В гости к Бабе-Яге

Калязинская Баба-Яга туристам всегда рада! © / Аргументы и Факты в Твери
Развитию туризма в регионе мешает бездорожье, и не только...

Несколько лет назад житель Калязина ради забавы своих детей построил в пригороде избушку на курьих ножках, причудливую мельницу да колодец. Он и подумать не мог, что его сказочная усадьба станет местной достопримечательностью! Сегодня в гости к Бабе Яге приезжают туристы из разных уголков страны. 

В преддверии летнего сезона и Дня музеев, который отмечается 18 мая, мы встретились с Еленой Михасик, представителем усадьбы Бабы Яги, членом Национальной академии туризма. Она рассказала, как сделать Верхневолжье привлекательным для гостей. 


Молва - лучший пиар 

- Елена Витальевна, сегодня модно создавать музеи и развлекательные комплексы буквально из ничего. Но одно дело открыть объект, другое - его раскрутить. Каким здесь должен быть современный пиар?
- Конкуренция на туристическом рынке высокая, поэтому в нашем деле важна изюминка. Ею могут стать театрализованные представления, уличные сценки, пикники на острове, палаточный лагерь - всё, что угодно! В ХХI веке люди смотрят на жизнь динамичнее. Им хочется удивляться. Не просто посмотреть музей, а что-то потрогать, поучаствовать в мастер-классах. Нужен интерактив, а не скучные лекции.
Наша Баба Яга встречает гостей прибаутками, играя, показывает свои владения. Избушка на курьих ножках, дом лешего, жилище водяного, причудливой формы скамейки и тропинки - мы постарались сделать всё, чтобы люди чувствовали себя, как в сказке. Ещё одно правило отрасли: довольный турист - это сытый турист. Своих посетителей мы поим душистым чаем с липовым мёдом, угощаем гадальными пирожками, дарим подарки. Нужно постоянно обновлять подачу информации. Без этого она наскучит. 
Лучший пиар - народная молва. Если посетителям понравится, они обязательно расскажут об этом своим знакомым. Для этого всем работникам отрасли нужно придумывать новые идеи, а властям и туристическим объединениям помогать им в продвижении. Особенно объектов, которые находятся поодаль от курортных троп. Согласитесь, музеям и анимационным площадкам Конаковского, Осташковского, Калязинского районов прославиться легче, нежели музею Пчелы в Сандово или музею Щуки в Жарковском районе. Туда слишком далеко добираться. Почему бы не продумать маршруты на несколько районов, не разработать карты, а региону - больше пиарить свои туристические возможности на федеральных площадках?! 

Со своей колокольни 

- Что ещё интересного можно создать, чтобы больше туристов приезжали в Верхневолжье?
- У региона огромный потенциал: замечательная природа, богатая история, памятники архитектуры, зоны отдыха. Мне нравится, что у нас входят в моду гастрономические туры. На Западе их давно практикуют, а чем Верхневолжье хуже?! Нам есть чем угостить гостей. В Осташкове потчуют селигерским рыбником, в Торжке - пожарскими котлетами, у нас в Калязине организуют рыбный день. А сколько в регионе экологических ферм, где можно отведать сыры, настойки, медовые сладости! Это интересно туристам и выгодно местным сельхозпроизводителям. 
Обидно, что некоторые достопримечательности, которые могли бы нас славить на всю страну, находятся в плачевном состоянии. Сколько лет не могут привести в порядок здание Речного вокзала и Морозовские казармы в областной столице! Что уж говорить о районах! В этом году Калязин просил помощи у всей страны. На грани разрушения оказался символ нашего города - затопленная колокольня. Эксперты обнаружили, что нижний этаж здания полностью заилен, стены - в критическом состоянии. Ещё бы: последние работы по укреплению фундамента проводились больше 35 лет назад. Зимой местные жители написали петицию, в которой попросили срочно включить этот памятник архитектуры в федеральную целевую программу «Культура России». Уже проведены работы по укреплению фундамента.
Колокольня - бренд нашего региона. Это всё, что осталось от некогда шумного, торгового места, куда приезжали русские цари и полководцы. Одиноко возвышаясь над волжской гладью, она привлекает тысячи туристов и паломников. Допускать разрушения таких объектов нельзя. Это наша история, гордость, то, что способно привлечь гостей. А каждый турист - это пополнение в местный бюджет. Нужно реставрировать памятники архитектуры, благоустраивать зоны отдыха, открывать новые объекты. Наряду с традиционными развивать мини-музеи, поддерживать людей, готовых этим заниматься. 

