«Науку двигает… любовь!»

Находиться на передовых рубежах мысли - величайшее счастье.

 Экономический кризис в стране сегодня – на острие новостей. Выход из него большинство учёных видят в развитии инноваций. На кого здесь сделать ставку, если не на молодёжь? Кто, как не она, способна вдохнуть свежие идеи? Однако у молодых людей – не так много стимулов для того, чтобы погрузиться в научные исследования.

8 февраля, в День российской науки, об этом говорили в тверском филиале Московского гуманитарно-экономического института. Для вуза этот праздник - один из самых важных. По традиции в стенах института собрались ведущие учёные региона. В этот раз они обсудили тему «Российская наука: история и современность».

Нужны инновации

Представить современную жизнь без науки невозможно. Она проникает во все сферы, определяет будущее престиж любого государства и его престиж. Разработки учёных полностью изменили цивилизацию. Появились умные производства, практически в каждом доме и офисе есть компьютеры, интернет открыл доступ к безбрежному кладезю знаний, мобильная связь объединила людей по всей планете. На счету отечественных учёных много открытий в медицине, военной промышленности, космической отрасли. Однако распад страны в 90-е годы серьёзно ударил по науке. Снизилось финансирование, многие производства закрылись, последовал массовый отток кадров. Отголоски тех лет сказываются до сих пор. Ощущает нехватка учёных, средний возраст специалистов - 45 лет. В последние годы государство старалось инвестировать в науку. Но очередной этап кризиса в стране осложнил ситуацию. В нынешних условиях крайне важно выстроить правильную экономическую политику, и без науки это сделать невозможно. «В прошлом году Россия получила восемь международных патентов. В США эта цифра в 30 раз больше. Лишь 13% российских промышленных предприятий в прошлом году закупили научную технику и современное оборудование, - говорит Николай Иванов, заместитель директора филиала, доктор философских наук, профессор. – Уверен, что выйти из кризиса можно только через науку и образование. Нужно внедрять инновации в производство, без этого его не поднять». Меры для этого уже принимают. На уровне государства разработали стратегию модернизации научно-технического прогресса, обсуждают, как избавиться от бюрократических проволочек, решили финансировать научные работы не только государственных, но и частных вузов. Коммерческим вузам разрешили участвовать в грантах. Изменилось законодательство по получению учёных степеней и званий. Однако вопрос с финансированием по-прежнему остаётся открытым. Доктора наук в провинции сегодня получают в два раза меньше, чем столичные водители общественного транспорта.

За опытом – в школы

«Кризис в нашей стране не первый и не последний, поэтому нужно двигаться дальше. История мировой экономики показывает, что национальная конкурентоспособность невозможна без долгосрочных инноваций, - уверена Любовь Мухометзянова, старший преподаватель тверского филиала. – Увы, в начале XXI века очень мало предприятий в России имеют высокий инновационный потенциал. Это связано с неопределённостью в отечественной экономике, финансовыми трудностями компаний, нехваткой профессиональных менеджеров и другими факторами. Многие не вкладываются в инновации, потому что еле держатся на плаву». В России создают научные кластеры, но пока из 106 инновационных территорий лишь четыре получили развитие высокого уровня. Это Камский производственный центр, нефтехимический кластер в Башкортостане, консорциум «Ульяновск-авиа» и ассоциация по развитию радиоэлектроники, приборостроения, связи и телекоммуникаций в Санкт-Петербурге. «Складывается ощущение, что в науке всё плохо и ею не стоит заниматься, но это не так, - добавляет Геннадий Соломаха, профессор института. – Её перспективы всегда определялись ведущими научными школами, и в этом плане в нашей стране накоплен богатый опыт. В своё время научные школы Иоффе, Ландау, Капицы, Колмогорова и многих других были знамениты на весь мир. Они обеспечили подъём и славу отечественной науки. Что мешает приумножить этот опыт? Именно развитие научных школ резко повысит эффективность работы учёных в стране».

Обратная сторона

Учёные обратили внимание и на обратную сторону развития науки. Её достижения вызвали и негативные последствия: экологические, климатические, ядерные и гуманитарные. «Если человечество не примет меры, уже через полвека мы будем ходить в противогазах! – предупреждает Мария Васильева, доктор юридических наук, профессор Тверского филиала института. – К чему тогда все остальные блага, если вокруг будут грязный воздух и вода и не останется чистых уголков для жизни?» Не праздный вопрос – и об интеллектуальном потенциале нашего региона. В Верхневолжье несколько высших учебных заведений, есть научно-исследовательские институты. Это даёт повод говорить о достойной кузнице кадров. Однако особое положение Тверской области - между двумя столицами - способствует утечке специалистов. «Отток предприимчивого населения, стремящегося к знаниям и лучшей жизни, идёт, начиная с XIV века, - рассказал Владимир Осипов, председатель Тверского отделения Петровской академии наук и искусств, кандидат философских наук, доцент. - Процент тверичан и их потомков, переехавших в столицы и оставивших заметный интеллектуальный след в истории страны, больше, чем прибывших из других провинций. Приведу лишь один пример: переселение семьи Владимира Путина и Марии Шеломовой, родителей будущего Президента России, из деревни Поминово Тверской области в Ленинград».

Не в деньгах счастье!

Какие бы проблемы ни постигли отечественную науку, перспективы выхода из них есть всегда. Перед вузами сегодня стоит задача - выпускать людей, способных широко мыслить и готовых к поиску новых решений. Молодые учёные могут внести огромный вклад, если дать им возможность заниматься исследованиями, а главное – привить любовь к науке. «Меня беспокоит, что в последние годы слово «наука» произносится исключительно вкупе со словом «финансирование», будто стимулом для вовлечения студентов в эту сферу могут быть только деньги. Это не совсем правильно, - уверен Александр Бутузов, директор тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, кандидат биологических наук, профессор. - Деньги не могут быть главным мотивом заниматься наукой. Человек должен её любить, и этот интерес, вкус к исследованию нужно прививать со школьной скамьи. Мы сегодня встречаем немало начитанных людей. Это очень хорошо, но они несут чужие мысли. Учёный же – человек, который обязательно вносит что-то новое и понимает, что это величайшее счастье - находиться на передовых рубежах мысли. А деньги в научной деятельности – всего лишь сопутствующий инструмент, необходимый для приобретения современного оборудования. Одними купюрами науку не развить, она движется вперёд интеллектом и великой любовью к делу!» Действительно, великие открытия прошлого не связаны с правительственными грантами. Многие учёные занимались в небольших лабораториях, но создавали шедевры. Людвиг Больцман, который изучал энтропию процессов, или Грегор Мендель, открывший законы наследственности, имели скудную финансовую базу. Недюжинной смелостью отличились математик Николай Лобачевский и физик Альберт Эйнштейн. Их открытия в те годы не имели практического подтверждения, но они не побоялись во всеуслышание заявить о результатах своих исследований и доказать их. «День науки – праздник мужественных, смелых людей. В этот день мы должны вспомнить учёных, которые делали первые шаги, невзирая ни какие трудности, великих умов, которыми двигала фантастическая, сверхчеловеческая любовь к науке, - заключает Александр Бутузов. - Быть учёным достойно, и об этом надо говорить сегодня. И дело не в том, какой он получит грант».

 

 

Топ 5 читаемых