«Сегодня мы не просто вырубаем деревья в городе или в лесах, думая только о личной выгоде. Как гласит народная мудрость, мы «рубим сук, на котором сидим»! Природа помогает нам жить на планете, а мы так бессовестно распоряжаемся её ресурсами», - говорит Юрий Наумцев, директор Тверского ботанического сада, одного из лучших в России.
Следующий год в России объявлен Годом экологии, однако о состоянии окружающей среды пора задуматься уже давно. Юрий Викторович рассказал нашему еженедельнику о современной экологической обстановке, озеленении городов и вырубке лесов.
Хоть потоп!
- Юрий Викторович, в мае поверхность Тьмаки в Твери покрылась маслянистой плёнкой, в прошлом августе в Лазури массово погибли утки. Жители улицы Вагжанова и близлежащих к ней часто вынуждены дышать запахом «кошачьего корма». Не пора ли бить тревогу?
- Происходят закономерные вещи: не из-за того, что какое-либо производство работает без должного контроля, а потому что экологическими вопросами зачастую занимаются непрофессионалы. Можно сколько угодно ужесточать законы, увеличивать штрафы, заставлять устанавливать современные системы очистки, но это лишь внешняя сторона. Экология требует комплексного подхода, определённого образования и уровня культуры, ведь без этого люди не научатся что-либо ценить. Мы же живём по принципу «после нас – хоть потоп». Если говорить о настоящем качестве жизни в городе, оно невозможно без свежего воздуха, чистых водоёмов, парков и рощ. Во многих странах это осознали уже достаточно давно. Там по-настоящему озабочены вопросами утилизации отходов, очистки сточных вод, благоустройства, экологии питания и т.д. Важность такого подхода детям объясняют с малых лет. В конце прошлого века в Германии смогли оживить долины Рейна и Дуная, по берегам которых долгие годы размещались вредные производства. В России же на экологические катастрофы обращают внимание постфактум: там взорвалось, там разлилось… Пора наводить порядок и приучать людей к бережному отношению к природе.
Ждём посадок!
- Можно ли назвать Тверь зелёным городом?
- Казалось бы, можно: в городе сотни тысяч деревьев. Но важно не количество, а качество. Пора создавать настоящие природные парки, где будут селиться насекомые и вить гнёзда птицы. Давайте делать скверы не только в виде увеселительных площадок – их и так в городе много, а как места с особой лёгкой и доброжелательной атмосферой, где человек может отдохнуть душой, погрузиться в мечты. В нашем ботаническом Саду нет привычных для современного горожанина «хлеба и зрелищ». Напротив, мы создали гостям массу неудобств: у нас не курят, не пьют, не мусорят. Тем не менее, к нам ежегодно приходят свыше 40 тыс. человек, а уходя, множество людей искренне говорят «спасибо». Гости чувствуют ту природную красоту, по которой истосковались. Вот такими должны быть городские скверы, чтобы в них хотелось возвращаться вновь и вновь.
Общий мировой тренд - комплексное городское озеленение с многолетними растениями, декоративными кустарниками и деревьями. Это создание композиций, которые долго живут, требуют минимум физических и материальных затрат, очищают воздух. В Твери же до сих пор предпочитают цветники с однолетниками, которые каждую осень отправляются на помойку. Нам нужна осмысленная эстетика. Это будет красиво, полезно и выгодно для городского бюджета. И, конечно, нельзя забывать про речные долины. От реки Лазури сегодня осталось только красивое название, напротив «Олимпа» всё вырублено. К счастью, после долгих размышлений в пойме Тьмаки решили воссоздать экологический парк.
СКВЕРное дело
- Город развивается, застраивается. Как сохранить природу в таких условиях?
