Национальный праздник здесь начинается с массового поедания червей. На кладбище можно петь и плясать. А в воинском турнире берегут лошадей, зато калечат не только соперников, но и зрителей.
Давний друг нашего издания, путешественник-этнолог Григорий Базлов вернулся из ещё одной экспедиции - далёкого индонезийского острова Сумба.
Головы врагов здесь прячут
- Григорий, национальный праздник Пасола, во время которого проходят одноимённые турниры, начинается с массового поедания червей. С чем связан столь странный обычай?
- Почти каждый год близ острова Сумба наблюдается интересное природное явление: ночью около берега появляются тысячи разноцветных червей, от которых океан буквально вскипает. Это и служит сигналом к началу праздника. По местной легенде, они являются осколками тела богини, которая бросилась с луны, чтобы помочь людям, и разбилась на части, ударившись об воду. Островитяне ловят червей сачками и варят из них суп, а после его поедания начинаются турниры.
- Кто же в них участвует?
- Практически все мужчины острова. Бьются между собой представители разных кланов, причём всерьёз. Кланы на острове часто конфликтуют, и до недавних пор островитяне убивали своих врагов, а их отрубленные головы привязывали на жертвенное дерево андунг. Теперь индонезийские власти запретили это делать, и куда именно деваются головы, сумбийцы не говорят, чтобы им не попало.
Собственно говоря, пасолы были введены в 17 веке также для того, чтобы дать населению выпустить пар. Проводить такие турниры предложили христианские проповедники, побывавшие в Индонезии. Битва напоминает рыцарские поединки средневековой Европы.
- Как они проходят?
- Мужчины надевают национальные костюмы, на головах у всадников колышутся причудливые уборы, напоминающие своими украшениями шлемы тевтонских рыцарей. Кони обязательно! Воины скачут без стремян и сёдел, держа в одной руке два копья, а в другой - уздечку и моток веревки, которая крепится к узде. В случае падения наездника конь не убегает, а останавливается метрах в пяти, удерживаемый этой верёвкой. Всадники выезжают со стороны своего отряда и вызывают противников к бою: на полном скаку они кидают копья друг в друга. Сражающиеся уворачиваются, отбивают копья своим оружием и даже ловят их на лету. Посола состоит из множества поединков, на которые смотрят тысячи собравшихся зрителей. Зачастую и им достаются синяки и более серьёзные раны.
Копьё - в болельщика
- Неужели копья летят прямо в зрительный зал?
- Конечно, и именно из-за этого индонезийское правительство недавно запретило аборигенам использовать копья со стальными наконечниками (сейчас они только деревянные). А раньше случались бои с фатальным исходом. Пасола часто перерастает в драку. На первом турнире, где мы побывали, близ местечка Ламбоя, кто-то из разгоряченных всадников клана валабаку сознательно бросил копьё в зрителей противоположного клана - огорахангали. Из толпы сразу же полетели камни. Затем завязалась драка. Чтобы остановить кровопролитие, отряд военнослужащих открыл огонь, и праздник закончился массовым бегством зрителей.
- Григорий, во Вьетнаме вы сами участвовали в турнире по местной борьбе хоаяват, в Судане боролись в поединке по дуааку, в Бразилии изучали азы капоэйры. Не было ли желания попробовать свои силы в турнире на Сумбе?
- О, нет, боюсь, что местные лошадки вряд ли меня бы выдержали (смеётся). Дело в том, что они у них низкорослые, как и сами сумбийцы, которые не мыслят жизнь без коня.
Сумба - это единственный остров в Океании, где лошади играют огромную роль. Чтобы жениться на девушке, молодой человек должен предложить её семье коня в подарок. Когда хоронят человека высокого ранга, его лошадь также приносится в жертву, чтобы он имел возможность ездить на ней в загробной жизни. На Пасоле наездник должен поразить соперника, но, если воин ранит лошадь, он с позором удаляется с поля. Остров славится своими конюшнями, и даже пятилетние малыши в перерывах между схватками на Пасоле лежат на конях, давая им остыть, пока старшие отдыхают и курят.
- В чём ещё проявляется воинственность островитян?
- Все мужчины ходят с большими клинками "парангами" с рукояткой из слоновой кости или рогов, которые хочется назвать мечами. Чуть что - и их запросто могут пустить в ход. Паранги носят, заткнув за широкий пояс. Куют их сами. Эта вещь строго передаётся от отца к сыну. В отдалённых деревнях люди по-прежнему ходят по пояс голыми, а в селениях, расположенных ближе к местной столице Вайнгапу, недавно стали носить шорты и футболки.
На кладбище - песни и пляски
- Как вас принимали в тамошних деревнях?
- Очень хорошо. Народ живёт, по нашим меркам, очень бедно, в бамбуковых хижинах, крытых травой, но все дружелюбны и счастливы. Процветает натуральное хозяйство, еда самая простая: рис с дроблёной кукурузой, рыба и водоросли. Дома построены очень интересно: жилое помещение, где спят, где горит огонь, расположено на втором ярусе (скорее всего, чтобы в дом не заползали насекомые), а первый ярус - это либо конюшня, либо свинарник. Мусоропровод в доме не нужен: остатки еды тут же кидаются вниз, свиньям. А под самой крышей, на третьем ярусе, расположена священная зона, где хранится имущество умерших предков и живут духи.
В дом не пускают, пока не съешь бетелевый орех, который очень любят местные жители. Он заворачивается в лист, посыпается известью и кладётся за нижнюю губу. Через несколько минут слюна окрашивается в ярко-красный цвет, и её все время нужно сплевывать. У меня от этого ореха голова закружилась, видимо, он обладает дурманящим эффектом.
- А если откажешься его есть?
- Будешь воспринят, как невежа, не уважающий местные обычаи. Раньше за такое могли и казнить. В местной религии всё не как у нас - нельзя отказаться съесть орех, зато можно плясать и играть на кладбище. Это даже поощряется. Кладбище расположено в центре деревни, на нём находится жертвенное дерево андунг и поляна для церемоний и танцев. Относятся к погребениям очень по-свойски, на могилах лежат, играют в коля (местная игра в камушки на меткость).
Кладбище представляет из себя скопление гигантских плит, украшенных грубой резьбой в виде голов жертвенного буйвола, всадников с копьями, иногда свиней. Чтобы доставить такой каменный блок с другой части острова (на западе этого камня нет), приходится вести его на плотах по морю, иногда шесть месяцев. Часто вырезается символ "мамуля" - знак семьи и союза мужчины с женщиной. Этот же символ является основным оберегом на острове и носится на шее, изображается на оружии, утвари и одежде. Наверное, это главный символ островной языческой религии Марапу.
- Григорий, совсем рядом с Сумбой расположен туристический рай - остров Бали, также входящий в состав Индонезии. Не было ли соблазна остаться на нём на несколько дней и просто отдохнуть как обычному туристу, лёжа под пальмой и пользуясь сервисом хорошего отеля?
- На самом деле это - моя мечта. Я очень много путешествую, но мои поездки всегда необычны и экстремальны. На Бали я был несколько лет назад, но не как турист, а опять-таки
изучая местные боевые искусства. Пока есть такая возможность, пока действует проект "Обратная сторона земли", я буду спешить. Когда-нибудь, возможно, сбудется и мечта полежать под пальмой...
Смотрите также:
- Вдоль Волги - на двух колесах. Путешественник о «невелосипедной» России →
- Необычный выпускной: в Твери проводят игры с закрученным сюжетом →
- ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ НОВЫЙ ПОЛИГОН? →