aif.ru counter

Старый Новый год

Аргументы и Факты в Твери
Вместо подарков - гороховая каша, вместо ёлки - вишня.

Вы представляете Новый год без ёлки и подарков? А ведь ещё в начале прошлого века главных атрибутов праздника и в помине не было! 

Как в нашей губернии встречали Новый год и Рождество, почему так важно в эти дни быть с семьёй и куда уходят традиции, рассказала Ирина Некрасова, руководитель тверского фольклорного ансамбля «Межа». 

Сдвиг по календарю 

- Ирина Николаевна, во многих странах главный праздник - Рождество. У нас же больше почитают Новый год. Почему? 
- В этом нет ничего удивительного. В советские годы шла борьба с религией. Рождество как официальный праздник вплоть до 90-х годов прошлого века находился в опале. Кроме того, после принятия в 1918 году декрета о переходе на новый стиль числа гражданского календаря перешагнули на 13 дней вперёд, а вместе с ними и все даты праздников в стране. Так светский Новый год оказался перед Рождеством. По сути этого не должно быть, ведь летосчисление ведётся от Рождения Христова. Не может наступить новый год раньше, чем родился Христос, ибо Он - начало всех начал. Кстати, и ёлка не всегда была главным атрибутом праздника. В 1700 году Петр I издал указ об украшении улиц Петербурга в Рождество еловыми ветками. Обычай пришёл из немецкой культуры. Однако эта модная затея понравилась и прижилась в столичных городах. В русских деревнях, в том числе и тверских, ели не пользовались популярностью. Будучи в 90-х годах в фольклорной экспедиции в Жарковском районе, я пообщалась с местной жительницей, которой было около ста лет. На вопрос, бытовал ли обычай ставить ёлку на Новый год, она ответила: «Что ты, доченька, ёлка только если покойник или невеста в доме». На Новый год в тех краях ставили веточки вишнёвого дерева, чтобы лето было урожайным. А ёлка как новогоднее праздничное украшение появилась в деревне уже в советское время в угоду городской моде. 

Колядки в святки 

- Как же раньше в Верхневолжье отмечали Новый год? 
- Новый год был важным событием зимних святок. Так называлась череда дней с 25 декабря до 6 января. Основные традиции и гулянья были связаны с Рождеством, со святочным периодом. Это было особое время, на что указывали запреты на определённые виды работ. Например, девушки не пряли, мужчины не плотничали и др. По традиции, в само Рождество было принято собираться всей семьей за праздничным ужином. В северных районах Тверской губернии говорили, что это нужно, чтобы скотина летом домой ходила, а год стал удачным: чтобы на поле хлеб родился, в хлеву телятки и ягнятки водились, в семье никто не болел, а род процветал бы и разрастался. Традиция встречать Новый год семьёй существует до сих пор, но, к сожалению, ею всё больше пренебрегают. 
Изменилось и отношение к подаркам. В старину в привычном для нас понимании их не было. Тогда существовало понятие «одаривание». Колядовщики обходили дома, поздравляя всех с Рождеством, славили хозяев, а те угощали их в знак благодарности и в надежде на удачный год. В Весьегонском районе колядовщиков одаривали печеньем из ржаного теста в виде фигурок домашних животных. Такая выпечка называлась «коровушками», потому что главнее скотины в домашнем хозяйстве нет. В этих краях пели «Кто даст пирога, тому двор живота (скота. - Прим. ред.). Кто не даст пирога - тому курица лохмата, да и та без хвоста». В Лесном районе потчевали «гу́щей» - гороховой кашей с ячменём. При этом важнее всего было разделить радость праздника, почувствовать себя причастным к чудесному времени. 

