БЮРОкраты!

Получить инвалидность под силу лишь здоровому

В Твери вновь скандал вокруг Главного бюро медико-социальной экспертизы. В прошлом году люди с ограниченными возможностями три с лишним месяца пешком поднимались на девятый этаж, чтобы подтвердить инвалидность: в здании не работал лифт. В январе служба переехала по другому адресу, но и здесь инвалидам не пройти - не проехать.

Корреспондент «АиФ в Твери» устроила свою «инспекцию» и разобралась, почему получение справок превратилось для людей в испытание.

Лестница-Эверест

Первый этаж оказался единственным плюсом нового здания бюро на проспекте Чайковского, 62а. Людям, приходящим туда, больше не приходится карабкаться девять пролётов по лестнице на костылях или с неходячим ребёнком на руках. На этом «доступная среда» заканчивается: в здании нет ни одного пандуса, не говоря уже об оборудованных туалетах и указателях по Брайлю. «Это точно здесь? Судя по бордюрам и наледям, нас тут не ждут», - встречает меня у крыльца Светлана КОЗЛОВА, инвалид-колясочник, член Общественной палаты Твери. Я попросила девушку присоединиться к нашей «приёмке». Первым препятствием становится порог у входной двери. Здоровый человек перешагнёт эти десять сантиметров и не заметит, колясочнику же в одиночку не справиться. Я помогаю девушке забраться внутрь, но дверь такая узкая, что даже миниатюрная Света на своей узенькой коляске едва втискивается в проём. Внутри нас ждёт ещё один сюрприз в виде четырёх ступеней. Никаких пандусов, поручней и кнопок вызова, кругом скользкая плитка. Для нас это всё равно, что Эверест. У кого просить помощи? У инвалидов, сидящих в очереди, или женщин-врачей? Хорошо, что мимо проходили два здоровых парня, которые помогли Свете забраться наверх. На обратном пути нас спускали сотрудники бюро: оказывается, пандус есть, но только переносной. «Большинство колясочников - люди полные, да и коляски у них тяжеленные. Попробуй перетащить их на руках, - говорит Светлана. - А как взобраться по скользкой лестнице без поручня человеку на костылях? Пока поднимаешься, ещё что-нибудь сломаешь!» Нешуточные испытания ждут инвалидов в коридоре. Проход здесь настолько узкий, что сложно разойтись, не то что проехать на коляске. Стены бюро отделаны пластиком, дышать в коридоре нечем. «Пока тут сидишь, кони двинешь, - говорит Валентин ОВСЯННИКОВ, председатель общества инвалидов Московского района. - Я сам до шестидесяти лет каждый год проходил комиссию и знаю, что такое часами просиживать в ожидании заветной справки. Для астматика, сердечника или человека, перенёсшего инсульт, такая комиссия может закончиться приступом. Представляете, сколько здесь каждый день народу, если только в Твери живут 36 тысяч инвалидов?»

Недоступная среда

«Это помещение - наша победа, а не беда, - считает Юрий КОЧНОВ, руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области. - Когда мы переезжали с Вагжанова, Управление Росимущества предлагало нам несколько вариантов размещения: здания на улице Новоторжской, проспекте Победы и бульваре Радищева. Все предложенные помещения гораздо меньшей площади, где-то - второй этаж без лифта, где-то очень крутые лестницы, зона платной парковки. Здесь же мы получили почти 650 кв. метров площади на первом этаже и рядом с вокзалами. Это важно, ведь сюда едут жители из районов Верхневолжья. Да, это помещение пока не оборудовано для инвалидов, но это вопрос времени. Постепенно сделаем пандус, оборудуем туалет для инвалидов-колясочников, зал ожидания для посетителей, уберём пластик, расширим коридоры, установим электронную систему управления очередью и так далее. «Изобретать велосипед» здесь не нужно, у нас есть отличный пример областной клинической больницы». На вопрос, когда всё доведут до ума, врачи пожимают плечами. Бюро - это федеральное казённое учреждение, источник финансирования у него один - федеральный бюджет. Выделение бюджетных средств возможно только после получения свидетельства о собственности на помещения бюро. А пока сотрудники учреждения своими силами стараются провести косметический ремонт выделенных помещений: клеят обои, кладут линолеум, вешают карнизы, жалюзи и занавески. Ждать «копеечки» из бюджета можно долго, а работать нужно уже сейчас. Горько, что из-за бюрократической волокиты страдают те, кому и без того приходится несладко. Так произошло и прошлой осенью, когда старое помещение бюро медико-социальной экспертизы - то, что располагалось на девятом этаже - решили отдать Следственному комитету. Пока здание переходило от одного собственника к другому, никто не имел права обслуживать лифты. Вот их и отключили. Не следует ли чиновникам наверху быстрее «шуршать бумажками»?! Тем, кто не спеша оформляет документы в столичных тёплых кабинетах, не видно испытаний, которым подвергаются тверские инвалиды. 

КСТАТИ

По данным Общероссийского Народного фронта, только 15% учреждений медико-социальной экспертизы в стране приспособлены для работы с инвалидами. «Неуд» от фронтовиков уже получили Брянск, Екатеринбург, Кострома, Астрахань и другие города. Тверские активисты обратились в прокуратуру и Министерство труда и социальной защиты России с просьбой разобраться с неразберихой вокруг бюро на проспекте Чайковского.

Топ 5 читаемых