«Сельское хозяйство может стать фишкой Верхневолжья, но само по себе это не случится. Фермерам пора перестать уповать на государство и начать с себя», - считает кимряк Илья ЕЛПАНОВ, основатель интернет-магазина деревенских продуктов.
Этому 24-летнему парню удалось собрать единомышленников и совместить несовместимое: жителей мегаполиса и глубинки. Одни производят экологически чистые продукты, а другие готовы щедро за них платить. Ещё будучи студентом, он создал сайт по доставке продуктовых наборов от фермеров. Сегодня месячный оборот его компании перевал за миллион рублей, а в числе клиентов есть даже звёзды.
Посылка из деревни
- Илья, как тебе в голову пришла идея сделать бизнес на «посылочках из деревни»?
- Я вырос в сельской местности, отец и дед всю жизнь занимались сельским хозяйством. У нас на столе всегда были натуральное молоко, мясо, овощи, а когда я приехал учиться в Москву, понял, что там с этим туго. Купить в супермаркете натуральный творог или деревенские огурцы практически невозможно, а мелкие торговые точки фермеров «выжали» сетевые магазины. Идея создать некое сообщество, которое объединило бы деревенских производителей и городских покупателей, родилась у меня на втором курсе. Правда, тогда я не имел представления, как это будет работать. Да и как открыть бизнес без денег? Это же нереально. Так я думал, пока не стал резидентом Фонда Русской Экономики. Это программа поддержки студентов, у которых есть интересные бизнес-идеи. Видимо, моя задумка фонду понравилась: из 10 тысяч желающих на обучение взяли только 25 человек, и я был в числе счастливчиков. Это хорошая школа: за тобой закрепляют наставника, причём успешного предпринимателя, который обязательно даст дельную подсказку. Моим наставником стал гендиректор крупнейшего в России холдинга «АгроТерра». Он посоветовал не изобретать велосипед, а найти заграничную успешную бизнес-модель и применить её к российским реалиям. На анализ иностранных бизнес-моделей ушло три месяца, а потом появился наш проект «Ешь деревенское». Суть проста: каждое воскресенье вам приходит коробка со свежими и вкусными продуктами из деревни, бонусом к ним идут рецепты. Это своего рода потребительская корзина, рассчитанная на неделю. Там и молочные продукты, и мясные, и фрукты-овощи по сезону – всё то, что люди едят ежедневно. Такие посылки оказались очень популярны. Поначалу мы радовались шести проданным коробкам в неделю, сейчас счёт идёт на сотни. Наш месячный оборот перевалил за миллион рублей. В списке клиентов появились даже звёзды – например, резидент шоу «Stand Up» на ТНТ Дмитрий Романов и «Comedy Woman» Наталия Медведева.
- Как быстро бизнес вышел на самоокупаемость и много ли желающих платить за натурпродукт, ведь один набор стоит 2-3 тысячи рублей?
- Мы начинали с капиталом в 50 тысяч рублей. Этих денег хватило, чтобы объездить пару фермеров, сделать сайт и купить продукты. Ребята в моей команде почти год работали на энтузиазме. Никто из нас не получал зарплату, все заработанные деньги мы вкладывали в развитие. Это сегодня у нас собственный цех по упаковке продуктов и офис, а первую партию коробок мы паковали на моей кухне. Родители скептически относились к нашему проекту. Они люди взрослые, далёкие от интернета и вообще не понимали, что я делаю. Куда-то постоянно езжу, каким-то странным образом продаю коробки с едой, денег в кармане по нулям, да ещё и друзей своих втянул в эту авантюру. Но мы верили в успех, и он пришёл. Что касается цен, это недельный набор продуктов. Посчитайте сами, сколько вы потратите в супермаркете за семь дней. К тому же мы работаем только на Москву, где средний заработок начинается от 50 тысяч рублей. Там люди могут себе позволить такую коробочку и готовы платить за хороший сервис доставки.
Сработало «радио»
- Почему вы работаете только на Москву? У тверичан натуральные деревенские продукты не пользуются спросом?
- В Тверской области нет такого острого дефицита натуральных продуктов. У каждого второго есть дача или родственники, которые ведут подсобное хозяйство. К тому же у нас работают фермерские ярмарки, где вы можете закупиться у фермеров всем необходимым. В столице люди затариваются в больших сетевых магазинах, а фермерам туда зайти непросто.
- По сути, вы решаете главную проблему сельхозпроизводителей – сбыт. Но фермеры - сельские жители, а вы работаете на мегаполис. Как вы находите друг друга?
