Что за япона батюшка?

Отец Артемий учит детей стратегически мыслить посредством древней игры го © / Аргументы и Факты в Твери
Почему сельский священник обучает детей самбо и игре го?

Сегодня подросткам в деревнях нечем заняться. Школы в глубинке закрываются, что уж говорить о секциях и кружках. Есть ли в Верхневолжье энтузиасты, которые пытаются исправить положение? Р. Михеев, Калининский р-н

В посёлке Мирный Оленинского района, на родине святого Николая Японского, стоит церковь его имени, а местный священник учит детей единоборствам и интеллектуальной игре го. В село из Твери он переехал двенадцать лет назад. В преддверии Пасхи настоятель храма Артемий РУБЛЁВ рассказал, почему этот религиозный праздник не должен превращаться в светский и зачем сельским школьникам нужны вело-аломничества.

Кто благословил самбо?

- Отец Артемий, вы занимаетесь с детьми самбо и го - японским аналогом шахмат. С чем связаны такие необычные направления?
- Когда я начинал служить в Твери, во всех воскресных школах с детьми занимались театральными постановками и хоровым пением. Но как быть тем, у кого нет ни слуха, ни природного артистизма? Я стал учить подростков тому, что умею делать сам. Го - древняя японская игра. Её возраст, по разным оценкам, насчитывает до 4500 лет. Увлёкся ей ещё в школьные годы, а сейчас так совпало, что наша секция находится при храме архиепископа Николая - миссионера, основателя православной церкви в Японии.
Что касается самбо - то у нашей секции глубокие исторические корни. Появление этого вида спорта тоже связано с именем Николая Японского. В начале ХХ века он, будучи епископом, управлял духовным училищем при консульстве России в Японии. В это же время шла Русско-Японская война. Епископ, посещая русских военнопленных, узнал, что восточные воины владеют боевым искусством, против которого не работает наша штыковая атака. Миссионер предложил Василию Ощепкову, одному из своих подопечных, создать новый вид борьбы на основе дзюдо, который позволит русским солдатам защищаться от противников. Отсюда по благословению Николая Японского пошли истоки самбо. 

- Каждый год вы путешествуете с местными школьниками на велосипедах до отдалённых храмов. Это религиозное просвещение или испытание на выносливость?
- Для меня это в первую очередь паломничество. Для молодёжи - ещё и воспитание стойкости и мужества, которого в нашем обществе очень не хватает. Первое время мы ездили в Нило-Столобенскую пустынь. В нашей местности жил известный педагог, основатель народных школ и первого российского общества трезвости Сергей Рачинский. Он устраивал для своих учеников крестные ходы в этот знаменитый монастырь. Их путь проходил через место, где сейчас находится наш посёлок. Мы решили повторить путь Рачинского, но уже на велосипедах. Теперь ездим по разным маршрутам, путешествовали в Псков и Московскую область. Самый длинный заезд составил 950 км: проехали через Старицу, Андриаполь и Торопец. 

- У вас у самого семеро детей. Как вы успеваете заниматься и своими ребятами, и поселковыми? 
- Меня нельзя сравнивать с преподавателем в школе, который ведёт уроки по шесть часов в день. Мне проще, я с подопечными вижусь три-четыре раза в неделю по три часа. Когда работаю с ребятами, чувствую себя моложе, подзаряжаюсь от них. Не разделяю детей на своих и чужих. В этом году в нашу сельскую школу пришли в полтора раза больше первоклассников, чем в прошлом, чему я очень рад. Хотя стоит признать, что через 11 лет они все разъедутся, и остановить этот процесс невозможно. Большинство выпускников стремятся получить высшее образование, сделать это можно только в крупных городах. После университета молодые люди уже не возвращаются на село. Они влюбляются, устраиваются на работу, находят жильё, создают семью. Куда ж ехать, если вся жизнь теперь в городе?! 

Как праздновать Пасху?

- В этом году Пасха совпадает ещё с одним, некогда советским, праздником - Днём весны и труда. Сегодня многие говорят, что мы должны опираться на опыт СССР, особенно в воспитании детей. Вы с этим согласны? 
- Провокационно называть любой опыт прошлого советским. Раньше в стране существовала пионерская организация, для ребят было больше бесплатных занятий. Но вместе с тем была и ленинская идеология. Сегодня политизировать работу с детьми совершенно не нужно. Надо дать возможность подросткам реализовать себя в кружках и секциях, заполнить их свободное время, в которое они, к сожалению, могут себе навредить. Сейчас этим зачастую занимаются энтузиасты, хотя это прямая обязанность государства. 

- В Пасху большинство людей ходят на кладбище. Стоит ли менять эту традицию?
- В детстве, помню, рядом с церквями выставлялись наряды милиции, а комсомольские активисты стыдили тех, кто праздновал Пасху. Люди либо стеснялись, либо боялись идти в храм. А где ещё в человеке просыпаются религиозные чувства? Конечно, на кладбище. Смерть, как и рождение, - важнейшее таинство человеческой жизни, когда мы встаём лицом к лицу с тем, что выше нас. Потом запреты исчезли, но традиция закрепилась. Каждый год мы объясняем прихожанам, что этот праздник посвящён торжеству жизни и вспоминать в такой великий день про смерть не уместно. Для этого есть Радоница. 

- Обязательно ли в наше время соблюдать все каноны Великого поста?
- Пост - это не диета. Человек должен ограничить себя в том, что мешает его духовному росту, например, отказаться от вредной привычки. Лучше, если христианин согласовывает пост со своим духовником или священником. Самостоятельно человек может переусердствовать с ограничениями и тогда уже через неделю начнёт делать себе поблажки. 

- Скушать на Пасху кулич и крашеные яйца считают своим долгом все, даже те, кто не ходит в храм. Не превращает ли это религиозный праздник в светское событие?
- С одной стороны, хорошо, что Пасху отмечают даже неверующие. Быть может, их сподвигнет это задуматься о вечном. Но я бы очень не хотел, чтобы в России возникло такое же отношение к религиозным праздникам, как на Западе. У католиков и протестантов Пасха не считается главным событием. Для них важнее Рождество, но и оно стало больше похоже на светское мероприятие.
В церкви нашего посёлка число прихожан за последние годы выросло - в основном за счёт тех, кто раньше не ходил в храм. Люди интересуются верой, хотят понять основы Православия. Всё больше из них осознают глубокий смысл Пасхи - воскрешение Христа, возможность войти в царствие небесное, победа жизни над смертью.

Досье
Артемий РУБЛЁВ родился в Калинине в 1976 году. Окончил Московский технический университет связи и информатики. Заочно получил духовное образование. Принял сан священника в 1992 году. Служил при храме Покрова Божией Матери в Твери. С 2005 года - настоятель храма равноапостольного Николая Японского. Женат, семеро детей.

Факт
Один из учеников Рублёва победил на областном молодёжном турнире по го. На Первенстве России 2016 года он занял 12-е место.
 

Топ 5 читаемых