«Когда я слышу, что современные дети – потерянное поколение, хочется спросить: а кто их «потерял»? Заниматься воспитанием должны не только родители и педагоги, но и государство», - говорит Наталья МАХНОВСКАЯ, художественный руководитель Конаковской хоровой школы мальчиков и юношей.
В феврале её воспитанники взяли «золото» на III Детско-юношеском хоровом чемпионате мира, который проходил в Санкт-Петербурге. До этого многие даже и не слышали про Конаково и вдруг ребята из небольшого городка становятся чемпионами! О том, как воспитать таланты в провинции, зачем мальчишкам петь и почему нам хронически не хватает культуры, Наталья Васильевна рассказала в интервью нашему еженедельнику.
Открытие чемпионата
- Ваши мальчишки объехали с гастролями почти всю Европу, выступали на закрытии Олимпиады в Сочи, а теперь взяли «хоровое золото» мира. Как вам это удалось?
- Эта победа стала для нас приятной неожиданностью. Мы ехали на чемпионат не за медалями, а просто хотели вывезти мальчишек в «свет», чтобы они поучаствовали в мероприятии такого уровня. Поверьте, просто постоять в Залах Санкт-Петербургской филармонии, Академической Капеллы им. М. И. Глинки или Екатерининском соборе – уже за честь. За 21 год существования нашей школы это было, пожалуй, самое сложное испытание. Вся особенность чемпионата в том, что там не было никаких номинаций. Все соревновались на равных условиях: и маленькие детки, и студенты консерваторий. Представляете себе, какой нужно было показать уровень? Конкуренция невероятная: 36 хоровых коллективов из пяти стран и 16 регионов России, в жюри – выдающиеся музыканты из Франции, Словакии, Латвии и нашей страны. Никто и подумать не мог, что коллектив из провинции может не просто соревноваться, а уверенно занять первое место. В итоге жюри назвали нас настоящим открытием чемпионата, и мы завоевали сразу несколько наград: концертный хор мальчиков и юношей взял золото, юношеский – серебро и диплом за лучшее исполнение духовного произведения, а руководитель этих хоров, директор школы, Вадим Маркович Махновский, получил диплом «Лучший дирижёр чемпионата».
- Говорят, глубинка вымирает, а вы умудрились вырастить такие таланты в городке, где нет ни театров, ни консерваторий...
- Это не так важно. Вырастить чемпионов можно где угодно, всё решают кадры. Конаково повезло, что здесь появился такой человек, как мой супруг – отец Вадим. Он сам воспитанник Московской хоровой школы мальчиков, преподавал на кафедре оперной подготовки Российской академии музыки им. Гнесиных и в течение десяти лет дирижировал симфоническим оркестром оперной студии этой Академии. Это невероятно талантливый музыкант и педагог. Он сумел сплотить вокруг себя команду единомышленников и создал не просто хоровой кружок, а школу высшего уровня. Сегодня мы выступаем на одной сцене с лучшими мировыми коллективами мира и ничуть им не уступаем.
«Спасать» страну
- Как вы оказались в Тверской области, ведь вы оба выпускники Гнесинки, и у вас была блестящая карьера в Москве?
- Всё решил случай. Поначалу мы просто ездили сюда отдыхать от шумной Москвы. Тут познакомились с удивительным человеком – отцом Борисом Нечипоровым, который служил в церкви села Селихово на окраине Конаково. Это был замечательный, выдающийся священнослужитель, который верил, что спасти Россию можно только одним способом: возрождая малые города. Он заразил нас своей идей и, бросив всё, мы поехали «спасать» страну. Все вместе мы начали заниматься воспитанием детей через музыку. Сначала открыли Культурно – образовательный центр для детей «Новая Корчева», а чуть позже появилась хоровая школа для мальчиков. Конечно, было непросто. На дворе – лихие 90-е, какое тут пение мальчиков! Поначалу многие считали нас сумасшедшими и крутили пальцем у виска. Приехали этакие столичные чудаки, и устанавливают свои порядки. Со временем родители увидели, как меняются их дети, и дело пошло в гору. Хоровая школа - это не только обучение пению, но и строжайшая дисциплина. В воспитании мальчишек это очень важно.
- Сегодня в вашей школе учатся свыше четырехсот мальчишек. Где вы набрали столько желающих петь?
- Все ребятки у нас местные. Сейчас в школе десять хоров: «Светлячки», «Колокольчики», «Капельки», «Зёрнышки», «Первоклассники» - у каждого своё название. Занимаются у нас дети от трёх до восемнадцати лет. Раньше учащихся было ещё больше, около шестисот. Потом нас подкосила оптимизация системы образования. Чтобы сэкономить бюджетные деньги, государство начало сокращать школы, детсады, учреждения культуры, библиотеки. И чем это обернулось? Полным крахом. Вот вам пример: раньше наши педагоги курировали все детские садики города. В каждом искали талантливых ребятишек и приводили их в нашу школу. В настоящее время такой возможности у нас нет, сокращены и ставки: теперь у нас нет, например, уроков английского. Детки у нас не только поют, но и играют на музыкальных инструментах, рисуют, занимаются лепкой, посещают уроки по развитию речи. Без таких дополнительных занятий нашей школе не выжить. Так, по регламенту, урок пения у пятилеток должен быть не более получаса. Какие родители поведут своего ребёнка через весь город, чтобы он полчаса попел? Они лучше отдадут его на футбол, борьбу или в другую секцию. А когда дети имеют возможность развиваться разносторонне, родителям это интересно. А нам вдвойне интересно, так как этим мы удерживаем мальчишек.
