Выстрел резидента

Программист из Твери сделал бизнес из «курсовой»

«Верхневолжье - это кладезь умов. У нас много учёных, которые могли бы прославить наш край, но их разработки идут «в стол». Проблемы чаще всего возникают из-за того, что нельзя сначала придумать технологию, а потом решать, куда бы её пристроить. В этом я убедился на собственном опыте», - говорит Александр ГРИЦАЙ, программист из Твери.

В 27 лет этот парень руководит собственной компанией с многомиллионным оборотом. Ещё студентом он создал программу управления запасами для торговых предприятий. Проект Грицая вошёл в сотню лучших стартапов России, его оценил лично Владимир Путин. В преддверие Дня изобретателя, который отмечается 25 июня, мы поговорили с Александром о том, как заработать на идее, и какую помощь можно получить от государства.

Прогноз на шоколадки

- Александр, твой IT-проект недавно признали лучшим в Тверской области. В чём суть изобретения?
- Это программа, которая помогает торговым предприятиям и магазинам понять, сколько и какого товара должно быть на полках, чтобы всегда был хороший ассортимент, и не встречалась просрочка. Нередко покупателю приходится обойти несколько магазинов в поиске нужного товара, а склады у предпринимателей при этом могут быть под завязку. В итоге торговец теряет прибыль, а клиент остаётся недовольным. Наш проект решает эту проблему, помогает бизнесу сэкономить, сократить склады и без лишних затрат открыть дополнительные филиалы. 
Началось всё с курсовой работы. Меня интересовал искусственный интеллект, и мой научный руководитель Сергей Сорокин предложил решить с его помощью какую-то практическую задачу. Мы взяли «на вооружение» обычный ларёк на Волоколамском проспекте, попытались спрогнозировать продажи «сникерсов» и «марсов» и вышли на потрясающую точность. Теперь нашу программу покупают по всей России и за рубежом. Её используют аптечные сети, магазины запчастей, стройматериалов, аксессуаров и многие другие. Есть и небольшие фирмы, и гиганты, например, компания «Эй-Пи Трейд» - официальный дистрибьютор «Procter&Gamble» и «Nestle» в нашей стране. 

- Твоя идея «выстрелила» и приносит деньги, но большинство проектов молодых изобретателей, как правило, остаются «на бумаге». Почему?
- С момента появления идеи и до того, как нам стали за это платить, прошло пять лет. Было время, когда мы с единомышленниками работали без зарплат и уже ни во что не верили. Тем, кто хочет добиться успеха, мой совет: не делайте, как мы. Ошибка любого изобретателя - идти от технологии, а не от потребности рынка. Допустим, вы придумали новый анализатор крови, который позволяет делать клинический анализ по одной капле. Не нужно сразу же его конструировать. Сделайте сайт, напишите, что у вас есть такой прибор, он скоро будет готов и только те, кто оставит предзаказ, смогут его получить. Вы увидите, сколько людей реально заинтересуется предложением, и поймёте, есть ли спрос. С этого нужно начинать любое научное исследование. Мы изначально пытались работать с продуктовыми точками и потеряли время. Оказалось, что эта отрасль не особо в нас заинтересована, наши основные клиенты работают в других сферах.

Грант ради «бумажки»

- Чтобы воплотить идею в жизнь, нужны деньги. Твои коллеги-изобретатели часто жалуются на дороговизну патентов и отсутствие спонсоров. Можно ли получить помощь от государства, и как это сделать?
- Большинство дверей открыты, нужно просто подёргать за ручку, а иногда и пнуть посильнее. Возможно, понадобиться обойти десяток таких дверей. Но всегда есть та, за которой тебе помогут. Моим первым «спонсором» стал государственный некоммерческий фонд содействия инновациям «Бортника». Я получил грант «Умник» - 400 тыс. руб. на два года. Сложностей не возникло: удивляюсь, как мало людей на тот момент пользовались такой возможностью. На стартовом этапе грант - хорошая поддержка, но сейчас мы редко к ним прибегаем. Когда я искал дальнейшие инвестиции, сам обошёл все организации, помогающие начинающим предпринимателям. Так попал в тверской областной «Стартап-фонд» и стал первым, кто получил от них миллион. Это уже были не грантовые деньги, а инвестиции в обмен на долю в компании. 