- Как святки с их мистикой соседствовали с церковным праздником? 
- В первую неделю после Рождества старались всё-таки не гадать. «Страшны́е» вечера начинались с Васильева вечера, с 31 декабря по старому стилю. В это время гадали на суженых. В Нелидовском, Бельском, Жарковском, Оленинском и Западнодвинском районах девушки собирались на гадание «кольцатре́сть». В мужскую шапку каждая из них клала серёжку или колечко, после чего предметы начинали трясти. Обычно это делала пожилая женщина, хорошо знающая обычаи. Она же запевала небольшие песенки-загадки, в которых заключалось предсказание. Если кольцо вытянули под песню «Уж вы, саночки-малеваночки», то есть расписные сани, - жди сватов. А слова «За дежёй сижу, пятернёй вожу» решали судьбу той, которой пока оставаться в девках. К слову, дежа - это большая деревянная миска. Бегали девки слушать под окна: что услышат, то и ждёт их в новом году. Или у первого встречного спросят, как будут суженого звать. А сколько гаданий было на сон, не пересказать! 
На святках молодёжь любила рядиться, да так, чтобы никто не узнал. Ходили «наряжённиками» по домам и по беседам, то есть по молодёжным вечерам. Главными персонажами ряженья были старик и старуха, цыгане, конь, гусь и даже покойник. Парни рядились в «дедо́в» - выворачивали овчинный тулуп мехом наверх, делали бороду из льняной пакли, мазали лицо, изменяли голос. Придя на беседу, чинили девушкам допрос: «Мы деды из города Костромы, пришли суд устраивать». Ту девушку, которая не хотела отвечать или её уличали в обмане, наказывали мороженым лаптем, чтобы неповадно было. Вот такие были игры и забавы. 

Искать своё 

- Нужно ли возрождать былые традиции?
- На глазах из жизни уходит последнее поколение носителей народных традиций. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что забвение и утрата этой культуры грозит потерей национального иммунитета. Давно сказано: «Что имеем - не храним, потеряем - плачем». Наше поколение ответственно за то, что мы оставим потомкам. В течение тысячелетий из уст в уста передавался опыт через музыку, слова и т.д. Сегодня связь поколений почти прервалась. Но ведь у современных детей должно быть представление о настоящей русской культуре, которая отличается от модных нынче и надуманных сценических постановок «а-ля русс» глубиной и духовностью. Может быть, в школах уже пора вводить предмет, который давал бы возможность изучать, осваивать, а значит, сохранять и передавать последующим поколениям наше культурное достояние.

Глашатай солнца 

- Наступает Год Петуха. Что эта птица значит для нас? 
- Эту моду «срисовали» в конце прошлого столетия с китайского календаря. Мы к нему не имеем никакого отношения, однако усердно почитаем восточные знаки, наряжаясь в змей, кабанов, лошадей, стараясь угодить символу года. Но если говорить о петухе в русской традиции, - это особая птица. Петух встаёт раньше всех, первым возвещает о начале дня, напоминая людям: «Кто рано встает - тому Бог подаёт». В деревнях по пению петухов узнавали время. В первый раз их слышали в первом часу ночи, «вторые петухи» пели во втором часу, третьи - ближе к пяти утра, возвещая о наступлении утра. 
В русском фольклоре петуха нередко называют «кур». Петух - олицетворение воинского духа, задиристый и смелый, всегда готовый идти в бой и прийти на помощь слабым. Всех жителей Верхневолжья хочу поздравить с наступающими Рождеством Христовым и Новым годом! Побольше всем ранних прекрасных рассветов, приносящих радость и полноту наступающих дней. 

Досье 
Ирина Некрасова.
 
Родилась в 1958 г. в Вышнем Волочке. Окончила Московский государственный институт культуры. Преподаватель Тверского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского. Почётный работник культуры и искусства Тверской области. Замужем, две дочери. 

Факт
В начале правления большевиков Новый год, как и Рождество, находился под запретом. Официально его стали отмечать с 1935 года, когда в газете «Правда» вышла статья с призывом подарить детям праздник.

Топ 5 читаемых