Гости разбежались

Валерий Христофоров / Аргументы и Факты в Твери
Татьяна Баженова: «Проблема региона - не мигранты, а их отсутствие»

«Одной из самых больших проблем Верхневолжья могут стать мигранты. Точнее, их отсутствие», - уверена Татьяна Баженова, доцент кафедры государственного управления Тверского госуниверситета.

Недавно тверичан ошарашила новость: в областной столице осудили четырёх нелегальных мигрантов из Средней Азии, которые присягнули на верность ИГИЛ* и, чтобы доказать серьёзность своих намерений, убили семейную пару в Кимрском районе. Откуда у нас взялись сторонники исламских радикалов, грозит ли региону засилье мигрантов и почему к нам неохотно едут соотечественники из-за рубежа? Об этом Татьяна Юрьевна рассказала в интервью нашему еженедельнику.

Суженное поколение

- Подробности убийства в Кимрском районе шокировали всех. Казалось бы, где Тверская область, и где ИГИЛ? Преступники жили здесь по поддельным документам. Получается, получить «пропуск» в нашу страну может, кто угодно?
- Как попали сюда нелегалы и почему их не выпроводили из страны, вопрос к правоохранительным органам и миграционной службе. То, что участниками этой ужасающей истории стали мигранты, не означает, что у всех приезжих в России преступные цели. Попасть в сеть сети запрещённой в России террористической организации мог кто угодно, даже коренной тверичанин. Мы живём во время развития компьютерных технологий, и у этого явления есть обратная сторона. Интернет - мощное информационное оружие, и экстремисты умело им пользуются. Вербовкой в ряды ИГИЛ занимаются профессионалы, на их удочку может попасться даже здравомыслящий человек. И не важно, где он живёт и какой он национальности.

- Мы с ужасом наблюдаем за новостями из Европы: теракт за терактом. Беженцев с Ближнего Востока в нашем регионе, конечно, нет, но трудовых мигрантов, бегущих от нищеты в своих республиках, предостаточно. Чем это грозит?
- Если мигрантов не станет, будет плохо. Сегодня население Тверской области не увеличивается за счет миграции. Пару лет назад я построила демографический прогноз для нашего региона до 2050 года при условии сохранения существующих тенденций: показателей рождаемости, смертности и отсутствия миграции. Картина печальная. Население области редеет, надежда только на приезжих. Но их, вопреки распространённому мнению, очень мало. Сегодня в регион каждый год приезжают порядка 30 тысяч человек, но столько же и уезжает. Казалось бы, ничего страшного? Но численность трудоспособного населения у нас сокращается, а количество пенсионеров остаётся прежним. К 2050 году граждан трудоспособного возраста станет на 40% меньше, это почти в 2 раза! Люди выйдут на пенсию, и на смену им никто не придёт. Последний раз такой дисбаланс наблюдался в 1950-60 годах, когда повзрослели дети войны. Во время Великой Отечественной рожали мало, поэтому содержать пенсионеров через пару десятков лет стало некому. В тот период в стране даже пришлось вводить хлебные карточки. Как мы будем выживать это сейчас, не знаю. Дело в том, что в середине шестидесятых у детей войны появились свои дети. Так как их самих было мало, деток тоже мало. И снова удар: репродуктивный возраст этого «суженного» поколения пришёлся на 90-е годы, на крайне тяжелый кризисный период. Люди откладывали рождение детей, и нас стало ещё меньше. Сейчас это «кризисное» поколение - как раз те, кто будет содержать нас в ближайшие годы. Государство выплачивает пенсии из текущих доходов, а где их брать, если работающих мало? Даже если каждая молодая семья родит по трое детей, ситуацию это не спасёт. Самих молодых мало, и ничего невозможно исправить – они не родились 20 лет назад! Наш регион ещё лет сорок будет жить с дефицитом рабочих рук.

