aif.ru counter

Мировая премьера

Фильм тверского режиссёра впечатлил зрителей Берлинского кинофестиваля

Год кино в России только начался, а у тверичан уже появился повод для гордости. Фильм «Эликсир» нашего земляка Даниила Зинченко попал на престижный Берлинский международный фестиваль, где жюри возглавила кинодива Мэрил Стрип. Из 400 показанных там картин лишь две оказались российскими.

Искушённые зрители, среди которых были и голливудские звёзды, лицезрели на экране жителей Осташковского и Пеновского районов, снявшихся в авангардной ленте. После показа кинокритики написали, что за молодым режиссёром надо следить: он ещё «выстрелит». О современном кинематографе и родной Твери Зинченко рассказал нашему еженедельнику сразу по возвращении из Германии.

Дошёл до Берлина 

- Даниил, в последнее время Канны, Берлин и Венеция редко берут к показам российские фильмы. Как вам удалось попасть на престижный фестиваль? 
- В прошлом году знакомый кинокритик посоветовал нам подать заявку. Ответа не было несколько месяцев. Наконец 7 января нам с продюсером написали, что заявка принята. Это стало для нас настоящим рождественским подарком! 
Берлинале – один из главных киносмотров мира. В этом году на него приехали такие звёзды, как Джордж Клуни и Тильда Суинтон, а компанию Мэрил Стрип в жюри составили британский актёр Клайв Оуэн, польский режиссёр Малгожата Шумовска и другие знаменитости. Пообщаться с ними лично не удалось, у них был бешеный график работы. Один из фильмов шёл восемь часов, а в конкурсной программе их было 14. В фокусе внимания оказалась тема миграционного кризиса. Картина о беженцах «Огонь в море» взяла главный трофей - «Золотого медведя». Мы на награды не претендовали, поскольку участвовали в параллельной программе, идущей вне конкурса. Несмотря на это, за несколько дней до показа нашего фильма все билеты на него оказались проданы. Зал на 800 человек был битком! 

- Ваш фильм необычный, авангардный. Зрители его поняли?
- «Эликсир» - это сказка о поиске ингредиентов счастья. Учёный со своим помощником ищут нужные компоненты. В то же время чиновники разыскивают Плотника, умеющего превращать воду в нефть. Первые хотят «подарить» рецепт людям, вторым сверхъестественные способности Плотника нужны ради личного обогащения. Пересказывать сюжет нет смысла, лучше посмотреть фильм. В нём используется язык образов, но реалии современного мира вполне узнаваемы. 
Сегодня деньги, нефть – мерила благополучия. Но нужно ли это обществу, где истинные чувства? Как достичь счастья, и какое оно на самом деле? В конце фильма на небе загорается созвездие в виде знаменитой статуи «Родина-мать». В фильме это символ чистой любви к Родине, к пространству, где мы живём. Мой фильм - вне политики, он не навеян международными и экономическими проблемами. Мне хочется, чтобы о Родине всегда говорили, как о матери – как о чём-то тёплом, что нужно беречь. Для нас было большим экспериментом представить в Европе фильм с чисто русскими образами, фольклорными высказываниями. Возможно, иностранцы что-то потеряли из-за перевода, но смысл поняли. После показа состоялось живое общение со зрителями, они задавали серьёзные, осмысленные вопросы. 

Пора думать! 

- Сегодня люди смотрят в основном однотипные комедии, сериалы, боевики. Фильмы для интеллектуалов понятны не всем. Как найти золотую середину и сделать так, чтобы хорошее кино было доступно каждому? 
- Одни и те же фильмы некоторые считают шедевром, другие ругают, на чём свет стоит. Кто прав? Да никто, это дело вкуса. Нередко можно услышать, что советские ленты хочется пересматривать много раз, а нынешние – на один вечер. Но во все времена были фильмы удачные и не очень. Просто в памяти остаются лучшие. Что касается интеллектуальных фильмов, зрителя нельзя недооценивать. Он всё способен понять, другое дело, что его постоянно отвлекают, запудривают мозги лёгкой продукцией. Посмотрев «попкорновые» фильмы, не возникает желания задумываться над сложными вопросами. То, что сегодня люди реже смотрят серьёзные фильмы – «заслуга» тех, кто формирует «контент». Свой выбор они объясняют тем, что у людей - бешеный ритм жизни, им нужна разгрузка. Окей, а раньше легче жилось?! Конечно, нет, но находили же время на вдумчивое кино! Чем чаще мы будет показывать качественный продукт, тем более культурного зрителя воспитаем. Возможности для этого в стране есть: у нас богатая культура и много талантливых людей.