- Многие российские города развиваются так, как выгодно чьему-либо кошельку. Сколько природных уголков теряется при столкновении с интересами бизнеса! В микрорайоне «Южный» есть замечательное место «Птичье Эльдорадо», которое могло бы стать памятником природы: там растут краснокнижные растения, вьют гнёзда птицы и т.д. Но сейчас там начинается жилая застройка. И таких примеров множество! На площади Гагарина вместо яблоневого сада располагается очередной торговый центр. Вместо сквера на Коминтерна, который закрывал собой железнодорожные пути, «красуется» гипермаркет. Вокруг «Рубина» - только асфальт. Между тем даже когда там было текстильное предприятие, двойными рядами росли елово-липовые аллеи, чтобы снимать экологическое напряжение!
Сегодня каждое здание строится с учётом его капитализации. Застройщики хотят ближе к центру, чтобы была инфраструктура, не требовались дополнительные вложения. Я понимаю логику бизнеса, но почему экологическое состояние городской среды и настоящее качество будущей жизни людей никого не волнует?! Поистине мудры слова одного из вождей североамериканских индейцев: «Только когда будет срублено последнее дерево, выловлена последняя рыба и убита последняя птица, только тогда вы поймёте, что деньги нельзя есть?» К чему мы действительно стремимся? Как научим детей любить природу, если на их глазах нещадно вырубаются деревья? А ведь растения - не бездушные предметы. Они всё чувствуют и очень хотят жить, только сказать ничего не могут. Можно по-разному относиться к западному образу жизни, но трепетному отношению к охране природы у них стоит поучиться. Эталоном городского озеленения можно считать и Минск: великолепные парки, широкие проспекты, речные долины, много воздуха!
- В Твери принимаются за благоустройство карьеров в Константиновке. Реально ли сделать зону отдыха без урона для природы?
- Обустраивать карьеры пора, ведь другого места для купания у людей просто нет. Но к этой территории следует отнестись особенно внимательно. Карьеры - непроточный водоём. Значит, надо заранее просчитать максимальное количество людей, которые могут «нагружать» территории одних пляжей без ущерба для их экологического состояния, и при необходимости перенаправлять потоки отдыхающих в другие зоны. Это довольно простой механизм. Так, например, делается на площади Вогезов в Париже. Газон, где можно лежать, разделён на четыре части. Пока две задействованы, у остальных двух есть возможность восстановиться – и наоборот. Такой же принцип я вижу на тверских карьерах, только обязательно за каждой зоной следует закрепить своего ответственного. Ещё одна проблема - горы мусора после отдыхающих. Это опять вопрос уровня культуры общества. Вы не поверите, но на территории ботанического сада нет ни одной урны, но и мусора при этом тоже нет!
Ёлкино кладбище
- Заросшие борщевиком поля – катастрофа для региона. Как бороться с ядовитым растением?
- Только развивая сельское хозяйство. В своё время в ботаническом саду тоже были заросли борщевика, но мы начали возделывать землю и одолели этот сорняк. Не борщевик - зло, а люди, которые привезли его и перестали им заниматься. Сёла в упадке, поля простаивают – от такой бесхозяйственности может вырасти, что угодно. Когда землям найдут применение, мы забудем о борщевике. Сразу очистить весь регион сложно: семенной банк у растения – 50 лет. Давайте начнём хотя бы с одного района и будем двигаться дальше. Было бы желание!
- Верхневолжье в целом - экологически благополучный регион?
- У нас мало химической промышленности, металлургии и прочих «тяжеловесов». Но говорить о благополучии нельзя. Серьёзные опасения вызывает хищническая эксплуатация лесов. Попробуйте углубиться в лесные массивы – там «кладбище пней»! Леса вдоль рек считаются водоохранными, но сегодня, и они вовлечены в большой бизнес. Последствия могут быть необратимы. Деревья - регуляторы водно-почвенного баланса и экологической стабильности. Когда леса бездумно вырубают - мельчают реки. Как следствие - ухудшается качество питьевой воды, уменьшается её количество. Вырубка лесов попросту грозит нам жаждой! Природа всё устроила очень мудро, замкнув экосистему. Нарушая одно звено, мы повреждаем весь организм. Это не второстепенные вопросы, это качество нашей жизни. Надо позволить природе быть нашим учителем и постараться жить вместе с ней. Пока же я вижу, что мы хотим управлять ей, да только мудрости у нас нет.