Под маской - «Пустота»

Аргументы и Факты в Твери
Спектакль тверского театра номинирован на престижнейшую премию.

О спектакле «Пустота» в Твери говорят уже несколько месяцев, билетов на него не достать - раскупаются мгновенно. Постановка Театра юного зрителя взорвала не только город, но и театральное сообщество страны. Спектакль претендует на самую престижную награду - «Золотую маску». Причём сразу в пяти номинациях! «Пустота» вошла в десятку лучших работ из 924 претендентов со всей страны. 

О театральной Твери, успехе спектакля и пустоте современной жизни мы поговорили с актёром Андреем Ивановым. Он сыграл в нашумевшем ситкоме главного героя и теперь номинирован на «Лучшую мужскую роль». 

Жизнь за «лайки»

- Андрей, у спектакля ошеломительный успех. За счёт чего удалось добиться такого эффекта? 
- В пьесе затронуты темы, которые созвучны нашему времени и близки почти каждому человеку. Это спектакль-исповедь. Его герои - топ-менеджеры, обычные офисные работники, мажоры, представители власти. Они узнаваемы и хорошо нам знакомы. У каждого героя свой монолог, свой крик души. Цена успеха, гонка за карьерой, пустота семейной жизни и т.д. Мы говорим с нашим зрителем о том, куда движется общество. Сегодня в моде дорогая жизнь. Почему-то стало главным купить машину. Вместо личного общения ставим лайки в социальных сетях и выкладываем фотографии, демонстрируя, что сегодня поели. Мы привыкли находиться в некой зоне комфорта: живём напоказ, а все проблемы решаем за деньги. Но вырваться из повседневной суеты боимся. Потому что так удобно. Только внутри-то - пустота. Остро стоит вопрос выбора. В спектакле есть сцена с мэром небольшого городка. К нему приезжает высокое начальство, чтобы закрыть местный завод. Мэру снится, что он такой честный, рубит правду-матку и готов стоять за свой город до последнего. Но тут чиновник просыпается, и все добрые порывы улетучиваются вместе со сном. Выбор - это всегда жертва. 
Мой герой, Дима, родом из провинциального городка, сын матери-одиночки, сделал карьеру в Москве. Его жизнь наполнена всем и ничем одновременно. Теперь у него есть и деньги, и власть. Нет только семьи, но ему и не надо: женщин можно купить. В какой-то момент Дима переступает черту и по-настоящему влюбляется. В нём просыпается то человеческое, что скрывалось за маской успешного прожигателя жизни. Однако он пугается своих чувств и отказывается от них. Он боится семьи и детей, ведь это ответственность. Потом вроде даже готов согласиться на это, но его уже посылают. Дима в панике: оказывается, чувства купить нельзя, доброе отношение к себе не заработать. В итоге мой герой остаётся при своём. Это большая трагедия: когда человек не хочет меняться, у него нет будущего. Всё. Тут могила. В финале Диму хоронят в куче пиджаков. И таких болевых точек в спектакле много. Зрители это считывают, узнают. После показа многие подходили, благодарили, признавались, что прочувствовали в постановке свою жизнь, взглянули на себя со стороны. Это не просто спектакль, это макет современного общества. 


Вернуть ориентиры 

- Откуда эта пустота в нас? 
- Проблема - в головах. Мы потеряли ориентиры и перестали хотеть чего-то истинно стоящего. В советские годы не было зацикленности на материальном. Урвёшь где-то джинсы - хорошо, нет - пойдёшь в сером, как и все. Зато книги читали, чего-то хотели, к чему-то стремились. Сегодня общество пресыщено всем, что можно съесть, надеть и положить в карман, но продолжает это складировать. Только без внутреннего содержания мы превращаемся в зверюшек. За поцарапанную машину во дворе готовы битой по голове дать. Это какие-то инстинкты, а не человеческое поведение. За всей суетой и погоней за успехом мы теряем что-то главное. Страшно за будущее. Кто нас приучил к таким ценностям?! 

- Где же выход? 
- Надо начинать с себя. Поменяешься сам - изменится окружение, отношение к тебе. Надо только захотеть, переступить эту черту. В противном случае можно так и оставаться пустым местом для себя и окружающего мира. Евангельская история отлично напоминает, что происходит, когда общество не хочет меняться. Сегодня государство пытается объединить народ через церковь, но пока это получается искусственно. 

