ХОРОШИЕ ДОРОГИ - ЭТО ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. ПОСТРОИТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ И НЕДОРОГОЕ ПОЛОТНО НЕ ТАК УЖ ПРОСТО - НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ МНОЖЕСТВО ФАКТОРОВ: ТРАНСПОРТНУЮ НАГРУЗКУ, КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПЕЦИФИКУ ГРУНТА И ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА.
О том, как сделать дорогу, которая будет служить долгие годы, рассказал Александр МАРАХОВСКИЙ, генеральный директор строительной компании «Бау», которая специализируется на производстве асфальтобетона.
НОВИНКИ - НЕ ВСЕГДА БЛАГО
- Мы часто слышим о новых технологиях, которые используют при строительстве дорог за рубежом. А у нас применяются инновации?
- Новые технологии нужно использовать осознанно. Зачем покупать спортивный болид, если вы собираетесь ездить на нём на природу? Например, всё большую популярность набирает щебёночно-мастичная смесь, которая состоит в основном из щебня и вяжущих материалов. Нужно ли её применять в Твери? Давайте разберемся. Эта технология в 1,5 раза дороже, чем обычный асфальт, и кажется, что прослужить она должна дольше. Однако основная цель такой смеси - выдерживать нагрузку тяжёлого автомобильного транспорта. При этом она требовательна к водоотведению и расчистке от снега и наледи зимой. То есть щебёночно-мастичная смесь хорошо подходит для федеральных нагруженных трасс. И помните, что за этот же объём денег вы смогли бы устроить в 1,5 раза больше поверхности из обычного асфальтобетона.
Многим свойственно думать, что дорогое - это обязательно качественное. Возьмём литой асфальтобетон. Вроде бы его можно укладывать в непогоду и он быстро застывает, позволяя пускать автотранспорт практически сразу. Но этот строительный материал в три раза дороже обычной смеси, так как требует дополнительной укладочной техники и сильно изнашивает оборудование заводов. Кроме того, он уже негативно показал себя - им заделывают ямы, и эти заплатки зачастую вылетают в первый же сезон. Есть огромное количество разных типов асфальта, и каждому - своё место.
Главное - применять качественные материалы и делать свою работу осознанно, а не перекидываться с одной новинки на другую. Если мы не сможем довести до идеала обычные технологии, то как же тогда справимся с новыми, которые требуют повышенной квалификации?
Куда лучше обратить внимание на технологию по переработке старого отфрезерованного асфальтобетона. В Германии удаётся использовать до 90% старого дорожного полотна. Есть и свои недостатки в технологии. И опять же это стоимость оборудования, которое может достигать 2 000 000 евро. Но данный путь - правильный, так как он значительно удешевит ремонт дорог Вот почему в Германии при стоимости битума в два раза дороже цена асфальта такая же, как у нас.
- Почему ещё дороги в Твери так быстро портятся?
- На самом деле хороший асфальт служит 5 и более лет. Основные факторы, влияющие на срок службы дорожного полотна, это водоотведение, основание и качество уложенной смеси. Если правильно сделать сливы, то вода при перепаде температур не портит верхний слой асфальта. Также при закладке дороги необходимо сделать правильное основание - сначала песчаный слой, затем щебень и хорошо уплотнённый качественный слой асфальта. Всё в совокупности влияет на срок службы дорожного полотна, начиная от толщины слоя песка и щебня, засыпанного в основании дороги, и заканчивая тем, сколько раз проедет каток при укладке асфальта. И, конечно, самый важный фактор - асфальт, то, из какого сырья его произвели. Различают виды смесей в зависимости от количества щебня, его зернистости. Важно понять, какой тип подходит для той или иной дороги в зависимости от нагрузки и погодных условий. Так, песчаный асфальт может прослужить дольше, чем асфальт со щебнем или даже щебёночно-мастичный асфальт при соблюдении всех факторов.
КРЕПЧЕ ГРАНИТА
- Какой асфальт дольше всего служит в Тверской области?
- Для большинства дорог нашего региона подходит смесь Б1. Она достаточно устойчива и к погоде, и транспортной нагрузке. ГОСТы требуют, чтобы щебень для изготовления такого асфальта был повышенной прочности. В нашем регионе нет твёрдых пород, соответствующих требованиям, поэтому мы везём габбро-диабаз из Карелии. Название может показаться экзотическим, но наверняка вы виде-
ли эти камни, когда гуляли по Москве. Вся Красная площадь вымощена блоками из этой породы. Его использовали при строительстве дорог в Осташкове, Завидово-3, на Тверском проспекте. В итоге получилось полотно, устойчивое к погоде и высокой транспортной нагрузке.
У габбро-диабаза лишь один недостаток - стоимость. Строительная компания «Бау» постоянно совершенствует своё технологическое оборудование. Сейчас мы готовим к открытию лабораторию, где прессы будут проверять качество сырья. Это долгий и дорогостоящий проект, но мы решили подойти к нему основательно, чтобы заказчик мог убедиться в высоком качестве асфальта нашей компании не только на словах.
ДАЙТЕ РАБОТУ МЕСТНЫМ!
- Сейчас все говорят об импортозамещении. Насколько дорожное хозяйство зависимо от заграничных поставщиков?
- Если мы хотим развивать отечественные технологии, в регионе нужно развивать специализированные компании, а не отдавать одной корпорации всё сразу: и изготовление асфальта, и его укладку. Каждый должен быть специалистом в своей области - кардиолог же не пытается лечить грипп, а терапевт не делает хирургических операций. Мы выбрали производство асфальта, потому что нельзя заниматься всем одновременно. Вот в этом нужно брать пример с Запада. В крошечной Голландии - самый крупный завод в Европе по производству асфальта. В час они делают 800 тонн смеси, и всё это продают, ничего сами не укладывают. Поэтому их продукция - качественная и востребованная.
Легенда о том, что в Европе дороги держатся дольше, чем в России, - чепуха. Просто они оперативно их меняют, а мы лишь латаем ямы. Непонятно, зачем ремонтировать дорогу крошечными участками? В следующем году придётся менять остальную часть, а это затраты на транспорт, оборудование, рабочих. Лучше уж всё сделать сразу, тогда полотно прослужит дольше.
СК Бау находится по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 107, стр. 1 Тел./факс (4822) 58-83-02 E-mail: 588302@mail.ru, https://www.skbau.ru
На правах рекламы