Наука учить

Педагог должен любить и уважать каждого ученика.

«Мы прошли время неверия в наше будущее. Сегодня меняются педагоги, меняются студенты. Впереди - большие перспективы», - уверен Александр Бутузов, директор Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического университета, член Общественной палаты России, председатель Педагогического общества России, председатель общественного совета по образованию при Министерстве образования Тверской области.

Новые испытания, задачи, всероссийские конференции, учёба и творчество - 2016 год для института университета оказался насыщенным. 

Проверка на прочность 

- Александр Анатольевич, какие события года стали для вашего вуза главными? 
- Уходящий год оказался непростым. В сентябре у нас случилась внеплановая проверка от Рособрнадзора. Учитывая, сколько вузов в России сегодня лишают лицензии, предстояла большая, тяжёлая и волнительная работа. Только документов мы подготовили на 115 тыс. листов! Проверку выдержали. Тверской филиал не лишён лицензии и может вести образовательную деятельность. Этому предшествовал огромный труд. Несмотря на сложности, мы сработали единой командой. Я ещё больше полюбил свой коллектив! Поразило умение студентов сопереживать за общее дело. Это дорогого стоит. Именно в таких ситуациях формируются и проявляются гражданские и общечеловеческие ценности. 

Высшее мастерство 

- Качество образования во многом зависит от преподавателей. Каким должен быть педагог высшей школы? 
- Вопрос вузовской педагогики - один из самых важных. Сегодня основная часть студентов учится по программе бакалавриата - это на год меньше, чем раньше. Если на школьное обучение уходит одиннадцать лет, то у высшей школы есть всего четыре года, чтобы подготовить ребят для той или иной отрасли. Интенсивность от этого только возросла. В высшей школе ребёнка окружает мир профессиональных знаний: общегуманитарные, естественно-научные дисциплины, специальные дисциплины, факультативы и т.д. У каждого предмета - свой язык, терминология. На педагогах - огромная ответственность. Им важно выстраивать диалог со студентом, уметь не только учить, а если надо - и мотивировать на учёбу. Если учащийся уходит с занятия, что-то не поняв, а преподаватель не считает нужным объяснять, - это неверно. Для кого он читает лекцию - для себя или для студента?! Педагог, словно дирижёр в образовательном процессе. Из каждого ученика он может сделать двоечника или отличника. 
Преподавателям важно тщательно готовиться к занятиям и не уподобляться популярному в Европе течению бурбакизма, когда считается нормой вносить термины без объяснения, а в научных доводах ссылаться только на себя. Предлагая тяжёлые для понимания темы, прежде нужно разобраться самим. Ещё французский педагог Анри Фабр сказал: «Я не верю, что сложные вещи в науке нельзя выразить ясным человеческим языком». Мне нравится, что в нашем вузе создалась правильная педагогическая атмосфера. У нас отличный коллектив. Студенты мотивированы на учёбу, им помогают освоить тонкости профессии. Мы готовим специалистов по трём направлениям. Они отличаются не просто набором дисциплин, а совершенно разными подходами к изучению материала. Для экономиста недостаточно знать лишь элементы бухгалтерского учёта. Здесь важно уметь анализировать и прогнозировать. Свои феномены есть у юристов и психологов. 

- О деятельности вуза также судят по научной активности - публикациям, монографиям и т.д. Насколько это правильно? 
- В последнее время часто говорят о том, что высшая школа должна заниматься наукой. Это так, но важно понимать, что вуз всё-таки не исследовательский центр. В первую очередь высшая школа даёт образование. Работать здесь, прежде всего, должны педагоги по своей природе. Можно быть доктором наук, профессором и… никаким преподавателем. В вузах важно сохранять педагогическое мастерство. От преподавателя требуется хорошая дикция, умение чётко выстраивать свой курс и каждое занятие. Но самое главное - любить и уважать учеников. 
Есть замечательная история про Анри Пуанкаре. Этот великий математик первым опубликовал идею относительности времени. Через десять лет после этого к нему на стол для рецензии попадает работа Эйнштейна на ту же тему. Анри её читает и не видит ни одной ссылки на себя, но всё-таки пишет хороший отзыв. Позже Пуанкаре спросили, почему он так сделал. На что Анри ответил: «Мы должны поддерживать учеников, а не критиковать». Наука богата такими примерами. Давайте учиться! 

