Недосчитались города

Почему рождаемость растёт, а население Тверской области уменьшается?

За последние 25 лет население Верхневолжья сократилось на 358 тысяч человек. Это почти население Твери. Если не принять меры, в Верхневолжье станет некому жить и работать», - говорит Алексей ШАБАШОВ, демограф, председатель областной общественной организации «Ассоциация «Здоровые регионы».

Тверьстат отчитывается: смертность у нас падает, рождаемость растёт. Почему же Тверская область оказалась в пятёрке вымирающих регионов России и можно ли остановить эту страшную тенденцию?

Старый миф

- Алексей Евгеньевич, статисты сообщают, что с демографией у нас всё налаживается. Вы же, напротив, бьёте тревогу. Что за путаница?
- В последние годы в Тверской области наблюдается тенденция к незначительному снижению смертности и столь же небольшому росту рождаемости. Если обсуждать эти показатели порознь, можно неплохо отчитаться о демографической ситуации. Но если свести данные в один график, мы увидим, что смертность последние десятилетия более чем в два раза превышала рождаемость. Сейчас разрыв снизился, но и нынешняя ситуация – это катастрофа. В прошлом году в регионе родились 14 720 человек, а умерли 23 153 человека. Разница – 8433 человека! В отчётах этот разрыв называют естественной убылью населения. Это чисто российский термин, такого нет нигде в мире. На самом деле это противоестественная убыль. Если такая тенденция сохранится, за десять лет мы потеряем население ещё одного крупного районного центра.

- В нашем регионе пожилого населения больше, чем молодёжи. Минус для нас и близость двух столиц, куда люди уезжают в поисках лучшей жизни...
- Это миф. Население у нас не старее, чем в Европе, но там нет такой «естественной убыли». Да и в сравнении с соседними регионами возрастная структура населения Верхневолжья благополучна. Что касается оттока людей в Москву и Санкт-Петербург, да, он есть. Но каждый год на постоянное жительство к нам приезжают молодые и трудоспособные люди из других регионов, республик и стран. Причём число прибывших до кризиса было значительно больше, чем тех, кто уехал. Сейчас в связи с ухудшением экономической ситуации миграция изменилась: в прошлом году в Тверскую область приехали 42 тысячи человек, а уехали 44 тысячи.

- Как улучшить демографическую ситуацию?
- На неё влияют три фактора: рождаемость, смертность и миграция. Привлечением мигрантов проблему не решить. Их нужно обеспечивать жильём, пособиями и рабочими местами, что очень дорого. Возникает справедливый вопрос: почему мы должны раздавать эти блага приезжим, обделяя своих? К тому же итоги такого подхода, как показывает европейский опыт, неоднозначны. Повлиять на рождаемость тоже сложно. Рожать больше не будут, несмотря ни на какие маткапиталы и т.д. Ни в одной стране мира материальное стимулирование рождаемости не принесло результата. Сколько ни давай денег женщине, заводить третьего или четвёртого ребёнка она не станет, если этого не было в её планах. Бонусы от государства лишь ускорят рождение ещё одного ребёнка, если семья и без того это планировала. В таких богатых европейских странах, как Германия, Франция, Великобритания, социальная защита матерей сильнее, нет проблем с детскими садами, но всплеска рождаемости тоже нет.
Единственное, на что мы можем повлиять, - это смертность. На протяжении последних десятилетий наш регион – лидер Центрального федерального округа по этому показателю. Если сравнить статистику с Европой, мы выглядим совсем неприлично. В Великобритании ежегодно умирает семь человек на тысячу населения, в Тверской области - 17. Этот показатель выше, чем в бедных странах Африки и Латинской Америки.

Пора трезветь

- В Великобритании система здравоохранения - одна из лучших в мире, нам с ними не тягаться...
- Медицина не столь сильно влияет на ситуацию. В нашем здравоохранении немало проблем, но это не основная причина высокой смертности. В одном британском исследовании доказали, что если российская медицина достигнет такой же высокой эффективности, как британская, продолжительность жизни наших мужчин увеличится на 1,7 года, женщин - на полтора года. Много ли это? Капля в море! К примеру, ожидаемая продолжительность жизни в Германии и Финляндии 81 год, во Франции и Италии – 82 года. А в Тверской области – 68 лет! 
Главная трагедия в том, что Верхневолжье ежегодно теряет более 10 тыс. человек из-за алкоголя и болезней, вызванных курением. В Молоковском районе я видел три деревни, где живут одни вдовы, осталось только два мужика. Кто-то утонул в реке Мелече, которая там по пояс, другой полез в петлю, третий попал под комбайн… Объединяло эти истории одно: их герои были пьяными. В деревни возили и продолжают возить дешёвый разбавленный технический спирт. Такая картина типична для нашей области. Во всех населённых пунктах, за исключением разве что вымирающих малых деревень, есть устойчивые места сбыта нелегального алкоголя – безакцизной водки, самогона, парфюмерных суррогатов. Эти точки хорошо известны местному населению, участковому полицейскому, администрации, но никто ничего не предпринимает – свои люди, что тут поделаешь. Для улучшения демографической ситуации не нужны дополнительные деньги, нужна политическая воля. Введение региональных мер по борьбе с нелегальным алкоголем и табаком позволило бы сохранить жизни наших земляков.