Признание мэтров

- Что номинация на «Золотую маску» означает для театра и лично для вас?! 
- Для ТЮЗа это прорыв. Мы выдержали сильную конкуренцию: оказаться в топе лучших из 924 претендентов - уже победа. Эксперты лично приезжали в Тверь, чтобы посмотреть постановку. Ранее наш театр пробовал номинироваться на «Маску» с «Фаустом» и «Мёртвыми душами», но до финала тогда не дошли. В этом году мы, наконец, ворвались в театральную географию России. Среди конкурентов тверского театра - Москва, Петербург, Воронеж, Ярославль и т.д. Конечно, номинация на престижнейшую премию - большая ответственность. Мы задали планку, которую теперь не вправе опускать. С другой стороны, надеюсь, что это привлечёт к театру внимание властей и театральных экспертов высшего уровня. Если будем на слуху, возможно, станет легче приглашать известных режиссёров. Что касается лично моей номинации «Лучшая мужская роль», безусловно, это приятно. Спектакль смотрят мэтры профессии, и получить от них такую оценку - высокое признание. На эту номинацию претендуют также Данила Козловский, Александр Филиппенко, Евгений Стеблов и другие. Всё решится 19 апреля. До этого в марте мы отыграем «Пустоту» на фестивале «Прорыв» в Петербурге и в Москве для жюри «Золотой маски». 


Игра столичного уровня 

- Этой осенью в филармонии актёр Тарас Кузьмин поставил спектакль «Контрабас», разрешение на который давал лично Патрик Зюскинд. В городе начались съёмки фильма «Прощаться не будем», теперь ТЮЗ претендует на «Золотую маску». Культурная жизнь областного центра оживает?! 
- Казалось бы, на дворе кризис и людям совсем не до театров, но залы не пустуют. Это радует. Я помню 90-е годы и начало 2000-х, когда людей в театр было не затащить. Сегодня меняется зритель, становясь более вдумчивым и чувствительным. Меняются сами театры. Теперь в Твери есть постановки столичного уровня, где можно поплакать, поразмышлять или посмеяться. Мы не заигрываем со зрителем, а честно и открыто говорим на определённые темы. Наш театр, к примеру, ставит не только классику, но и современные пьесы. Приглашаем специалистов из других городов. Ту же «Пустоту» ставил режиссёр Талгат Баталов из Москвы. По поводу музыки к спектаклю связывались с Сергеем Шнуровым. Он предварительно согласился, но потом, правда, что-то не срослось. 

- Что ещё нужно, чтобы заразить людей искусством? 
- Театрам надо работать так, чтобы они могли сами себя удивлять. Мы должны делать яркие, мощные постановки. Однако без поддержки властей это воплотить тяжело. Финансирования катастрофически не хватает. Для той же «Пустоты» большинство декораций делал наш столяр Михалыч у себя в каморке. Конечно, можно ставить незатратные сказочки или средненькие комедии. Народ смеялся бы, аплодировал и уходил, ни о чём не задумываясь. Но тогда встаёт вопрос: а для чего существуют театры?! Ведь они - как зеркало для общества, чтобы люди друг на друга посмотрели и немного вздрогнули от того, как живём. А мы ещё и театр именно юного зрителя. Сюда человек приходит первый раз в жизни ещё ребёнком. Наша задача не отпугнуть его, а заразить театральным искусством. Мы прививаем вкус на всю последующую жизнь, поэтому не имеем права выдавать низкопробное качество. 

- И в заключение: когда теперь увидим «Пустоту»? 
- Ближайший показ в Твери в феврале. О начале бронирования и наличии билетов узнавайте на нашем официальном сайте. 

Цифра 
В 10 лучших спектаклей страны вошла тверская постановка.

Факт 
На «Золотую маску» Тверской ТЮЗ заявлен в номинациях: «Лучший спектакль в драме. Большая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль». 

Досье 
Андрей Иванов
Родился в 1974 г. Окончил Ярославский государственный театральный институт. С 1994 г. работает в Тверском ТЮЗе. Почётный работник культуры и искусства Тверской области. Имеет награды главы Твери, губернатора Тверской области, благодарность Министерства культуры РФ и многие другие дипломы. Актёр театра и кино. Женат, есть сын.

Топ 5 читаемых