Мотивация на учёбу 

- В этом году вы стали председателем Педагогического общества России. Что изменилось? 
- Порой мне кажется, что моя жизнь в каком-то смысле началась заново. Езжу по стране, участвую в педагогических форумах далеко за пределами Тверской области, общаюсь с коллегами из разных регионов. Мы делимся опытом, обсуждаем проблемы. Остро стоит вопрос подготовки школьных учителей. Есть проблемы с оплатой труда, особенно в дошкольных учреждениях. Да и в школах вознаграждение зависит не от основного учительского труда, а от активности педагога - его публикаций, участия в конференциях и т.д. Учителей обременили бумажной работой, различными отчётами. Думаю, со временем эти федеральные проблемы обязательно решатся. 
Но что я увидел в своих поездках, и что особенно приятно - учительство возрождается. Мы прошли то тяжёлое время затмения, когда не верили в свою Родину. Сегодня, где бы я ни был, встречаю в педагогической среде неподдельный патриотический подъём. Мы любим Россию, озабочены её судьбой и будущим наших детей. Если в 90-е годы говорили, что патриотом можно быть вопреки, то сейчас - уже благодаря. Это идёт не по указке сверху, а изнутри. Такая страна имеет будущее. 

- Но изменились ли студенты? 
- Я много лет работаю в высшей школе и с уверенностью могу говорить, что студент поменялся, особенно за последние пять лет. Были годы, когда ко мне приходили родители и спрашивали совета, на какую специальность отдать ребёнка. Тогда мне казалось, что в стране наступила катастрофа. Вспоминая себя и своих друзей, я понимал, что у нас подобных вопросов не возникало. Ещё за два года до выпускного класса все знали, кем хотят стать. А тут - такое безразличие. Сейчас, к счастью, этого нет. Дети стали взрослее и целеустремлённее, знают, зачем идут в вуз. У них есть мотивация - залог эффективного образования. 

Не снижая планку

- Впереди - Новый год. Какие планы? 
- В 2017-м мы хотим провести цикл научных семинаров. В них коснёмся лжетеорий и опасных течений, которые всё чаще возникают в научной среде. Важно, чтобы человек умел различать неправду, был интеллектуально образован и развит. Это будет не монолог, а живое общение. К участию в семинарах планируем приглашать всех желающих. 
Для вуза главной задачей остаётся образовательный процесс. Высшая школа должна не просто готовить кадры для той или иной отрасли, а выпускать специалистов, способных широко мыслить и быть готовыми к поиску новых решений. Мы не имеем права понижать планку качества образования. От этого зависит репутация вуза и будущее наших детей. 

Мнения студентов

Никита Угольников, студент первого курса экономического факультета: 
- Учусь в институте четвёртый месяц. За это время успел проникнуться особой дружеской обстановкой, которая есть в вузе. Мне нравится, что преподаватели доступно объясняют материал. Нам не просто читают лекции, а выстраивают диалог, дают творческие задания. Это расширяет кругозор и делает меня самостоятельнее. Мне интересна экономика, процессы, которые в ней происходят. Уверен, что здесь получу знания по максимуму. 

Игорь Исаченко, студент первого курса экономического факультета: 
- Поступил сюда по рекомендации знакомых и ни разу не пожалел о своё выборе. Здесь реально интересно учиться! Современные аудитории, дружеская обстановка, отлично организована внеучебная деятельность. Недавно нас возили в московский театр на «Бал вампиров», причём бесплатно. Шикарная постановка! От студентов старших курсов слышал, что это только начало. Жизнь здесь кипит, а образование - отличное.

Топ 5 читаемых