- Почему же не обращаетесь за грантами? Неужели деньги бывают лишними?
- За гранты нужно отчитываться, как просит тот, кто даёт эти деньги. Зачастую это превращается в абсурд. Показателем эффективности во многих случаях считается количество заявок на патенты. Не продажи, не практическая польза изобретения, а просто бумажки! Запатентовать можно какое угодно изобретение, его практическую пользу при этом никто не оценивает. Ещё зачастую нужно согласовать план на год вперёд, прописать его соисполнителей. В таких жёстких рамках ты не можешь менять решения и динамично развиваться. При этом требуется потратить деньги, но при этом, например, не покупать компьютеры или серверы, так как они не считаются оборудованием. Многим кажется: нам бы ваши проблемы, как потратить пару миллионов! Но нужно понимать, что мы их не в карман кладём.

Бонус от «Сколково»

- Ты - резидент «Сколково». Что даёт этот статус, и как попасть в российскую кремниевую долину?
- В инновационном центре создали особые условия для компаний, работающих в сфере коммуникаций, биомедицине, ядерных и информационных технологиях. Как резиденты мы должны находиться там в IT-кластере. Но строительство зданий пока не закончено, поэтому работаем в Твери. При этом пользуемся всеми льготами: не платим налоги на прибыль, НДС и т.д. Финансирование – тоже плюс. Если найти ещё одного инвестора, можно получить грант от пяти миллионов рублей и выше. Когда едем на научные конференции, затраты нам также возмещают. «Сколково» берёт на себя и бумажную волокиту. Недавно мы получили свидетельство о регистрации товарного знака. Его оформляли специалисты наукограда, мы лишь заплатили пошлину и 999 рублей за их труд. Самостоятельная работа обошлась бы нам в десятки тысяч рублей. В нашумевший наукоград мы попали без проблем: документы собрал за два дня. Отправил заявку, и нас приняли.

К Путину - без репетиции

- В прошлом году ты представил свой проект президенту России. Наверняка после этого поступили заманчивые предложения по работе?
- На встречу с Владимиром Путиным я попал от фонда развития интернет-инициатив. Её участников перед визитом заслушивали сотрудники администрации президента, но до меня у них очередь не дошла. Приехал на встречу в резиденцию Путина, сижу в последнем ряду, и тут совершенно неожиданно объявляют мой проект. Попробуйте выступить перед главой государства без подготовки! Но всё прошло, как по маслу. Владимир Владимирович был в курсе всех проектов, задавал вопросы. А предложения по трудоустройству посыпались после того, как я написал магистерскую диссертацию на тему нейронных сетей в распознавании текстов. Это перевод отсканированных страниц в редактируемый текст, например, Microsoft Word. Меня сразу пригласили работать в крупную российскую компанию, которая занимается подобными разработками. Но я отказался. Желание воплотить свою идею оказалось сильнее, и делать это в Твери намного комфортнее. В Москве много отвлекающих факторов: консультанты, бизнес-тренеры, стартап-тусовки… Они маскируются под помощников, но на самом деле отнимают время и деньги.

- Большинство твоих сверстников думают по-другому: заканчивают вуз и уезжают в столицу. Что нужно, чтобы молодёжь оставалась на малой родине?
- В основном люди работают по найму, а не создают что-то своё. Чтобы они оставались здесь, нужны компании, которые предложат им хорошие условия. В Москве таких намного больше, и зарплаты в разы выше. Изменить положение дел поможет создание инновационных компаний. Зато открывать бизнес у нас лучше! Аренда дешевле, затраты на трудовые ресурсы - тоже, хорошее географическое положение, научная база. В столице Верхневолжья только один недостаток – нет современного бизнес-центра с хорошей инфраструктурой: переговорными, клинингом, охраной, ip-телефонией и т.д. У тверского IT-сообщества есть идея открыть его, например, в здании швейной фабрики. А вообще Тверь - это хороший город для стартапа.

ДОСЬЕ

Александр ГРИЦАЙ. Родился в Калинине в 1989 году. С отличием окончил школу № 22, после магистратуру Тверского госуниверситета по специальности «прикладная математика и кибернетика». Женат.

Топ 5 читаемых