Где он, выход?

Кризис ударил по производству, фермерам и нашим доходам.

 ЗАКРЫТИЕ МЕЛКИХ МАГАЗИНОВ, СПАД ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРОСТОИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ДОЛГИ ПО ЗАРПЛАТЕ... ТАКИМ БЫЛ ДЛЯ ТВЕРИЧАН 2015 ГОД.

Что ждать от экономики в 2016-м, нашему еженедельнику рассказала Галина ЛАПУШИНСКАЯ, председатель тверского отделения «Вольного экономического общества России».

НАЙТИ СВОЁ

- Галина Константиновна, по каким отраслям кризис ударил наиболее сильно?

- Спад производства острее всего ощутили в машиностроении. Здесь производят товары долгосрочного пользования, что не рассчитано на получение быстрой прибыли. Государство не спешит своими заказами компенсировать предприятиям этой отрасли падение спроса на продукцию частных компаний. Да и само сокращает свои заказы. Проблема очень актуальна для региона, ведь эта отрасль у нас - одна из ведущих. Под удар попала также сфера услуг. Люди сокращают расходы на развлечения, кафе, рестораны и т.д. Многим предприятиям в сфере услуг в отсутствии прибыли ничего не остаётся, как закрыться. Но для кого-то кризис может стать хорошим трамплином. Например, для сапожных мастерских. Новая обувь подорожала настолько, что многим стала просто не по карману. Проще починить старую. Вот она - возможность для развития!

- С введением санкций говорили, что у фермеров Верхневолжья появился шанс занять освободившуюся нишу своей продукцией. Что произошло на деле?

- В сельском хозяйстве изменения не могут произойти по щелчку пальца. Чтобы вырастить продукцию и найти каналы её сбыта, требуется время. А для строительства крупных заводов по переработке молока или производства сыра - ещё и колоссальные инвестиции. Пока наши производители «выстраивают» всё это в непростых условиях, страна расширяет объём поставок из Аргентины, Бразилии, Китая. Как поддержать своё? Мы сами, жители региона, можем покупать товары местных производителей, обеспечивая тем самым доходы в местный бюджет.

Фермеры, как правило, неинтересны крупным торговым сетям, т.к. не могут гарантировать бесперебойность поставок продукции из-за малых объёмов. Выход - объединяться и «играть» на своей уникальности, например, как это сделали калужские и московские фермеры. С августа по декабрь они доставляют прямо на дом свежие овощи, покупку которых люди оплатили заранее, ещё весной, по ценам прошлого года. Неправильно надеяться только на помощь государства, нужно самим искать выход к потребителю. Без своего покупателя экологически чистая, натуральная продукция не останется.

- Не нужно быть экономистом, чтобы заметить, насколько подорожали товары, услуги, коммуналка. К чему ещё нам готовиться?

- Существенно подорожало не всё, а лишь то, на что есть стабильный спрос. Прежде всего это товары первой необходимости (зачастую они импортного производства) и продукты питания. Мы вынуждены их покупать, и цены на них продолжают расти. Желание продавцов получить больший доход, если есть такая возможность, вполне понятно. Даже в кризис хорошо себя чувствуют медицинские центры и аптеки. Они работают, как прежде, и даже открываются новые, ведь забота о здоровье - жизненная необходимость. Жителям Верхневолжья по-прежнему будет не до крупных покупок, их отложат до лучших времён. Сложнее всего придётся магазинам мебели, строительных и отделочных материалов и другим. Экономить придётся и на отдыхе. События в мире оставили нас без самых популярных и дешёвых зарубежных курортов - Турции и Египта. Многие оказались не готовы платить за дорогой отдых в России, поэтому можно ожидать развития «стихийного» туризма, когда люди сами будут планировать маршруты.

Нам всем придётся много работать, не рассчитывая на повышение зарплаты. Главное сейчас - доказать свой профессионализм и остаться на плаву. Большинство компаний, чтобы выжить, продолжат сокращать персонал, некоторые совсем уйдут с рынка. Людям придётся расставить приоритеты в своих тратах и предпочтениях, может быть, поменять образ жизни.

ЧТО ВЫГОДНО? 

- Что сейчас лучше делать с деньгами - копить, вкладывать или инвестировать в себя?

- На этот вопрос однозначного ответа нет. Солидный объём свободных средств лучше не тратить без особой необходимости и хранить в разной валюте. Но, если вы получаете зарплату только в рублях и тратите только рубли, то менять их не стоит. Избавиться от денег, вложив их во что-то, нерационально. Новый автомобиль, выезжая за ворота автосалона, уже теряет 10 - 15% от своей стоимости. Новая квартира, купленная, чтобы её сдавать, не принесёт ощутимого дохода, а лишь заставит вкладывать дополнительные средства.

