«В странах Евросоюза жильё для бедных по качеству зачастую лучше, чем элитная недвижимость в Твери. Нам пора забывать советскую школу и начинать строить современные здания!», - уверен Никита Маликов, тверской архитектор. На его счету – проекты по благоустройству региональной столицы, а также жилых домов, офисов и ресторанов в Твери, Орле, Берлине, Айия-Напе.
Как сделать столицу Верхневолжья красивой, удобной и привлекательной для жителей и гостей, молодой архитектор рассказал еженедельнику «Аргументы и факты в Твери».
Долой серость!
- Никита, вы создали проект по благоустройству бульвара Цанова. Казалось бы, дело хорошее, но не все жители восприняли ваши идеи однозначно. Почему?
- К новшествам люди часто относятся с опаской. Бульвар Цанова сейчас - это серая улица, на которой расположено несколько крупных магазинов. Я предложил оборудовать там достаточно скромный по бюджету бульвар, но выполненный полностью по современным стандартам. Главное - это создание площадок для отдыха разных категорий населения. Некоторым не понравилось, что рядом с их домами станет гулять много людей, и будет шумно. Сразу вспоминается история про тверскую пенсионерку, которая по осени снесла детскую площадку, потому что её раздражал смех малышей… Мнения жителей важно учитывать, но если мы хотим жить в красивом, благоустроенном городе, важен конструктивный диалог. К счастью, нам удалось найти компромисс, и работы на Цанова вот-вот начнутся.
- Достаточно бурно в Твери прошёл снос ларьков – ещё одна мера по приведению города в порядок. Насколько это было необходимо?
- С точки зрения градостроительства, это правильное решение. На улицах больше не стоят обшарпанные ларьки. Но нужно понимать, что их снос стал уроном для предпринимателей. Необходимо было разработать другие варианты решения проблемы. Ларьки городу нужны, только иного качества. В Берлине, к примеру, киоски стоят всюду, но они хорошо сделаны и вписываются в общий стиль улиц. Каждую неделю проверяется соблюдение санитарных норм. Если запах еды выходит за пределы ларька, его закрывают. У нас же шавармой пахло на всю округу. В своё время ко мне приходили предприниматели и просили проектировать им ларьки. Я предлагал интересные решения. Знаете, что мне отвечали? «Нет, что ты! У меня в сарае есть листы металла и железные трубы. Вот из этого сделай»! О какой красоте может идти речь с таким подходом?! Но, опять же, повторюсь - это не только градостроительный вопрос. В первую очередь нужен диалог бизнеса и власти. Необходимо создать комфортные условия для предпринимателей, а после в достаточно жёсткой форме требовать соблюдения архитектурных рекомендаций к внешнему виду ларьков.
АРХИважное дело
- Спальные районы Твери отличаются серой однотипной застройкой. Куда от неё деться? Не сносить же дома!
- Конечно, нет. Достаточно вывезти наших чиновников и застройщиков в ту же Варшаву и показать, как могут выглядеть панельные дома. Поверьте, их можно просто помыть – и они уже посветлеют на несколько тонов. Что нам мешает освежить фасады, озеленить дворы, скосить пустыри, поставить современные детские площадки? Принять закон, чтобы упорядочить остекление балконов, постепенно привести их к единому стилю?
Ладно старые дома, у нас и новые не блещут красотой! Большинство застройщиков стараются быстрее освоить участок и получить прибыль. Отсюда – отсутствие дизайна, использование дешёвых материалов. Стройка на скорую руку приведёт к тому, что лет через десять дома затрещат по швам. В Твери же люди скупают всё, что им предлагают.
- Покупают, потому что квартиры в таких домах дешевле…
- И поэтому застройщики не хотят меняться. Я работал со многими из них, часто мне говорили: «Спроектируй самую дешёвую коробку, потому что люди обязательно её купят». И народ на это ведётся! Давайте голосовать рублём – не покупать квартиры в некачественных и несовременных домах – и строители будут вынуждены добросовестно работать за те же деньги. К счастью, кризис начал потихоньку «уничтожать» таких застройщиков. Массовое обеднение населения резко уменьшило объёмы продаж. Чтобы получить оставшийся средний класс, строительные компании теперь вынуждены улучшать качество своих объектов. В Москве это явление чувствуется особо сильно: проекты жилых домов всё больше становятся похожи на европейские по внешнему виду и качеству.
Синдром скуки
- В Твери много исторических зданий. Такая старина нам на руку?
- У нас прекрасная историческая застройка. Но в каком состоянии находятся архитектурные памятники? Десятки лет ждут ремонта Морозовские казармы, Дом офицеров, Речной вокзал и т.д. Отреставрировать всё разом невозможно - это миллиарды рублей. Я посчитал, что для реставрации только Речного вокзала каждый работающий человек Твери должен отдать 13 тыс. рублей. Многие ли согласятся на это? У города на это денег нет, да и не должно быть. Единственный путь - привлекать инвесторов. Новый закон о сдаче исторических объектов и памятников архитектуры за один рубль – очень хорошая идея. Инвестор за символическую плату арендует здание, но за это обязан привести его в порядок. Надеюсь, закон «выстрелит».
Однако развивать туризм только за счёт исторического прошлого для нас не вариант. С чем мы тягаемся, находясь между двумя столицами? У нас никогда не будет столько памятников и музеев, сколько в Москве и Питере. Нужен свой путь.
- Что же может стать нашими «фишками»?
- Тверь - уютный город, малоэтажный, спокойный. Это отмечают многие гости. Давайте продвигать его для туров выходного дня! У нас можно создать замечательный гастрономический бизнес, сделать город «вкуснейшим» из всех областных центров. Развивать фермерский рынок, продавать качественные и натуральные продукты. Открывать уникальные рестораны и бары. Потенциал для этого есть! Люди поедут к нам, чтобы отдохнуть от больших городов, насладиться неспешной обстановкой и вкусно поесть. Бизнесу надо давать льготы и дотации, чтобы заинтересовать в развитии городской среды.
Что ещё нужно туристам? Помягче поспать и чем-то заняться. У нас промахи по всем пунктам. Качественные гостиницы можно пересчитать по пальцам одной руки. В районах Верхневолжья туристам сегодня интереснее, чем в Твери. Да сами тверичане чаще гуляют по торговым центрам, чем по улицам. Это синдром городской скуки. У нас есть Волга, а река – украшение любого «каменного мешка». Но мы даже этим в полной мере не пользуемся. Водных развлечений нет: на весь город один пункт проката лодок и катамаранов. Нет, к сожалению, и программы по основным достопримечательностям Твери, чтобы турист гулял по центру и слушал экскурсии через аудиогида.
- Может, проблема в том, что наш город – небольшой?
- За рубежом много городов с населением ещё меньше, чем у нас. Каждый из них занял свою нишу. Кембридж, к примеру, стал образовательной столицей, а Реймс – родиной шампанского. Надо найти своё лицо и думать, как развивать областной центр.
Досье
Никита Маликов.
Родился в 1987 г. в Калинине. Получил два высших образования по специальностям «инженер-проектировщик» и «архитектор». Дипломный консультант в Гамбургском университете «ХафенСити». Член Общественной палаты Твери. Холост.