- Многие честно признаются, что не ходят в местные музеи, потому что неинтересно. Тем не менее, в заграничные заглядывают с большим удовольствием. 
- Так за границей всё слаще. В России слово «музей» частенько ассоциируется с хранилищем вещей. Поверьте, так судят те, кто давно не был в наших музеях. В отличие от зарубежных экспозиций у нас, как правило, посетителям демонстрируют подлинники. У нас замечательный Тверской государственный объединённый музей. Здесь регулярно проводят выставки, интерактивы, придумывают новые формы подачи информации. Его сотрудники - настоящие подвижники. В летний сезон, когда поток туристов растёт, многие из них работают без выходных с раннего утра до позднего вечера. Не потому, что жаждут заработать: на входных билетах много не получишь. Куда важнее желание поделиться знаниями, не дать людям забыть традиции родного края. В районах сотрудники музеев открывают двери в нерабочее время даже для двух-трёх посетителей. В этой отрасли трудятся энтузиасты, которые горят работой и стараются увлечь каждого в мир истории, вещей и сказок. 

Урок гостеприимства 

- Верхневолжью прочат будущее туристической мекки. Реально ли это?
- А как людям добраться до нашей «мекки»?! Дороги - в ужасном состоянии. Калязинский район граничит с Московской и Ярославской областями. У соседей - всё гладко, у нас - яма на яме. Если путь от Калязина до Москвы подлатали, то до Твери - хоть караул кричи. Стыдно перед туристами, отшучиваемся: к Бабе Яге же едете, вот и виляете по ухабам. Про нескошенные гектары полей говорим, что это разнотравье готовится для напитков Яги. А что нам ещё остаётся?! В Ярославской области ради музея кацкарей в небольшой деревне Мартыново власти специально отремонтировали дорогу. Мы об этом пока лишь мечтаем. Как бы ни были хороши туристические бренды, без достойной инфраструктуры полноценного развития не будет. Дороги, кафе, гостиницы - важно всё.

- Как добавить лоска нашим городам? 
- В развитии территории должна быть заинтересованность как у власти, так и у жителей. Немногие города в Верхневолжье могут похвастать благоустройством, а ведь это их лицо. Знаете, какая красивая набережная в маленьком Мышкине? По ней хочется гулять и гулять. Внешнему виду Калязина уделяют внимание: реконструируют старый парк, рядом с нашей усадьбой планируют построить игровой комплекс и небольшую гостиницу. Но достойного променада в городе пока нет, многие здания и улицы по-прежнему ждут марафета. Правда, лоск нужен не всем туристам. Гости из больших городов, напротив, ценят Калязин за старину и «непричёсанность». Но, согласитесь, всё хорошо в меру. Принимая гостей у себя дома, мы стараемся убраться в квартире, приготовить что-нибудь вкусное, сделать всё на самом высоком уровне. Тот же принцип должен работать и в туристической отрасли. 

Досье
Елена Михасик. Родилась в 1971 году в Иваново. Образование - высшее филологическое. Член Ассоциации туризма Тверской области, Российского союза туриндустрии, Национальной академии туризма. Награждена грамотами за вклад в развитие туризма в Калязинском районе и Тверской области. Вдова, двое детей.

Топ 5 читаемых