Цифра:
385 тыс. человек потеряла область за четверть века

Роман КУРЫНИН, министр здравоохранения Тверской области:
- Улучшение демографической ситуации - приоритетная задача нашего министерства. Мы постоянно расширяем виды высокотехнологичной помощи, оказываемых медучреждениями, улучшаем материально-техническую базу больниц и поликлиник. В регионе успешно внедряются телемедицинские технологии. К примеру, для сохранения здоровья беременных женщин в областном перинатальном центре работает ургентный родильный зал, где специалисты районных роддомов круглосуточно связываются с дежурными врачами и получают рекомендации по тактике ведения проблемных беременностей. Среди причин смертности в Тверской области, как и в России, лидируют болезни системы кровообращения. Мы организовали комплекс медицинских и профилактических мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с инфарктами миокарда и инсультами. Действует система сосудистых центров. Большая работа проводится и по профилактике хронических инфекционных заболеваний: у нас функционируют пять центров здоровья, пять отделений и 37 кабинетов профилактики. Проект «мобильное здравоохранение» позволяет жителям проверить своё здоровье в торговых центрах.

Татьяна БАЖЕНОВА, доцент кафедры государственного управления Тверского госуниверситета:
- Если показатели смертности и рождаемости в регионе не изменятся, то к 2050 году трудоспособных жителей у нас станет почти в два раза меньше, чем сейчас. Это означает, что содержать пенсионеров будет некому, а возможности решения проблемы упущены 20 лет назад, когда не родилась нынешняя молодежь. Лично я не вижу легких мер решения проблемы, только непопулярные, такие как повышение пенсионного возраста, возврат к налогу на бездетность. Вопрос пенсионного возраста уже обсуждается на федеральном уровне. Я не поддерживаю эти меры, но боюсь, что иначе проблему дефицита трудовых рук не решить. Государству, безусловно, нужно продолжать стимулировать рождаемость, но пока дети вырастут и начнут работать, пройдёт немало времени. Сейчас же мы можем «выплыть» только за счёт мигрантов. Конечно, не нужно открывать двери для всех без разбора, приезжие должны проходить обязательные процедуры: сдавать экзамены по русскому языку и истории, получать патенты и разрешения на работу. Другого выхода, к сожалению, я не вижу.

Денис КОВАЛЁВ, председатель Тверской областной общественной организации многодетных семей «За жизнь и защиту семейных ценностей»:
- Россия всегда держалась на больших семьях, а сейчас их стало меньше. Всё потому, что у людей нет уверенности в завтрашнем дне. Материнский капитал, как бы его не критиковали, стал хорошим инструментом стимулирования рождаемости. Благодаря ему количество многодетных в стране увеличилось. Но этого мало, ведь люди рожают детей не копеечки ради и не для того, чтобы получить от государства клочок земли в какой-нибудь глуши, где нет ни воды, ни газа... 
Мы можем заработать сами, только дайте возможность! На наши тверские зарплаты много детей не прокормить. Когда в городе появился памятник семье, в интернете ходила шутка, мол, не там его поставили: самое место монументу на выезде из Твери в сторону Москвы. К сожалению, это горькая правда: хочешь жить и не бедствовать - уезжай. Двое моих старших детей выбрали для себя столичные университеты, и вряд ли они сюда вернуться. Значит, и свои семьи будут создавать там, а не дома. Властям в первую очередь нужно задуматься о повышении уровня жизни граждан, чтобы они не боялись рожать детей. Ведь те, кто рос и воспитывался в многодетных семьях, как правило, тоже рожают не по одному ребёнку. В них - наше спасение, наше будущее. Создайте для людей нормальные условия, чтобы они не разбегались, а могли заработать дома! И они сделают в разы больше для своей семьи и для Отечества.

Топ 5 читаемых