Живут припеваючи
- Вы часто выезжаете с гастролями за границу, всё это стоит немалых денег. Неужели родители в Конаково готовы отстёгивать такие суммы за пение?
- Вы думаете, тут живут олигархи? В соседней Московской области родители скидываются и оплачивают своим детям поездки за рубеж. Отдать по двадцать-тридцать тысяч рублей для них не проблема. У нас же это просто нереально. Большинство родителей могут лишь оплатить занятия в школе, а это 300-500 рублей в месяц. Сами понимаете, что на эти деньги не разгуляешься. В марте мы собираемся в Польшу. Представьте себе, сколько нужно денег на костюмы, визы, оплату транспортных услуг для концертного хора в пятьдесят человек? Приходится искать спонсоров. Я всегда, как попрошайка, с вечно протянутой рукой. А по-другому никак. Известный во всём мире австрийский хор мальчиков при монастыре Святого Флориана полностью обеспечивается постоянными спонсорами. Им оплачивают проживание, питание, концертные костюмы, поездки, концертные залы и пр. Те ребята живут припеваючи, а наши….. Помню, как мы опоздали на своё выступление на Всероссийском хоровом конкурсе из-за поломки выделенного нам старого пазика, который так тарахтел и трясся, что уши закладывало. Какое уж тут выступление? Но, кстати, тогда наш хор стал хором №1 во ЦФО. И ещё. У нас даже нет презентационного диска, а это, между прочим, обязательное условие для допуска ко многим конкурсам. На его запись нужно 150 тыс. рублей, но спонсора найти пока не удалось. В прошлом году кинули клич в интернете, но с помощью добрых людей собрали меньше трети необходимой суммы - 38 тысяч и опять дело отложилось.
- Помогают ли вам как-то местные власти?
- Уже несколько лет в Конаково проводится международный фестиваль хоровой музыки «Волжский хоровой собор». К нам обычно приезжают несколько сотен мальчишек со всего мира – белорусы, поляки, немцы, французы, бельгийцы и, конечно, россияне. Это колоссально затратное мероприятие, и все расходы, в основном, брал на себя областной бюджет. Помогали и местные власти. Но, к сожалению, на всё денег не хватает. Сейчас у нас самая большая проблема - нехватка административных ставок. Мы доросли до такого уровня, что нам уже нужен профессиональный менеджер. Что такое поездка за границу или на какой-либо чемпионат, да просто на конкурс? Это огромное количество виз, анкет, договоров, заявок и прочая бумажная волокита. Летом, например, наш концертный хор рекомендован представить нашу страну на Всемирных хоровых Олимпийских Играх в Сочи. Но пока поездка под вопросом. Во-первых, нет человека, который в полном объёме мог бы заявками и переговорами на иностранном языке. Во-вторых, нет финансовой возможности. В общем, потенциал у нас огромный, а возможностей для его реализации не хватает.
Культурный лоск
- Не жалеете, что променяли успешную карьеры в Москве на эту суету?
- Честно, иногда у меня опускаются руки, я не понимаю, зачем биться головой о стенку. Ради чего? Но, когда вижу, как меняются дети и какие победы мы одерживаем, я понимаю, что сделала правильный выбор в жизни. И я говорю не столько о победах профессиональных. Вы бы видели, как меняются ребятишки после заграничных гастролей. Приезжают оттуда и начинают кушать вилочками с ножиком. Их и учить – то не надо, когда они находятся в нашей школе или ездят по фестивалям. Они просто живут в атмосфере творчества, галстучков, бабочек, общаются с высокообразованными людьми и так ненавязчиво приобретают культурный лоск. А ведь именно этого хронически не хватает нашей стране. Будущее народа определяется культурой: если её нет, не будет и будущего.
- Говорят, современные дети – бестолковые, и их не оттащить от компьютера. А что вы думаете по поводу подрастающего поколения?
- Это упрёк не детям, а взрослым. Нельзя просто запрещать подросткам компьютеры и игры, да ещё и наказывать их за это. Виртуальный мир - он слишком заманчивый, и чтобы вытащить из него наших детей, нужно создавать альтернативный фронт, суметь их чем-то заинтересовать, переключить внимание. Я считаю, что государству нужно не резать, а развивать систему дополнительного образования, чтобы у детей была возможность заниматься музыкой, спортом, рисованием, да чем угодно. Причём заниматься дополнительным образованием должно быть доступно всем родителям, и в больших городах, и в провинции. Тогда мы будем вести речь не о «потерянном поколении», а о великом потенциале нашей великой страны!
ДОСЬЕ
Наталья МАХНОВСКАЯ. Родилась в городе Омутнинск Кировской области в 1960 году. Окончила Кировское училище искусств, потом Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве. С 1995 года живёт в Конаково, художественный руководитель хоровой школы мальчиков и юношей. Заслуженный учитель России, почётный работник РФ. Замужем, есть дочь.