«Мне тревожно за будущее. Мы снова рискуем окунуться в ужас 90-х», - говорит Андрей ЛАЗАРЕВ, кимрский священник, прославившийся на всю страну борьбой с наркоманией.
Город живых мертвецов - так называли Кимры пятнадцать лет назад. В городе, где 50 тыс. жителей, на каждого выпускника школы приходилось по одному наркодилеру. Героином торговали цыгане, таксисты, представители силовых структур и даже воспитатели детских садов. В июне этого года в России началась ликвидация службы Госнаркоконтроля. Чем обернётся такая реформа, излечима ли наркомания и как победить это зло, мы поговорили с отцом Андреем.
«Зелёная игла»
- В начале 2000-х Кимры гремели по всем телеканалам. Город называли героиновой столицей России, но вам удалось очистить его от наркотиков. Как это было и какова обстановка сейчас?
- В Кимрах почти не осталось семей, которых не коснулась бы страшная беда: одни подсели на наркотики, другие стали их распространять. В 2003 году, со слов первого начальника кимрского межрайонного отдела наркополиции, в городе каждый день продавался 1 кг героина на миллион рублей. Однажды на городском стадионе «Спутник» от передозировки скончались сразу четверо ребят. За героином сюда ехали москвичи и жители других городов: доза стоила, как два билета на дискотеку. Электричку «Москва – Кимры» в народе прозвали «зелёной иглой». На последней станции располагался цыганский посёлок. Торговать ядом начали именно там, а потом к цыганам присоединились другие жители, заложив свою совесть наркоторговцам.
Куда смотрели правоохранительные органы? Вот вам статистика Кимрского суда: в 2004 году возбудили 76 дел, связанных с распространением наркотиков, а срок, и то условный, дали лишь одному наркозависимому. Работала милиция, прокуратура, суды, а результат нулевой. Тогда вместе с неравнодушными жителям города мы создали общественную организацию «За нравственное возрождение Отечества» и начали бить во все колокола. Мы боролись не с продавцами белой смерти, а с представителями структур, которые закрывали глаза на происходящее. После того, как репортаж о Кимрах показали по федеральному телевидению и сюжет увидел генпрокурор Владимир Устинов, на следующий же день в область приехал его заместитель, и полетели шапки. Это было настоящее чудо. Тогда и начались перемены к лучшему. Ситуация стала налаживаться, героин ушёл.
- По указу президента в стране ликвидировали службу Госнаркоконтроля. Не боитесь, что «эпидемия» повторится?
- Это тревожит всё население нашего города. Мы боимся повторения того ужаса, от которого ушли с божьей помощью и великими усилиями. В Кимрах был один из сильнейших районных отделов наркоконтроля в Тверской области, собственная лаборатория и сотрудники, которые день и ночь пахали без отпусков, рисковали жизнью во время спецопераций. Говорят, теперь этим будет заниматься отдел полиции. Что из этого получится? Поживём - увидим.
К сожалению, общество у нас закрывает глаза на проблему наркомании. В Госдуму много раз вносились предложения о принятии закона о реабилитации: наркозависимый должен иметь право получить помощь у государства. Нет закона и об альтернативном лечении, который давал бы право наркозависимому принимать решение, привлекаться к ответственности за мелкие правонарушения или проходить реабилитацию. Это была бы действенная мера, ведь когда русский мужик перекрестится? Когда гром грянет. В этом случае гром - тюрьма. Нужен нам и закон о правах наркозависимых, который успешно работает во всём мире. В Европе такой закон даёт человеку, попавшему в беду, право на лечение. На реабилитацию наркозависимого государство выделяет тысячу евро в месяц, и родственникам не нужно думать, где взять деньги. По-моему, это справедливо. Если государство не сумело уберечь своих детей от этой беды, пусть берёт на себя ответственность за лечение этих несчастных.
Рак души
- Несколько лет назад вы открыли в Кимрах центр реабилитации наркозависимых. Чем он занимается?
