«Среди молодёжи нет романтиков, жаждущих отправиться на село. Наша профессия вымирает, а следом за ней и глубинка», - говорит Елена ТИМОФЕЕВА, учитель географии школы им. Калинина деревни Верхняя Троица Кашинского района.
Елена Геннадьевна - педагог, с которого скоро будут брать пример коллеги по всей стране. Она победила во всероссийском конкурсе «Урок Просвещения-2016», а значит, её методики попадут в переплёт «учебника» для учителей. По сути, это сборник образцовых уроков. В преддверии 1 сентября мы поговорили о том, чем живут сельские школы, почему туда не едут учителя и нужен ли Единый госэкзамен.
Крест на деревне
- Школа, где вы работаете, даст фору многим городским: у вас - свой сайт, газета, кружки. Другие сельские школы тем временем закрывают. Почему?
- В нашей школе педагоги буквально «горят» на работе: подходят к делу творчески, болеют за него, постоянно ищут новые технологии преподавания. У нас замечательные, сильные, знающие свое дело учителя. Мы стараемся не просто дать детям знания, а по максимуму заинтересовать их. Например, я уже четвёртый год веду летнюю школу юного эколога-краеведа. Отправляемся с ребятами на экскурсии по окрестностям нашего поселения, пешком или на велосипедах. Заодно исследуем окружающую среду. В этом году изучали воду в прудах, речках, колодцах. Сначала познакомились с методиками, потом взяли пробы и провели анализ. Такое обучение - намного интереснее, чем обычные кабинетные уроки.
Однако если в школе не будет учеников, стараниями учителей её не спасти. В Кашинском районе за последние двадцать лет закрылись порядка пятнадцати школ, и это естественный процесс. Сельское население сокращается, молодёжь уезжает в города. В нашей школе сейчас - 129 учеников, и это притом что мы собираем ребятишек из соседних деревень. Когда я пришла сюда работать, у нас училось около пятисот человек! Им на смену с каждым годом приходило всё меньше детей. В 2005 году выпустили три класса из 60 ребятишек, в родной деревне остались только двое. Три года назад уже выпускался один класс из 20 человек, и все разъехались.
- Одни выступают категорически против закрытия деревенских школ, другие же поддерживают оптимизацию. Что думаете вы?
- Всё хорошо в меру. Закрывая школы и дома культуры, государство ставит крест на деревне. Из жителей тут останутся только дачники. Если в учебном заведении есть хотя бы 30 учеников, нужно его поддерживать. Я начинала свою работу в малокомплектной школе села Спасское, где было около 50 учеников. Ещё тогда ощутила, что в таких школах - особая атмосфера. Там все хорошо друг друга знают, дети общаются по-другому. На качестве образования это никак не сказывается. Примерно 60% выпускников из Верхней Троицы без труда поступают в высшие учебные заведения.
ЕГЭ не для всех
- Путёвку в вузы ребятам из глубинки даёт Единый госэкзамен. Сейчас в Госдуму внесен законопроект об отмене ЕГЭ. Как вы относитесь к такой инициативе?
- У госэкзамена, конечно, есть недостатки. Многие мои коллеги уверены, что такие тестирования - шаг к ликвидации мышления. Выпускник должен не только щёлкать тесты, но уметь говорить, мыслить, вести себя в обществе. К сожалению, ЕГЭ это не проверяет, хотя его постоянно совершенствуют.
С другой стороны, раньше мы сдавали несколько выпускных экзаменов в школе, потом такой же стресс переживали при поступлении в университет. Причём выбрать могли лишь один факультет. Всё это было тяжело морально, да ещё и финансово затратно: пройти подготовительные курсы, снять квартиру на время экзаменов и т.д. Сейчас никуда не нужно ехать, вы сдаёте ЕГЭ и рассылаете результаты по вузам.
Госэкзамен хорош для ребят, желающих получить высшее образование. Он расширяет возможности выбора, даёт больше шансов при поступлении. Но ведь есть дети, которые этого не хотят. Зачем их принуждать к ЕГЭ? Пусть сдают экзамены своим учителям, без стрессов, получают аттестат и пробуют устраивать свое будущее, получая рабочие профессии. Там не нужны глубокие знания математики, физики или иностранного языка.
- В школах Москвы сейчас вводят уроки шахмат. Депутаты предлагают нагрузить программу ещё и занятиями по религиозной и финансовой грамотности. Чего на самом деле не хватает образованию?
- Уроки шашек и шахмат были и в нашей школе. Пару лет назад преподаватель ушёл на пенсию, и пока таких занятий нет. Дополнительные уроки - это, безусловно, хорошо, но, опять же, не нужно впадать в крайности. Лучше, чтобы дети сами выбирали факультативы, когда подрастут и поймут, нужно ли им это и для чего. Учитель ведь лишь показывает дорогу, а ученик сам решает, идти по ней или нет. Сформировать всесторонне развитую личность невозможно, если ребенок не любит читать, не знает литературу, историю, географию своей страны. Основы финансовой грамотности можно дать при изучении математики или обществознания, религиозную культуру - при изучении истории, обществознания и географии.
В первую очередь нужно решать проблему дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности. Несмотря на то, что вузы готовят достаточное количество выпускников-педагогов, молодые специалисты крайне неохотно идут работать по специальности. Старые кадры уходят, а притока молодых практически нет. Средний возраст преподавателей 45 - 50 лет. Нужно, чтобы учитель был уверен, что у него будет стабильное будущее и реальные социальные льготы.
Полмиллиона подъёмных
- Врачей на село заманивают миллионными подъёмными, а чём привлечь в деревню молодых педагогов?
- Время романтиков прошло. Сегодня люди - очень прагматичные, они конкретно знают, какую бы зарплату хотели иметь, сколько нужно денег, чтобы сыграть свадьбу, родить ребёнка, купить квартиру и т.д. Поэтому молодёжь и не хочет ехать на село, словно в ссылку. Мало того, что зарплаты небольшие, так ещё и досуга для молодёжи здесь нет. Выпускникам вузов, пожелавшим работать на селе, из федерального бюджета выплачивают по 500 тыс. рублей. Эти подъёмные рассчитаны на пять лет. Желающих ехать за ними немного. Приличная сумма в полмиллиона в раскладе на пятилетний срок превращается в ежемесячную прибавку чуть менее 10 тыс. рублей. Приблизительно столько же получит молодой специалист в виде заработной платы. Общая сумма выходит, может, и приличная для начинающих, но далеко не та, ради которой можно закрыть на всё глаза и рвануть на край земли. Всем хотелось бы иметь достойный заработок, возможность растить детей и хотя бы раз в год выезжать на отдых.
Пойди, заработай!
- В интернете сейчас обсуждаются слова Дмитрия Медведева, который сказал, что молодой и энергичный преподаватель найдёт способ заработать…
- Это обоснованно вызывает возмущение. У учителя просто нет на это времени. С утра - уроки, потом организация внеурочной деятельности, которая стала обязательной. Приходишь домой и готовишь пять-шесть уроков на следующий день. Учителю жить некогда, семьёй своей заниматься, не то чтобы искать заработки на стороне! К тому же педагог должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за современными детьми. Им стало не интересно учиться, ведь любую информацию можно найти в интернете. На переменках они поголовно играют в телефоны или планшеты, и очень сложно переключить ребёнка на то, чтобы он поработал. Обидно, что профессия учителя не ценится, ведь от нас зависит будущее страны. Сегодня учительство - это, скорее, призвание. Большую часть своей жизни необходимо отдавать работе, не считаясь со временем, чувствами и желаниями. Не каждый человек способен на такое самопожертвование.