятся на родину. Но война затянулась. Это было страшное время, когда дети вдруг в одночасье повзрослели, и даже старики рвались на фронт бить фашиста. Как много тогда погибло неопытных мальчишек, которые и стрелять-то толком не умели, но хватали винтовки и бежали в атаку, - рассказывает Алексей Сергеевич. - Мне в какой-то мере повезло: на фронт я попал, уже имея за плечами армейский опыт: был рядовым 318-го гаубичного артиллерийского полка в белорусском городе Бобруйске.

Плен - страшнее смерти

На войне Агафонов был артиллерийским разведчиком, по специальным звуковым приборам определял местонахождение вражеского орудия, а потом отмечал их на карте. Малейшая ошибка грозила полку неминуемой гибелью. И Алексей не подводил. Он жизнью готов был пожертвовать ради своих товарищей.

- На самом деле смерти боялись все, но попасть в плен к немцам было страшнее во сто крат. Но самое невыносимое - терять своих друзей, что стали мне как братья. Никогда не забуду осень 1941-го года. Мы стояли под Москвой, тогда меня назначили начальником полковой разведки. Вместе с товарищем мы отправились на задание, и в пару метрах от меня он подорвался на мине. Я даже не был ранен, а его разбросало по земле. И мне нельзя было оплакивать друга, некогда, надо было идти вперёд, и во что бы то ни было выполнить задачу. Волком выл, но двигался дальше, не останавливался, пока не вернулся в полк.

Помнит Алексей Агафонов, как спали в траншеях, недоедали, но никогда не унывали и всей душой верили в победу. И лишь один раз за все военные годы столкнулся Алексей с предательством. На его глазах в районе Химок, под Москвой, один из боевых советских расчётов батареи перешёл на сторону немцев. Но это исключительный случай. За военные годы больше такого не встречал.

- Очень тяжело было переживать налёты авиации, когда земля под ногами буквально горела. Кто-то не выдерживал психологически, но со своими страхами мы старались бороться, иначе было нельзя. Был у нас командир: здоровый мужик, а однажды так испугался, что при бомбёжке его в дрожь бросало. Но о том, чтобы прятаться от опасности, не было и речи. Он всегда ходил с солдатом, чтобы тот не давал ему потерять контроль над собой. Многие офицеры, глядя в глаза своим товарищам, просили: "Если увидишь, что иду на попятную, от пуль прячусь, стреляй мне в спину, не жалей!"

Битва под Курском

Никогда не забудет Алексей Сергеевич и легендарную битву под Курском, во время которой он был назначен начальником полковой разведки.

- Курская битва многое решала в исходе войны, на нас легла большая ответственность, поэтому еда и сон отошли на второй план. Солдаты болели, но бились до последнего. Я все ночи проводил в разведке и за планшетом, на котором определял координаты фашистских орудий. Именно тут, под Курском, громя врага, мы, советские солдаты, получили второе дыхание. Немец был уязвлён. А значит, не за горами победа!

Но до победы оставалось ещё два года. После Курского сражения Агафонов форсировал Днепр в районе Большого Букринского плацдарма. Тогда, на переправе через реку, убили одного из его солдат. Ветеран до сих пор переживает, что не смог уберечь бойца, хотя и столько лет прошло.

- Каждый солдат был чьим-то сыном, братом, любимым, отцом. Сколько женщин после войны облачились в чёрные платки - не перечесть. Если бы можно было вернуться обратно, я без сожаления отдал бы жизнь за любого сражавшегося.

Письма счастья

На протяжении всей войны Алексею грели душу весточки из дома. Он собирал письма и перечитывал их, сидя в окопе, в ожидании очередной бомбёжки. Сейчас не понять, как было важно тогда бойцу получить заветный конверт от любимой девушки и родных. Некоторым даже казалось, что пахнут они домашним хлебом и молоком. Прикладывая к щеке исписанный тетрадный лист, молодые ребята мечтали увидеть в своих коротких снах свою родину.

- Я думал о маме и Валечке, когда мы били немцев на Дуклинском перевале, освобождали Киев, Житомир, Винницу и другие города. Я не хотел, чтобы мои любимые женщины повязали на головы чёрный платок. Это поддерживало меня все военные годы.

Когда оккупированные немцами территории Советского Союза были освобождены, а Советская Армия наступала, уже капитан Агафонов отвоёвывал Краков и Верхнюю Силезию. А в апреле 1945 года его бригада в составе 1-го Украинского фронта прорвала оборону противника на реке Нейсе и вскоре встретилась с союзниками на Эльбе.

- Уже на подступах к Берлину нам приказали двигаться по направлению к Праге. И 9 Мая 1945 года, когда вся страна ликовала, отмечая День Победы, мы штурмом брали столицу Чехословакии. Война для меня закончилась 11 мая, когда мы освободили Прагу. Весть о победе над фашистами придала сил нашим бойцам, что уже никто бы не устоял под нашим натиском!

Домой Алексей Агафонов вернулся не сразу, а спустя два года службы в Австрии. Всё это время его ждала любимая Валюша. Каждую ночь девушка молилась за своего милого, писала тёплые письма, в которых просила вернуться обратно. Кроткая и терпеливая, Валя готова была ждать хоть всю жизнь. В награду за любовь, пережившую все тяготы и лишения, парень с девушкой поженились. Вместе они прожили 59 лет. Такое счастье неспроста даётся.

Сюзанна Гаджиева

Досье

   
   

Алексей Агафонов родился в Туле в 1922 году. В 41-м ушёл на фронт. После войны окончил Военную артиллерийскую академию имени Дзержинского и переехал жить в Калинин. Работал в НИИ-2 Министерства обороны и преподавал в Военной академии имени маршала Жукова. В отставку вышел в звании полковника. Алексей Сергеевич награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами "Красной Звезды", орденом Александра Невского, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги". Вдовец, есть дочь и внук.

Смотрите также: