Полный улёт

Из окна крылатого "спасителя" обстановку на местности видно как на ладони. © / Наталья Капралова / Аргументы и Факты в Твери
За лесами и торфяниками следят с воздуха

Для того, чтобы не повторились страшные пожары 2010 года, сотрудники МЧС еженедельно патрулируют леса и торфяники Верхневолжья с воздуха. Наш корреспондент отправилась в авиаразведку со спасателями и своими глазами увидела, как проходят такие рейды.

Горячая точка

Взять меня с собой в полёт спасатели согласились только при одном условии: никаких фотосессий на борту. Оказывается, лётчики - люди суеверные: фотографировать экипаж и пассажиров до взлёта и во время пути нельзя. Снимать можно только виды из окна. «Вот приземлимся на землю и делайте, что хотите», - строго предупредили меня работники аэропорта. Так как парашютов на борту нет, спорить я не стала.
За пожарами сотрудники МЧС следят с борта КА-32. Первый крылатый "спасатель" появился в нашем регионе пять лет назад, а в апреле парк авиазвена пополнился ещё одним вертолётом. Основное предназначение воздушных судов - доставка в больницу пострадавших в авариях. Работает К-32 и как такси для тяжёлых пациентов из отдалённых районов области - когда больного из глубинки в срочном порядке нужно доставить в областную больницу, а до него либо из-за отсутствия дорог не доберёшься, либо времени на спасение в обрез. В свободное от таких полётов время вертолёты используют для мониторинга пожароопасной и паводковой обстановки. Если опасность последних уже миновала, то пожары ещё впереди. В центре внимания спасателей сейчас самые пожароопасные районы - Калининский, Конаковский, Осташковский, Селижаровский. 
В салоне вертолёта не разгуляешься. Вместе со спасателями и пилотами нас восемь человек, и места впритык. «У нас не тесно, а уютно, - говорит Александр БАРДАКОВ, командир авиационно-спасательного центра МЧС России по Тверской области. - Места хватает всем, ещё и оборудование помещается». Если крылатый спасатель летит за больными, то на борту размещают медицинский модуль с дефибриллятором, аппаратом ЭКГ, подачи кислорода, съёмные носилки и т.д. А если нужно лететь на пожар, то здесь устанавливают водосливное устройство, в которое помещается две с половиной тонны воды.
"Сегодня мы полетим по маршруту Змеёво - Орша - Васильевский Мох - озеро Светлое", - говорит пилот, и через несколько минут вертолёт поднимает нас в воздух. Высота небольшая - всего двести метров, но вся местность как на ладони. Под нами проплывают леса, деревеньки, озёра, а вот и одна из самых "горячих" точек области - Оршинские торфяники. С высоты они похожи на гигантские лужи. Каждый год эти самые "лужи" вспыхивают и горят вплоть до зимы. Это из-за них в летний период задыхается от смога Тверь. Пока же бояться нечего: торфяники ещё залиты водой.

Пал и пропал

Через десять минут полёта видно небольшое задымление: кто-то поджёг старую траву. Экипаж мгновенно передаёт сигнал и координаты возгорания на землю. Не успеем мы приземлиться, как пожарные уже выедут на место. "С наступлением дачного сезона ситуация с пожарами накаляется: люди жгут траву у себя на участках, выезжают отдыхать на шашлыки, бороздят на квадроциклах торфяники - чаще всего причиной возгорания становится именно человеческий фактор, и с этим очень сложно бороться", - объясняет Виктор СПЕСИВЦЕВ, второй пилот авиационного звена. 
Только за прошедшие выходные спасатели 120 раз выезжали на пал сухой травы. В начале апреля из-за поджога сухостоя в селе Никольское Калининского района вспыхнули старые склады бывшей военной части. Чудом огонь не добрался до жилых домов - люди вовремя вызвали пожарных. Старая трава горит с бешеной скоростью и может за считанные минуты оставить без крыши над головой десятки людей. Так, в прошлом году из-за поджога травы чуть было не выгорела дотла деревня Тетерлево в Торжокском районе: здесь огонь выкосил два жилых дома и пять дач. Трагедией закончился и пикник возле деревни Протасово в Калининском районе. Молодые люди разожгли мангал на берегу Тверцы, ветром огонь перебросило на сухую траву, и пламя стеной пошло на дачный кооператив и деревню. Дотла сгорели жилой дом, две бани, сарай и ещё несколько хозяйственных построек.
Несмотря на введённый в регионе особый противопожарный режим и штрафы за такие "поджоги", проблема никуда не делась. Найти вредителей получается не всегда: в этом году сотрудники государственного пожарного надзора оштрафовали только порядка двадцати человек, а число случаев пала травы исчисляется сотнями. Поджигатели и не задумываются, что субботник на участке может стоить им и их соседям крыши над головой. "Вот оно главное стихийное бедствие нашего региона, - говорит мне Спесивцев, когда мы уже приземляемся в Змеёво. - Не торфяники, а именно люди. Так и напишите!"

Топ 5 читаемых