Дубли и рубли 

- Съёмки фильма требуют колоссальных затрат, и не у всех они есть. Как быть? 
- Увы, киношная кухня такова, что без денег даже самый крутой сценарий, как правило, откладывается в долгий ящик. Но отчаиваться не стоит. «Эликсир» снят без бюджета в привычном понимании этого слова. Мы год искали деньги, отправили заявку в Министерство культуры России. Нам ничего не дали, и, к счастью, актёры согласились играть бесплатно. В фильме снялись артисты московского театра Нации, а также представители отечественного авангарда: Глеб Алейников, один из основателей «параллельного кино», и Николай Копейкин, участник группы «НОМ». 
Фильм снимали в Осташковском районе Тверской области. На камеру охотно играли местные жители, перед роднёй хвастали: мол, смотрите потом нас на большом экране. Реквизиты собирали с миру по нитке: что-то за копейки покупали в секонд-хэндах, бросали клич в социальных сетях. Около 100 тыс. руб. собрали через краудфандинг, что с английского переводится как «финансирование толпой». Сегодня это популярно: пишешь на специальной интернет-платформе, и люди, которым близка твоя идея, жертвуют на неё деньги. Конечно, это не повод для гордости. Делать кино – тоже работа, и она должна оплачиваться. Пока же в нашей стране киноиндустрия - удел либо энтузиастов, либо распиаренных личностей. Первые получают от этого удовольствие, вторые - ещё и деньги. 

- В России объявлен Год кино. Какие проблемы он должен решить? 
- Основной вопрос - финансирование. Сегодня люди, которые раздают гранты, зачастую далеки от искусства, от художественного мышления. Это чиновники, привыкшие работать с бумажками, а не с поэтическими образами. Если твоя картина не отвечает госзаказу, шансы получить грант минимальны. Такая политика понятна: государство – это инвестор, который вправе диктовать свои условия. С другой стороны, это сужает кругозор зрителя. Молодым талантам из-за подобного лимита тяжело заявить о себе. Государству нужно об этом задуматься, а «киношникам», несмотря ни на что, не отчаиваться. 

С прокатом «прокатят»?

- В последнее время Верхневолжье часто мелькает на больших экранах. Скоро в Твери начнутся съёмки фильма с Алексеем Серебряковым. Чем наш край пленит режиссёров? 
- Во-первых, здесь дешевле снимать, чем в Москве. Ехать от столицы недалеко, а цены на ту же аренду жилья отличаются в разы. Во-вторых, Верхневолжье – живописный регион. «Эликсир» снимался на озере Стерж. Там такая красотища, словами не передать! Отличная съёмочная площадка – сама Тверь. Это город контрастов: здесь можно найти деревянные бараки, современные здания и старинные постройки. Но для меня Тверь – не просто место для съёмок. Это город, где я вырос. 

- Весной «Эликсир» выходит в прокат. Увидим ли мы фильм в нашем городе? 
- Права на фильм мне уже не принадлежат. Теперь всё решают прокатчики. С 17 марта картину начнут показывать в кинотеатрах Москвы и ещё нескольких городов страны. Если мне помогут найти площадку для показа фильма в Твери, с удовольствием сам привезу «Эликсир» в родной город и позову на бесплатный просмотр всех желающих. 

Досье
Даниил Зинченко. Родился 16 декабря 1984 г. в Тюмени. В 1987 году переехал с родителями в Пено, затем в Тверь. Закончил школу № 7, затем - Московский институт культуры, школу фотографии и мультимедиа им. Родченко. Участник различных международных кинофестивалей. Сейчас работает режиссёром монтажа над фильмом «Прорубь» и над кинопроектом «Россия как сон». Женат. 

Топ 5 читаемых