Самыми выгодными остаются вложения в самозанятость. Например, вы хорошо шьёте мягкие игрушки. На свободные средства закупите материал для их изготовления, найдите интересную и необычную идею пошива и реализации. Даже при всех рисках деньги, вложенные таким образом, в итоге отобьются. Главное - не отчаиваться. В любой стране бывают сложные времена. Их нужно постараться использовать для поиска новых возможностей.

Денис ИЛЬИН, заместитель министра экономического развития Тверской области:
- В сложных экономических условиях предпринимателям оказывается поддержка за счёт региональных и федеральных средств. Она касается как начинающих, так и тех, кто давно ведёт свой бизнес. Активно развивается программа «Ты - предприниматель», её участниками в прошлом году стали 1500 человек. Молодым людям, прошедшим обучение и защитившим бизнес-проект, предоставляется субсидия на создание собственного дела. Второе направление-  финансово-кредитная помощь, которую могут получить индивидуальные предприниматели в возрасте до 30 лет на открытие дела. В прошлом году её размер увеличили с 300 тыс. руб. до 500 тыс. рублей. Также предоставляются субсидии для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования, платежами по договору лизинга и другие. Мы помогаем предпринимателям выходить на внешние рынки и оказываем поддержку в виде льготной аренды. Тел. для справок (4822) 30-01-82. В малом и среднем предпринимательстве Верхневолжья сегодня занято около 220 тыс. человек. Их деятельность вносит значительный вклад в экономику региона.

Павел СИДОРЕНКО, председатель некоммерческого партнёрства «Содействие»:

- Начинать свой бизнес в ближайшее время я не советую. Сейчас несладко даже крупным предприятиям, что уж говорить о небольших компаниях. Скольким из них пришлось закрыться, уволив своих сотрудников! Масштабы деятельности у них, конечно, не те, что у крупных заводов, но там тоже работали люди, которым теперь нечем кормить семьи. Особенно страдает сфера торговли. Мы видим засилье крупных торговых сетей, которые почти вытеснили индивидуальных предпринимателей сих магазинчиками, павильонами и рынками.
И кризис таким ритэйлам не помеха! При этом основные налоговые отчисления от них зачастую идут в бюджеты других городов, по месту регистрации юридического лица. В то же время свои предприниматели платят в местные бюджеты вменённый налог, за аренду земли и т.д. Их нужно поддерживать, но многие из нас ощущают, что государству они не нужны. Иначе как объяснить такие нововведения, как, например, система «Платон»? С её условиями обычный владелец одной-двух фур справиться не сможет, ему придётся закрыть своё ИП. И так во всём, чего ни коснись. О «маленьком» бизнесе в нашей стране думать не привыкли.

ЕСТЬ ИДЕЯ

Ирина ЗИГАНШИНА, директор фабрики «Мармеладная Сказка» из Лихославля:

- В кризис недостаточно быть как все, чтобы успешно развиваться. Надо искать к бизнесу особый подход, оригинальную идею или выпускать очень высококачественную продукцию, за которую покупатели готовы платить даже в тяжёлые финансовые времена. Нашей фабрике, к примеру, теперь приходится покупать импортное сырьё уже по другим, выросшим ценам. Отказаться мы от него не можем, аналогичной замены для него в нашей стране нет. Что сделали, чтобы оправдать расходы? К сожалению, увеличили цену на конечный продукт. Но, несмотря на это, покупателей не потеряли. Это связано с уникальностью нашего предприятия: все сладости придумываем сами, изготавливаем их по собственным технологиям и оригинальным рецептам из натурального сырья. Люди ценят такой подход. Экологичную и вкусную продукцию всегда купят, если не себе, так детям.

Остаться на плаву многим малым предприятиям и фермерским хозяйствам помог бы выход в торговые сети. Мало того, это лучше познакомило бы жителей Верхневолжья с продукцией родного края. Но об этом остаётся только мечтать. Крупные сетевые магазины не принимают небольшие объёмы поставок, не устраивают их и другие факторы. Нам, например, предложили сотрудничество при условии увеличения срока годности мармелада. А за счёт чего? За счёт добавления химии. Значит, пострадает качество, мы на это не пойдём. Если есть желание заниматься бизнесом, нельзя опускать руки, тем более в кризис. Надо пробовать что-то новое, рисковать, и тогда возможен успех.

КСТАТИ

По данным Тверьстата, в позапрошлом году в Тверской области действовало 2238 малых предприятий. По сравнению с 2013 годом их количество уменьшилось на 241 организацию. Работу в них потеряли порядка 1300 человек. Особенно пострадали риэлторы: операциями с недвижимостью прекратило заниматься 81 малое предприятие. В сельском хозяйстве деятельность прекратили 49 таких субъектов, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 25, в торговле и ремонте - 17. Итоги минувшего года пока не подсчитаны.

Топ 5 читаемых