Испытание городом

Выехать на коляске в город - настоящий подвиг! © / Фото из архива Светланы Козловой / Аргументы и Факты в Твери
Девушка в инвалидной коляске борется за жизнь без границ

Эту светлую, обаятельную девушку в инвалидной коляске в Твери знают многие. Отчасти благодаря её усилиям в областной столице занижены бордюры, установлены пандусы, а водители общественного транспорта с вниманием относятся к пассажирам-колясочникам.

Светлане Козловой 24 года. Она не ходит с восьми лет и не понаслышке знает о проблемах колясочников. Всю жизнь девушка борется за доступную среду в реальности, а не на бумаге. Только попробуй не ответить на её письма! В преддверии Дня инвалидов, который отмечается 3 декабря, Светлана рассказала, как открыть дорогу для людей с ограниченными возможностями.

В школу – на руках

- Светлана, что вам пришлось преодолеть, прежде чем научились жить со своим диагнозом?

- Можно сказать, я росла со своим заболеванием и постепенно к нему привыкала. Дело в том, что я родилась с ослабленными мышцами, хотя болезнь проявилась только в год: позже пошла, плохо ходила. Куда только родители не обращались, но медицина оказалась бессильна. К восьми годам мышцы полностью атрофировались, и я больше не смогла встать на ноги. В начальной школе родители носили меня на занятия на руках. Принесут к первому уроку, после последнего забирают – благо всё проходило в одном кабинете. А вот в пятом классе занятия шли уже на разных этажах. В школе не было возможности передвигаться на коляске, и меня перевели на домашнее обучение. Отношение детей и педагогов всегда было тактичным и доброжелательным. Одноклассники приходили в гости, да и я старалась не засиживаться дома. Но проблема передвижения стояла остро. Практически каждый день меня ждала полоса препятствий: ступеньки, бордюры, недоступный общественный транспорт. Однако всегда находились люди, которые отзывались и предлагали помощь. Со временем я поняла: полноценность человека проявляется не в его умении ходить на двух ногах, а в его отношении к жизни. Нужно всегда идти вперёд, в меру своих сил.

Полоса препятствий

- В последнее время много говорят о создании условий для передвижения инвалидов. Действительно ли среда становится доступной?

- Безусловно, перемены есть. В Твери появились парковки для инвалидов. Магазины, аптеки и многие другие общественные места оборудованы пандусами. Однако работы предстоит ещё много. Чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья мог выйти из дома, необходимо создать доступную среду в подъезде, установить откидные пандусы на лестничном пролете и если требуется, то наружный пандус. Сейчас ведется работа в этом направлении. Появился низкопольный общественный транспорт. Ведь раньше это «удовольствие» инвалиду-колясочнику было не доступно. Повысилась культура поведения у водителей, хотя без «пинка» не обошлось. Представляете, когда только низкопольный транспорт появился в городе, водители делали вид, что не замечают меня, и закрывали двери прямо перед носом! Зачем им утруждать себя лишними хлопотами - выходить и выдвигать панель, по которой колясочник может заехать в салон автобуса или троллейбуса? Один раз стерпела, второй, а потом написала жалобы нашим чиновникам. Теперь всё в порядке. Однако такие автобусы и троллейбусы пока соединяют не все районы Твери. Надеюсь, что со временем такого транспорта станет больше. Отличная идея – социальное такси. Инвалиды могут воспользоваться специальным автомобилем и бесплатно доехать до больницы, администрации и т.д. Вот только заказывать его в органах соцзащиты надо за несколько дней. А если случится что-то срочное?! Существуют проблемы с санаторно-курортным лечением. До 18 лет меня отправляли на отдых каждый год. Сейчас раз в два года, а то и реже - очереди. Но всё равно нам, тверским, грех жаловаться. В глубинке проблем больше. Иногда общаюсь с колясочниками из области. В ржевской поликлинике, например, у входа установлены швеллеры, которые не соответствуют ширине коляски, а внутри здания лифты настолько узкие, что коляска там не помещается. Как подняться инвалидам выше первого этажа, не понятно.

