За чей счет должна быть заменена сантехника в квартирах во время капремонта? Как пересчитать платежи, если вода из крана течёт не горячая, а еле теплая? Почему с жителей первых этажей сдирают плату за лифт, ведь они им не пользуются?
На эти и другие вопросы наших читателей во время "Прямой линии" ответила заведующая юридическим отделом Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области Татьяна Атаева.
Нет услуги - нет денег
Зоя Зверева, Тверь
- Домоуправление N 13 не убирает подъезды и придомовую территорию, в то же время плату за это с нас, жильцов, собирают регулярно. Как быть?
- Составьте акт о некачественно предоставленных услугах. Акт должен быть подписан мастером вашего участка и жильцами подъезда. В акте укажите, что просите освободить вас от платы с такого по такой-то период в связи с тем, что услуга вам не оказана. Вышлите акт в адрес управляющей компании заказной почтой или отвезите лично, зарегистрировав его в журнале входящей корреспонденции.
Светлана Фролова, Тверь
- Горячую воду в нашем доме после профилактического отключения дали вовремя. Да вот беда - она еле теплая. Обязаны ли нам пересчитать коммунальные платежи?
- Составьте акт, что температура не соответствует нормативам, пригласите представителя управляющей компании. В течение трех дней вам обязаны произвести перерасчет.
Марина Васильева, Тверь
Могу ли я поставить счетчик на холодную и горячую воду, чтобы не переплачивать за эти услуги?
- Вы вправе это сделать. Напишите заявку в управляющую компанию о том, что вы просите дать согласование на установку прибора учета холодной и горячей воды в квартире по такому-то адресу.
Галина Петрова, Тверь
- В моем доме в поселке Химинститута делали капремонт. Когда меняли трубы, часть керамической плитки, которой была облицована ванная, отвалилась. Обязаны ли мне это исправить?
- Напишите претензию заказчику ремонта, в данном случае это муниципальное предприятие МУП ТДЕЗ. Укажите, что при замене стояков горячего и холодного водоснабжения в вашей ванной отвалилась плитка, и потребуйте устранения недостатка. Хочу пояснить, что в договоре, который заключали между собой МУП ТДЕЗ и подрядчик, четко прописано: если в ходе ремонта последний нанес вред имуществу, то он несет за эту полную ответственность.
Ольга Гришина, пос. Сонково
- Состояние нашего дома по Базарной, 16, - ужасное. Капремонта мы дождались только в мае, но муниципальные рабочие три дня поработали, развалили всё и ушли, объявив, что теперь ремонтом займется новая управляющая компания. Что делать?
- Новая компания должна составить дефектовку на дом - то есть, описать состояние крыши, подъездов, несущих конструкций, коммуникаций и прочего. Как только она принимает дом, который оказался в неприглядном состоянии, то должна обратиться с претензией к бывшему собственнику дома, чтобы тот привел его в нормативно-техническое состояние. Если понадобится, новая управляющая компания обязана добиться этого и через суд.
Татьяна Ильина, Тверь
- Мы живем в неприватизированной квартире. Должны ли нам во время капитального ремонта не только трубы заменить, но еще и поменять сантехнику? Или это нужно делать за свой счет?
- Общее собрание жильцов вашего дома должно было определить, какие виды работ включены в реестр капитального ремонта и на какую сумму этот ремонт должен быть произведен. Если там прописано, что во время капремонта меняется и сантехника, то ее вам заменят.
Светлана Малышева, Кашин
- Мы выбрали новую управляющую компанию. Просим дать договор - ее работники в ответ: придете платить, тогда-то мы вам и дадим этот документ, а заодно и ставки узнаете. Мы в ужасе - по каким же ставкам и тарифам мы с ними будет расплачиваться?
- Управляющая компания в течение месяца после того, как вы ее выбрали, обязана предоставить вам, как собственникам, договор на обслуживание дома, который каждый из вас должен с ней заключить. И этот договор не коллективный, а индивидуальный. Более того, свои ставки и тарифы компания должна предоставить собственникам до того, как прошли выборы.
Лифтом не пользуюсь, а платить обязан?
Антонина Белова, Тверь
- Законно ли, что плату за лифт рассчитывают не с количества проживающих, а с квадратных метров квартиры. Более того, еще и с жильцов первых этажей берут плату за пользование лифтами. Это же абсурд!
- Есть Постановление правительств "О порядке оплаты коммунальных услуг". Так что расчет платы за лифт с площади квартир законен. Что касается платы жильцов первых этажей за пользование лифтом, то в Москве Лужков добился того, чтобы с них денег не брали. Что мешает нашему муниципалитету сделать то же самое - вопрос не моей компетенции.
Валерий Смирнов. Тверь
- Почему наш муниципалитет установил такие заоблачные ставки на отопление и горячее водоснабжение?
- Муниципалитет никакого отношения к этим ставкам не имеет. Тарифы на эти виды услуг регулирует Региональная энергетическая комиссия. Сами жильцы могут установить ставки на содержание дома. Это уборка территории и подъездов, очистка от наледи, освещение и т.п. Причем в конце года вы вправе потребовать отчет, куда же Управляющая компания израсходовала те средства, которые получила от вас.
Потратили? Отчитайтесь!
Наталья Васильева, Тверь
- Несколько месяцев мы платим за освещение места общего пользования. Причем деньги берут по странным "среднепотолочным" нормативам. Это разве законно?
- Абсолютно незаконно! Если в доме не установлен прибор учета расходов электроэнергии на освещение мест общего пользования, то заставлять жильцов платить за нее нельзя. Жилищная инспекция обратилась в Прокуратуру Тверской области, чтобы та защитила права людей, с которых незаконно взимали плату. А компании обязали вернуть собранные с них деньги.
Максим Шамарин, Тверь
- Мы не довольны работой нашей Управляющей компании. Могут ли собственники расторгнуть с ней договор?
- Сроки действия договоров между собственниками и управляющей компанией составляют от одного года до пяти лет. По закону, договор может быть расторгнут по инициативе управляющей компании или собственников в одностороннем порядке. Причем жильцы вправе потребовать у компании отчета о выполнении договора, а если требование не исполнено, обращайтесь в суд.