В объезд правил

Уехать в глубинку на транспорте, который отправляется от "Туриста", по-прежнему очень много желающих. © / Аргументы и Факты в Твери
Исчезнут ли в Твери и районах «заказные» автобусы?

В конце мая Центральный районный суд Твери запретил отправляться «заказным» автобусам от гостиницы «Турист». Означает ли это, что частные перевозчики, доставляющие пассажиров в районные центры, свернут свою деятельность, и нужно ли это? В проблеме разбирался наш корреспондент.

С дырой в законе

Владельцы «заказных» микроавтобусов нащупали два самых заманчивых критерия любой услуги - быстро и дёшево. Маршрутки в районные центры отправляются от «Туриста» через каждые 20 - 30 минут, тогда как от автовокзала за тот же день, как правило, рейсов гораздо меньше. Частники готовы подстраивать расписание под пассажиров, да и цены на билет у них в среднем на 25 руб. дешевле. Однако у них есть серьёзные минусы.
«Проверки десятков «заказных» автобусов показали крайне низкое качество перевозок, - рассказал Дмитрий ВОРОБЬЕВ, заместитель министра транспорта Тверской области. – Многие водители не соблюдают режим труда и отдыха, управляют автобусами без документов и разрешают людям ехать, даже если в салоне нет свободных мест. Тахографы зачастую неисправны. Такие перевозчики в большинстве случаев не страхуют жизнь пассажиров. Это значит, что в случае аварии пострадавшие не получат компенсации».
Прокуратура Центрального района Твери обнаружила, что на территории, где работает касса по продаже билетов, и пассажиры садятся в микроавтобусы, не соблюдаются требования транспортной и антитеррористической безопасности. Объекты не защищены от актов незаконного вмешательства, не организованы пропускные режимы и т.д. Надзорный орган обратился в суд с требованием прекратить использование земельного участка по адресу: Тверь, ул. Коминтерна, д. 47/102 до устранения нарушений. Исковые требования прокуратуры удовлетворены в полном объёме, решение суда пока не вступило в законную силу. 
Несмотря на внушительный список претензий, раз и навсегда прогнать частников с рынка едва ли получится. Дело в том, что обязательному согласованию подлежат только регулярные маршруты. Чтобы их организовать, нужно получить лицензию на перевозку пассажиров, пройти проверку на допустимый экологический класс подвижного состава, наладить предрейсовые медицинские осмотры, согласовать маршрут и т.д. Перевозчики, не способные или не желающие выполнять эти требования, предоставляют свои услуги под видом «заказных», то есть нерегулярных. Количество рейсов в этом случае закон не ограничивает. Место отправления, маршрут и цену на билет предприниматели определяют сами. Такая гибкость позволила увести им часть пассажиропотока у официальных перевозчиков. В годовом отчёте ОАО «Тверьавтотранс», организующего перевозки пассажиров с тверского автовокзала, за 2014 год основной причиной убыточности терминалов по продаже билетов в 23 млн руб. названы именно «автоэкспрессы».

Убытки победителю

Необязательность в соблюдении правил рикошетит по пассажирам. Три года назад один из «заказных» микроавтобусов попал в аварию под Медным, погибли четыре человека. Годом позже дорожно-транспортное происшествие случилось с аналогичным транспортом, направлявшимся в Бежецк, лишились жизни ещё три пассажира. Однако многих горожан эти случаи не пугают, у «Туриста» по-прежнему толпятся люди. «Транспорт до Осташкова отсюда ходит каждые пятнадцать минут, а от автовокзала - два раза в день, - объясняет Валерий Абрамов, один из пассажиров. – Если регулярный транспорт будет ходить так же часто, люди будут пользоваться именно им».
«Работать на регулярных перевозках – невыгодно, поэтому многие предприниматели предпочитают «заказные» рейсы, - объясняет Владимир Густов, исполнительный директор некоммерческого партнёрства «Тверской автотранспортный союз». - Перевозчики, победившие в конкурсах регионального Министерства транспорта, вынуждены выезжать в убыточные социальные рейсы, причём только на больших автобусах. Регулируемые тарифы не окупаются. Кроме того, тверской автовокзал получает часть выручки за продажу билетов. Уверен, что после вступления в силу решения суда «автоэкспрессы» никуда не денутся, потому что они являются законным видом деятельности.»
У Тверской области остаётся два пути - либо тщательнее контролировать «заказные» перевозки, либо подстроить под людей регулируемые маршруты. Пока что жителям ничего не остаётся, кроме как выбирать между собственным удобством и безопасностью. 

Кстати
Проблема заказных перевозчиков есть и в Москве. Здесь власти пытались ограничить этот бизнес с помощью знаков «Остановка запрещена» на конечных пунктах, однако такая мера оказалась неэффективной. Водителям легче заплатить штраф, чем каждый раз искать новое место стоянки.

Топ 5 читаемых