Уроки лета

Почему детский отдых перестал быть безопасным?

Уже месяц, как по всей стране идут проверки баз отдыха для детей. В Тверской области закрыли палаточные лагеря в Калязинском и Конаковском районах, которые не отвечали санитарным требованиям. "В организации детского отдыха нужно не просто "чистить" помещения, а менять систему подготовки персонала. Случайным людям здесь не место", - говорит Михаил Гурин, директор сельской школы в Суховерково Калининской района. 

В посёлке его давно называют Михалычем, настолько он свой для каждой семьи. Сельский директор с раннего утра и до поздней ночи на ногах: своими руками ремонтирует школу, строит спортивные площадки для учеников, общается со школьниками и их родителями. Жена порой ругается, что супруга дома не видно, а он по-другому не может. О досуге школьников и пробелах в образовании директор рассказал нашему корреспонденту. 

Совести нет! 

- Михаил Михайлович, трагедия в Карелии потрясла всю страну. Но ведь оставить летом детей без досуга тоже нельзя. Кто должен отвечать за безопасность детей?
- Когда в лагерях дети получают травмы или отравления, в первую очередь это вина руководства и персонала того учреждения, где происходит происшествие. После истории на Сямозере по всей стране усилились проверки. Но эхо карельской трагедии будет слышно ещё долго. Можно закрыть какой угодно лагерь за несоответствие условиям, а что дальше?! Сердце кровью обливается, говоря о трагедии в Карелии. Представить такое в советские годы невозможно. Миллионы деток выезжали в летние лагеря, и всё было в порядке. И дело не в бытовых условиях. Просто на должность начальника лагеря тогда назначали проверенных на деле людей, способных сочетать административно-хозяйственные и педагогические умения. Персонал проходил собеседования, каждый год навыки нужно было подтверждать. Сегодня многие сотрудники летних детских учреждений просто не подготовлены к такой работе. Кто сейчас вожатые? Зачастую это студенты, которые ненамного старше своих воспитанников. Они сами ещё дети, чему они научат подростков?! Вожатых нужно растить, а не назначать. Учить их честно выполнять свою работу, любить детей, а главное - нести за них ответственность. 

- Чтобы поменять систему, уйдут годы. Не оставлять же детей без летнего досуга. Как всё-таки организовать отдых ребёнка недорого и безопасно, особенно в сельской местности, где у родителей нет денег на крутые лагеря? 
- Произошедшее не означает, что теперь стоит закрыть лагеря, а детвору запереть дома. Мальчишек и девчонок нужно организовывать, занимать их свободное время, чтобы они сами не заполнили его всякой ерундой. В лагерях необходимо усилить дисциплину, а детям дать ту программу, от которой они оторваться не смогут. У нас в Суховерково при школе работают площадки, от управления образования даются путёвки в лагеря Верхневолжья, а также Севастополя. Родители самостоятельно организуют детям походы в лес или на озёра. И от таких туров зачастую эмоции ярче, чем от самого крутого лагеря! Просто делать всё надо под строгим контролем и по совести, а не плясать от денег, тогда никаких проблем не возникнет. Купюрный интерес в детском вопросе вообще не может стоять во главе угла. Когда государство начинает экономить на детях, это ужасно. Мне жаль, что сегодня многие услуги в образовании оказываются через аукционы. Кто предложит меньшую цену, тот и берётся за заказ. Может ли быть гарантирована безопасность детей, когда их судьбу решает коммерческий конкурс? Что мы хотим выгадать на детях?! 