- Найти друг друга нам помогает сарафанное радио. Сейчас у каждого третьего фермера есть своя страничка в интернете. Мы связываемся с ними, едем в гости, аграрии дают контакты своих соседей, так и знакомимся. Сейчас сотрудничаем с 30 сельхозпроизводителями, почти все они из Тверской области. Например, огурцы и помидоры мы берём в хозяйстве у Александра Юнак из Рамешковского района. Там совсем не ловит мобильная связь, вокруг леса, поля, зайцы по дорогам бегают. Место настолько «эко», что лучше не придумаешь. Недалеко находится гусиная ферма Лилии Сидоровой, у которой мы закупаем гусиное мясо и яйца. Баранину и говядину поставляет Эдуард Васильев из Калининского района. А какие он делает колбасы! Только мясо, соль, чеснок и перец. Пальчики оближешь. В Конаковском районе есть «зелёная» ферма Натальи Порхуновой. Уже более 15 лет она с семьёй выращивает великолепную зелень: лук, базилик, кинзу, мяту, укроп, петрушку и т.д. Недалеко от Твери расположилось хозяйство Александра Беликова – он выращивает очень редкие и вкусные грибы вешенки. Если потушить их в деревенской сметане, пальчики оближешь. А какой вкусный хлеб пекут в пекарне Татьяны Андриановой в деревне Титово. Все наши клиенты в восторге! Каждый фермер для нас не просто поставщик, а друг, единомышленник, компаньон. Мы лично посещаем каждое хозяйство, проверяем условия содержания животных, плодовых культур, быт самих фермеров, особенности производства и даже согласуем стандарты качества.
Не хватает фишек
- Сейчас модно есть натуральное, многие сами ринулись собирать иван-чай, который растёт как сорняк и многие годы был никому не нужен. На какие продукты нужно делать ставку аграриям, что особо пользуется спросом?
- Спросом может пользоваться любой продукт, если он хорошего качества. Главное, его правильно продвигать и позиционировать. Если человек выращивает картофель и при этом обрабатывает его химикатами, то такая картошка гроша ломаного не стоит. Но если фермер предлагает нам экологически чистый картофель, без всяких «примесей», да ещё и фасует его в красивые крафт-пакеты по паре килограмм, такому продукту нет цены. Большинству фермеров не хватает какой-то своей фишки. Например, Наталья Порхунова из Конаковского выращивает мяту. Казалось бы, что оригинального. Так у неё больше десяти сортов этого растения: для чая, для мяса, для салатов. Другой наш поставщик из Тверской области поставляет нам уникальные заготовки. Например, в этом году мы закупили варенье из одуванчиков и еловый мёд. Очень любят наши клиенты сыры от Пьтро Мацца из Медного. Его сырную ферму знают далеко за пределами Тверской области. А всё почему? Потому что есть красивая история появления итальянца в тверской глубинке, к нему можно приехать на экскурсию и даже самим поучиться готовить сыр. Чтобы фирма приносила доход, а не просто сводила концы с концами, предпринимателям нужно заниматься не только производством, но и посещать фермерские ярмарки, вести странички в соцсетях, рассказывать о себе. Мы с ребятами часто ездим в гости к нашим сельхозпроизводителям, потом публикуем репортажи о них на нашем сайте, чтобы клиенты своими глазами видели, как рождается тот или иной продукт. Люди с удовольствием читают такие истории, и многие потом сами едут к ним с экскурсией. Жаль, что не все фермеры поддерживают такую рекламу в интернете. Люди старой закалки опасаются, что после нашего визита к ним приедут какие-то проверки, хотя придраться-то и не к чему. Если вы хотите зарабатывать в деревне, осваивайте интернет, заявляйте о себе, развивайте сельский туризм и не зацикливайтесь на одном лишь производстве.
- Одним сельским туризмом проблемы фермеров не решить. Что нужно сделать власти, чтобы труд сельхозпроизводителей не пропал даром?
- С советских времён в наших головах засела мысль, что государство во всём должно нам помогать. Это неправильный подход, надеяться нужно только на себя, а власть воспринимать лишь как небольшого помощника. Люди часто ругают чиновников наверху, сидя на кухне или разговаривая тет-а-тет со своими коллегами, но что это изменит? Нужно объединяться и всем месте садится за стол переговоров с властью, озвучивать свои недовольства и предлагать варианты решения проблемы. Например, всех сельхозпроизводителей волнует вопрос сбыта. На полки крупных сетевых магазинов крайне сложно попасть, особенно мелким фермерам. Но можно самостоятельно скооперироваться, создать общий бренд и попробовать «захватить» эту нишу таким образом. Помните, жизнь к лучшему меняет не государство, а люди, которые в нём живут.