Не у руля

- То есть вы предлагаете пойти по пути Европы и решить проблемы демографии за счёт мигрантов?
- Не совсем. К примеру, Франция, пуская к себе граждан арабского мира, пыталась улучшить демографическую обстановку. У этих народов в менталитете многодетность, и французские власти надеялись, что привьют такую же «привычку» своему коренному населению. Но это утопия: перетянуть на себя ментальность другого народа невозможно. В итоге арабы живут там своими «кучками», а в стране назревают недовольства. Нам же необходимо привлекать трудовых мигрантов. Не нужно открывать двери для всех желающих. Если человек хочет зарабатывать в нашем регионе, пусть выполняет требования наших законов: сдаст обязательный экзамен по русскому языку, истории России, получит патент, разрешение на работу и так далее. 
Часто слышу от своих студентов, что мигранты и так занимают наши рабочие места. Простите, но большинство местных жителей сидят в офисах в беленьких воротничках! Мало кто из них хочет укладывать асфальт, подметать улицы, работать в поле. Не верю, что на место кассиров многочисленных магазинов или на кресло водителей маршрутки выстроится очередь желающих из «своих». 

- В прошлом году в Тверской области вступил в силу запрет на работу мигрантов на общественном транспорте, но мы все равно видим их за рулём маршруток. Почему?
- Водителей неславянской внешности в маршрутках стало гораздо меньше. У тех, кто ещё остались за рулем, либо российское гражданство, либо ещё действующий патент. Решение прежнего губернатора отстранить мигрантов от управления общественным транспортом - абсолютно верное. Приезжих нужно привлекать к работе в сферах, где нет угрозы для безопасности людей. Не привлекаем же мы иностранные капиталы в экономически выгодные сырьевые отрасли. Тем более, мы не должны допускать иностранцев в сферы безопасности и жизнеобеспечения! Многие горе-водители маршруток даже не смогли сдать экзамен на водительские права российского образца. Разве допустимо, чтобы люди такой квалификации отвечали за жизнь и здоровье тысяч пассажиров?!

Кто клюнет?

- В нашем регионе работает программа по переселению соотечественников из-за рубежа. Почему бы не отдать свободные рабочие места своим же?
- По программе в Тверскую область с населением 1 миллион 325 тысяч человек возвращаются около трёх тысяч человек в год. Это капля в море! Приезжают семьями, то есть тех, кто реально будет работать, примерно в три раза меньше. Им предлагаются варианты трудоустройства, в основном в районах. Вакансии не самые привлекательные: доярки, механизаторы, подсобные рабочие. Мало того, что средняя зарплата тысяч десять рублей, так ещё и условия хромают. Жить в основном предлагают в деревенских домах с печным отоплением. Кто на это клюнет? Только те наши соотечественники, которые оказались за рубежом в ещё худших условиях. Например, живущие на Украине.

- Из каких стран в основном едут в Верхневолжье и привлекателен ли наш регион для мигрантов?
- Наш основной «поставщик» – Таджикистан, пятая часть всех приезжих - оттуда. В число лидеров также традиционно входят Молдова, Узбекистан, Армения и Украина. Тверская область - хорошая база для регистрации, но для нас это, скорее, минус. Многие иностранные граждане приезжают семьями, оставляют здесь детей и родителей пенсионного возраста, а сами отправляются на заработки в Москву и Санкт-Петербург. В итоге налоги оседают в столицах, а нетрудоспособные члены семей «проедают» наш бюджет. Но это полулегальные формы миграции, в обход законодательства, либо связанные с получением гражданства в рассматриваемом периоде времени, потому что официальные мигранты получают патент на работу под конкретный регион.

«ПонаУехали» тут!

- В июне в России ликвидировали миграционную службу. Кто теперь будет держать ситуацию под контролем? 
- Ещё недавно эта служба была отдельной структурой, теперь она входит в состав МВД. Такое решение обусловлено тем, что при выявлении «нелегалов» сотрудники миграционной службы работали в паре с оперативниками. Ждать наплыва гостей из соседних республик не приходится. Им невыгодно ехать в Россию: из-за роста валютного курса люди потеряли в зарплатах. Количество мигрантов, вставших на учёт в области, снизилось. Зато стало больше иностранцев, которые снялись с миграционного учёта и покинули регион. Снизилось число заявок на патенты, значительно меньше стало и тех, кто хочет получить разрешение на временное проживание. Не понаехали к нам мигранты, а наоборот. Понауехали! 

ДОСЬЕ. 
Татьяна БАЖЕНОВА. Родилась в 1974 году в Воронеже. Окончила ТвГУ по специальностям «прикладная математика», «финансы и кредит». Кандидат экономических наук. Замужем, есть дочь.
 


*ИГИЛ – организация, запрещённая в России.
 

Топ 5 читаемых