- Это не моя заслуга, а результат работы огромного количества людей. Десять лет мы шли к этому. Работаем мы по кальке польского центра «Фамилия» из города Гливица. Я и другие сотрудники не раз проходили там обучение. Сегодня наш центр - единственный некоммерческий в Центральном федеральном округе, который работает без лекарств и по программе терапевтического сообщества. Построена она на трудотерапии: пациенты заняты с 7 утра до 11 вечера.
- Сейчас очень много платных и религиозных центров реабилитации. Как не попасть на удочку мошенников?
- Когда нет законов, расцветает беззаконие. Поэтому «лечением» наркомании занимаются все, кому не лень. Мне очень жаль родственников больных, из которых просто вытягивают деньги. Принцип работы платных центров прост: чем больше у тебя денег, тем медленнее тебя будут «лечить». Кроме того, пациент сам будет диктовать правила, ведь кто платит, тот и музыку заказывает. А это в корне неправильный подход. Что касается сект, то зачастую наркозависимые, избавляясь от химической зависимости, попадают в зависимость от этой секты. Из-за таких примеров люди не верят в возможность излечения и даже не хотят пробовать. До сих пор в нашем центре есть свободные места. А ведь зависимость, вопреки всем домыслам, можно преодолеть! Просто нужно выбирать серьёзные учреждения с опытом работы и чётко выстроенной программой. Поверьте, я десять лет езжу в «Фамилию», наблюдаю за её выпускниками. Человек, который впервые сюда пришёл, и он же после реабилитации – это совершенно разные люди. Да и в нашем центре есть хорошие примеры. Недавно реабилитацию прошёл 16-летний парень, теперь он служит в армии. Успешно отказываются от наркотиков даже люди с 20-летним стажем употребления.
- Практически в каждом районе есть врачи-наркологи. Почему бы не обратиться к ним?
- Мы тесно сотрудничаем с докторами, работаем в одной команде. Однако наркозависимость - серьёзное психическое заболевание, которое надо лечить в специализированных центрах, как это делается во всём мире. Это та же самая онкология, только не тела, а сознания. Невозможно выпить таблетку или пройти курс капельниц и навсегда оздоровиться. Самое важное - научить человека жить без наркотиков. Этим должна заниматься команда профессионалов: медики, психологи, психотерапевты и специальные консультанты по химической зависимости. Программа нашего центра рассчитана на год. Положить человека в больницу на такой срок невозможно и не имеет смысла. Своих подопечных отправляем к наркологам лишь на первом этапе - для снятия детоксикации, то есть ломки. Для всего остального требуются специализированные центры.
СПАЙСение
- В моду вошли «лёгкие» наркотики типа спайсов, подсаживаются на них в основном подростки. Как уберечь ребёнка от этой пропасти?
- На смену одним ядам всегда приходят другие. Сейчас в школах проводят добровольное тестирование на наркотики. Хорошая мера, поддерживаю. Ребятишки, которые сдали анализы, вне подозрения, а с теми, кто отказался, нужно работать прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик. Однако это не защитит нас от ещё одной «эпидемии». Бороться нужно не со следствием, а с причинами. Счастливый человек не будет искать кайфа на стороне. А счастливым можно быть лишь в одном случае: если вы заняты любимым делом. В советское время люди получали образование и знали, что они непременно найдут работу по специальности. Сейчас с этим сложно, особенно в глубинке. Где в Кимрах найти дело по душе, если почти все предприятия закрыты? Наркотики, алкоголь, суициды и неблагополучные семьи – всё это результат невостребованности. Изменились и ценности: на первый план вышли деньги. Нам говорят: отрывайся на полную катушку, бери от жизни всё. В погоне за этим «всем» мы теряем себя. Помните: можно быть счастливым дворником и несчастным бизнесменом. Ищите своё настоящее дело, проводите больше времени с близкими и берегите себя!