- Как побороть такую «доступность для галочки»?

- Я уверена, что большинство недоработок не связаны с равнодушием чиновников. Просто все эти программы зачастую воплощают в жизнь те, кто сам ни разу не сидел в инвалидной коляске, кто не чувствовал на своей «шкуре» всех проблем. Поэтому прежде чем пускать проект в жизнь, надо советоваться с теми, для кого он задуман. Никто не знает о проблемах колясочников лучше их самих! «Госприёмкой» должны выступать непосредственно люди с ограниченными возможностями. К сожалению, у нас такое практикуется редко.

- Вы активно занимаетесь общественными делами, а на что живёте? Как обстоит вопрос с трудоустройством колясочников?

- Пожалуй, это самая острая проблема. Работодателю невыгодно принимать колясочников. Это же надо оборудовать рабочее место, подстраиваться под нас, продумать вариант доставки на работу и т.д. Зачем лишние хлопоты? Этот вопрос должен решаться на государственном уровне. Нужно ввести квоты и обязать руководителей предоставлять инвалидам определённое количество мест на предприятии . За это государство должно давать работодателям дотации, чтобы у них был стимул, и, естественно, контролировать, реально ли это исполняется. На одну пенсию не проживёшь. Я получаю чуть больше 10 тысяч рублей в месяц. Это практически потолок. А мы молодые! В меру своих сил хотим устроиться полноценно. Пока же получается, что кого-то содержат родственники, кто-то зарабатывает на жизнь талантом – рисует, поет и т.д.

Никаких барьеров!

- В конце октября в Твери появилась первая в городе площадка для параворкаута, вы стали инициатором её создания. Насколько это нужно городу?

- В этом году в Твери открылось много спортивных площадок, но они не адаптированы для людей с ограниченными возможностями. А в городе много ребят, которые с удовольствием ,будут заниматься спортом! Вместе с Юрием Никитиным, руководителем Федерации воркаута Тверской области, мы предложили установить специальную площадку. Она оборудована особенным подъездом, удобными поручнями, все турники - оптимальной высоты для людей с ограниченными возможностями. Инвалидность – это не приговор. Мы также хотим заниматься спортом, ходить в кино, посещать концерты. Учреждения культуры в последнее время тоже создают условия для людей с ограниченными возможностями. В театры и кино можно попасть без проблем. Правда, в кинотеатрах частенько без помощи сотрудников не обойтись: на зрительское кресло из коляски они переносят меня на руках. Но есть заведения, в которых пандус ставят просто для галочки: угол наклона такой, что человек в коляске запросто может сломать себе шею. Почти недоступны колясочнику частные стоматологические клиники и салоны красоты. Но быть красивой хочется любой женщине – независимо от того, в коляске она или нет.

- Вы хотите стать членом Общественной палаты Твери. Зачем?

- Мне хочется, чтобы тверские колясочники жили полной жизнью и не встречали на пути к этому никаких барьеров. Можно сколько угодно обвинять власти, что они ничего не делают. Но и самим нельзя сидеть, сложа руки. Если мы будем молчать и думать, что нам все обязаны, ничего не изменится. Сейчас я являюсь и.о председателя ТООО инвалидов- колясочников «Кристалл». Вместе с другими инвалидами мы составляем карту доступных маршрутов города, чтобы человек знал, где он точно сможет передвигаться без труда. Если я попаду в Общественную палату Твери, стану там первым инвалидом-колясочником и, конечно, продолжу помогать таким же людям, как и я. Хочется, чтобы у нас был город, доступный каждому.

ДОСЬЕ
Светлана Козлова. Родилась 17 сентября 1991 года в Твери. С отличием  окончила Тверской колледж сервиса и туризма по специальности «Оператор связи». Сейчас учится в Московской финансово-юридической академии по специальности «Юриспруденция». Член молодёжной палаты при Тверской городской Думе, и.о. председателя Тверской областной общественной организации инвалидов-колясочников «Кристалл». Не замужем, детей нет. 
 

 

 

Топ 5 читаемых