Хозяйский подход 

- Вы директор школы, однако своими руками строите для учеников гимнастический городок, хоккейный корт и т.д. Зачем вам это? 
- Задача каждого педагога - сделать всё возможное, чтобы вырастить из школьников достойных людей, создать им хорошие условия для обучения. Пять лет назад мне удалось побывать в одной из поселковых школ Беларуси. Там всего 25 учеников, но для них построили футбольное поле, игровой городок, обустроили территорию вокруг. Я подумал - чем мои дети хуже?! Вот и пытаюсь навести порядок. В наследство мне досталась школа не в очень хорошем состоянии, зданию 55 лет. Долгие годы для детей даже не было хорошего спортзала с необходимым оборудованием. Сейчас у нас есть гимнастический городок, волейбольная площадка и мастерские. Делаю всё своими руками, по желанию помогают родители и сами школьники. Мальчишки у меня настоящими мужиками растят, да и при деле всегда! Материалы порой собираем с миру по нитке. Сейчас делаем хоккейный корт. Местный тракторист помог выровнять площадку, директор колталовской пилорамы подсобил доской и брусом, добровольное общество пожарных – металлическими трубами. Я понимаю, что в районном бюджете и без нас много проблем, на всё денег не хватит. Финансирование зависит от количества учащихся. У нас 90 человек. Будет больше школьников, государство больше денег выделит. Пока этого нет, надо помочь самим себе. Если есть возможность, делаем ремонт своими руками. С подрядчиками стараюсь связываться по минимуму: такие цены ломят, да ещё и халтурят. Уж лучше всё самому сделать. Супруга над мной подтрунивает, что я с четырёх утра в школу бегу. Ну, а что сделаешь – я трудоголик, так и живём. 

- Кем должен быть руководитель школы: учителем или эффективным менеджером?
- В городских школах у директоров есть несколько заместителей. У сельского директора таких привилегий нет. Мы должны следить и за учебным процессом, и быть хорошим хозяйственником. Важно при этом не потерять лицо школы, выпустить достойных людей, у которых правильные ценности и взгляды на жизнь. Задача любого образовательного учреждения - не просто научить детей, а воспитать их личностями и патриотами своего государства. 

Устоять! 

- В последние годы по всей стране прокатилась волна оптимизации, когда маленькие сельские школы стали закрывать из-за отсутствия условий, а детей переводить на занятия за несколько километров. Школа в Суховерково, несмотря на слухи, устояла. Оправдана ли оптимизация? 
- Когда-то мы проходили подобные моменты через коллективизацию. Тогда объединяли деревни. В итоге вымерли маленькие поселения, погибли колхозы. На мой взгляд, экономически оптимизация школ оправдана. Это позволяет учить детей в более современных классах, при этом не тратить деньги на содержание неэффективных школ. Но что лежит в корне вопроса?! Школа - это культура, это центр жизни деревни. Не будет школы, уедут семьи, не станет будущего у поселения. В советские годы в Суховерково учились свыше 300 человек. Шесть лет назад, когда я её возглавил, здесь было всего 37 школьников. К счастью, за эти годы в округе построили предприятие. Когда в селе появилась работа, многие из тех, кто уехали на заработки в другие города, вернулись обратно и создали здесь семьи. Народ прибавился, сегодня в школе 90 учеников. Слухи о закрытии пока прекратились. Увы, такая участь ждала далеко не все деревенские школы. Многие учреждения в регионе остались под замком. 


- Реформы в образовании идут постоянно. К чему это приведёт?
- То, что в школу поступает оборудование, выделяются средства, - это огромный плюс. Я хорошо помню, когда в спортзале и кабинетах было пусто, сильно задерживали зарплату. В другом регионе учитель физики от безысходности даже покончил жизнь самоубийством. Сегодня таких проблем нет. Но есть большие вопросы к образовательному процессу. К примеру, существующая форма государственного экзамена при всех своих плюсах не даёт главного: она не заставляет учащихся мыслить. И мы ведь уже видим результаты. Раньше российские ученики регулярно выигрывали международные олимпиады, теперь это большая редкость. Что будет дальше, посмотрим. 

Досье
Михаил Гурин. 
Родился в 1959 г. в д. Суховерково Калининского района. Образование высшее, окончил Калининский государственный университет по специальности «Историк». В образовании работает с 1979 г. Женат, двое детей, две внучки. 

Топ 5 читаемых