Каждая десятая авария в Тверской области происходит по вине начинающих автолюбителей. С 1 сентября выпускники автошкол будут по-новому сдавать экзамены на водительские права. Станут ли новички от этого лучше рулить?
Ну, за баранку!
До этой осени при сдаче теории можно было допустить две ошибки. Теперь они могут быть лишь в одном тематическом блоке либо три – в разных. Но, по новым правилам, за каждый промах добавляется пять дополнительных вопросов. На каждый даётся одна минута. Попотеть придётся и в практической части. Число элементов увеличилось. Если раньше сдавали «горку», разворот в ограниченном пространстве, заезд в бокс задним ходом и параллельную парковку, то теперь к ним добавился поворот на 90 градусов. «Змейка» теперь будет выполняться на извилистой дороге.
За мелкое нарушение, например, неиспользование зеркал, водителя на экзамене штрафуют на 1 балл. За среднее, допустим, не включил поворотник, можно схлопотать три балла. За грубое, такое, как выезд на встречную полосу или проезд на красный цвет, получишь пять штрафных баллов. При этом для пересдачи достаточно «заработать» лишь четыре.
«Сдавать теорию стало даже проще. Если человек случайно нажал не на ту клавишу, у него есть шанс реабилитироваться за счёт дополнительных вопросов. А вот новшества в практике позволят лучше проверить навыки за рулём, - считает Александр Григорьев, сотрудник Госавтоинспекции по Тверской области. - Автошколы должны готовить к езде на реальных дорогах. Увы, сегодня многие ученики хорошо справляются с маневрами только в закрытых условиях. Излишняя самоуверенность молодых водителей и слабая подготовка приводят к тому, что они не знают, как действовать в критических ситуациях».
С начала этого года по вине новичков в регионе произошло больше ста аварий. «Чайники» лихачат, не предоставляют преимущество при выезде с второстепенной дороги на главную, нарушают правила обгона, не пропускают пешеходов. В январе молодая женщина, имея две недели водительского стажа, сбила пешехода на Спортивном переулке в Твери. В мае начинающий автолюбитель на площади Терешковой не пропустил двух подростков на «зебре». Пострадавшие, к счастью, отделались ушибами. В памяти свежо громкое ДТП на проспекте Чайковского, когда год назад 18-летний водитель на скорости протаранил людей на тротуаре. Серьёзно пострадали 11-летняя девочка и 32-летняя беременная женщина. Виновник аварии на тот момент получил права три месяца назад, и это была не первая авария на его счету. Чему только учат в автошколах?!
«Я сдала на права этим летом. Практика полностью зависит от инструктора. Есть преподаватели, которые действительно учит, а есть такие, кто хочет на тебе заработать, критикует и навязывает индивидуальные занятия, - поделилась Людмила Глущенко, выпускница одной из автошкол Твери. – Реально мы учимся после окончания автошколы: на дорогах и опытным путём. Не уверена, что новые правила обеспечат лучшую подготовку».
Разрулить коррупцию
Навести порядок в автошколах пытаются не первый год. В 2014 году они прошли хорошую встряску. Их деятельность приравняли к профессиональному обучению и ужесточили требования к оснащению. Из 111 школ региона проверку на прочность прошли только 72. В большинстве из них условия действительно стали лучше. Школы закупили современные тренажёры, улучшили автодромы и сменили старые отечественные авто на иномарки «Рено Логан», «Рено Сандеро», «Киа Рио» и т.д. Однако вопросов к качеству ещё много. Проверяя учебный транспорт, автоинспектора чего только не находят: непристёгнутые ремни среди нарушений – цветочки! Этим летом в восьми случаях машины оказались неисправными.
«Автошкола, которая заботится о своей репутации, всегда будет думать о качестве обучения, - уверен Эльчин Нагиев, директор школы «Автолидер». – К её выбору нужно подходить внимательно. Стоит заранее здесь побывать, оценить помещение, оборудование, автопарк. Слишком низкие цены должны насторожить. Задумайтесь, на чём здесь экономят». Средняя стоимость обучения сегодня в Твери – 25 тысяч рублей. В некоторых школах с гибким графиком обучения ценник переваливает за 30 тысяч. За эти деньги дают 56 часов практики и 134 часа теории.
«В автошколах нужно усиливать борьбу с коррупцией, - утверждает Александр Егоров, руководитель Тверской общественной организации «Лаборатория Удобный город». - Пока у нас права выдают тем, кто тебе – брат, сват и прочий родственник, порядка на дорогах не будет. Начинающих водителей нужно с первых занятий учить не только теории и практике, но и культуре вождения. Часов для практики желательно сделать ещё больше».
Хочется, чтобы свою ответственность понимали все – и новички, и преподаватели. До тех пор, пока есть ученики, считающие автошколу формальностью, «отсидкой», чтобы получить корочку, на дорогах будут гибнуть люди. Каждый недоучка – большая угроза и для автомобилистов, и для пешеходов.