Все мы не раз слышали выражение "Муж - в дверь, жена - в Тверь". А знаете, зачем в наш город отовсюду съезжались жёны? На шоппинг! Когда-то столица Верхневолжья была раем для модниц: и мастерицы с золотыми руками, и цены демократичные.
Что носили тверичанки пару столетий назад и чем закупались у нас столичные штучки, "АиФ в Твери" рассказала Ирина ЗИМИНА, старший научный сотрудник Музея Тверского быта.
На голову - лягушку
В 19 столетии в Твери работало несчётное число модисток, которые изготавливали невероятно стильные шляпки, да ещё и брали за свою работу недорого. За такими головными уборами выстраивалась очередь модниц, в том числе и столичных. Московские дамы ценили золотые руки тверских мастериц, демократичные цены и не ленились преодолеть такой путь. Тем более, шкурка выделки стоила. В городе было несколько таксидермических мастерских, а значит, и колоссальные возможности для украшения шляпок. Модницы сажали себе на голову чучела птиц, мышек и даже лягушек. Некоторые умудрялись размещать на полях своих шляп целые "болотные" экспозиции. Нередко в бульварной прессе можно было прочитать заметку о нападении диких кошек на дам, прогуливающихся по городскому саду. Представляете, на какие жертвы приходилось идти тверичанкам ради красоты? Выйти в свет без головного убора в то время было также непристойно, как пройтись по улице без одежды. Считалось, что в женских волосах любит путаться чёрт. Такое "соседство" гарантировало сплошные неудачи: и муж будет пить, и дети болеть, и урожай не родится. Даже ложась спать, женщины покрывали голову платочком. Городские модницы, конечно, не стремились спрятать волосы полностью, но без "крыши" над головой из дома также не выходили. "Женщина без шляпки, что Эйфелева башня без шпиля", - говорили они.
«Золотые» штучки
Моду в то время «делали» муфты, сумочки, перчатки и другие аксессуары. Платья стоили дорого и шили их нечасто. Большой гардероб могли позволить себе только очень богатые женщины. Дамы, у которых была возможность ездить в Европу, брали с собой портниху. Она ходила по магазинам, присматривалась к модным новинкам, на скорую руку зарисовывала выкройки и по возвращении домой шила "копии" понравившихся даме нарядов. Но большинство женщин не могли позволить себе такой роскоши, поэтому заполняли свои шкафы "мелочью". Наденешь одно и то же платьишко с разными сумочками да перчатками – считай, уже не один, а пара нарядов. А какие женские штучки изготавливали тверские мастерицы, глаз не отвести! «Фишкой» наших модниц были аксессуары с золотым и серебряным шитьём.
Картонная туфелька
Сколько пар обуви должно быть у настоящей модницы? В 19 веке считалось, что покупать ботинки или сапожки чаще двух раз в год, расточительство. Зато на выходные туфли ограничений не было. Шились они специально под каждое платье. Закупив ткань для наряда, дамы отдавали часть материи башмачнику, заказывая сразу несколько пар туфелек под него. Одно платье можно было надеть в свет не более пяти раз, а вот обувь была исключительно «одноразовой». «Хорошо проведённый бал – это выброшенные туфельки», - говорили в то время. Потому и шили их на скорую руку: вместо подошвы - картонная подмётка и никакого каблука и различия между правой и левой туфелькой. По внешнему виду бальные туфли того времени напоминают современные балетки.
Пуговичное безумие
В середине 19 столетия в Тверь пришла мода на... пуговицы. Женщины шили себе платья и сарафаны, украшая их бесчисленным количеством пуговок разных цветов. Как писали журналы, "женщин обуяло пуговичное безумие". Дело в том, что в старину эта "мелочь" была исключительно мужской привилегией. Пуговицы с петлями были преимущественно на мужских костюмах и рубахах, в женских же нарядах они присутствовали, скорее, как оберег и были спрятаны от посторонних глаз. Застёжки спереди считались дурным знаком, и пуговицы пускали по спине. Казалось бы, обычная деталь одежды. К чему её скрывать? Для наших предков этот крошечный предмет был защитником от злых духов и дурного глаза. Недаром само слово "пуговица" происходит от слова "пугать", а когда теряешь пуговицу, говорят: жди неприятностей.
Кокошник до небес
Бедные люди не могли позволить себе ни шляпок с лягушками, ни бальных платьев, ни туфелек на каждый день. Их мода была куда проще: обычный сарафан, рубаха, кокошники, да беличьи шубы вместо соболиных. Интересно, что сарафаны городского сословия в Тверской губернии почти не отличались от крестьянских, а в 19 веке из моды вышла вышивка, и женские наряды стали украшать преимущественно нашивками и вставками из набивных тканей. На голове тверичанки носили кокошники или "сороки". Интересно, что наши головные уборы были очень высокими, поэтому тверских красавиц было видно за версту!