«Когда люди перестают читать - общество перестаёт думать», - говорит Андрей Круз, писатель-фантаст. Ещё десять лет назад его имя никто не знал, а сегодня он считается топовым российским автором. Круз родом из Твери, однако сейчас живёт и занимается творчеством в Испании.
Он пишет «фантастику-антиутопию». Его герои - брутальные мужчины и соблазнительные женщины, за что поклонники окрестили автора писателем-мачо. Несмотря на свою популярность, в общении Круз оказался вовсе не «звёздным» человеком. Под занавес уходящего Года литературы мы поговорили с ним о современных писателях, читателях и... пиратах.
Поколение.net
- В России завершается Год литературы, под эгидой которого прошёл весь 2015-й. Какие итоги можно подвести?
- Лично я этого года не заметил. Для меня он проявился больше в том, что книгоиздание в России вошло в пике, из которого, наверное, уже никогда не выйдет. Люди читают все меньше и меньше. Причиной тому масса разных факторов, я не буду даже пытаться их все перечислить, но это объективный факт. А если брать подростков, то многие из них не читают вообще. И никогда уже не будут, потому что книга становится чем-то сложным, непонятным. Без картинок на ней трудно сосредоточиться. Видеоигры, новые фильмы, сериалы - все это по факту формирует новый способ восприятия - клиповый. Книга никак в него не вписывается и вписаться не может, она предполагает фиксацию внимания и активизацию воображения. Воображение должно формировать картинку, а мозг уже привык к тому, что все покажут и так, напрягаться не нужно. Вообще-то это страшно, и не только для книг, книга лишь симптом. Этим людям надо наше будущее строить. Очень интересна разница в отзывах на мои книги, которые оставляют люди разного возраста. Те, что постарше, сетуют на бедность описаний и нехватку подробностей, самые молодые ругают за то, что все перегружено ненужными подробностями и из-за этого мало "экшена". Тоже ведь признак "поколенческого" изменения в подходе к чтению.
Ещё одна причина нелюбви к чтению - неумение преподавать литературу в школе. В одном романе Стивена Хантера есть фраза: "Не кормите его "полезным", лучше давайте что-то вкусное". Вот эта простая истина составителями программы никак не постигается. Они стараются "научить и просветить", хотя надо всего-навсего убедить учеников в том, что чтение - это очень интересно. Что это лучшее развлечение. Но как же в школе можно учить развлечению? Да никак. Школа - место серьёзное.
- После перестройки спрос на культуру определял рынок. Сейчас тесто пытаются затолкать обратно в кадку - уже не первый год намереваются ограничить иностранные фильмы и книги. А в свете последних мировых событий разговоры, что воспитывать надо на своём творчестве, особенно сильны. На ваш взгляд, это правильно?
- Что-то на этот счёт надо делать, несомненно. Вон как французы в свое время взяли и ограничили иностранные фильмы в показе на 50%. С другой стороны, они инвестировали в свою продукцию - и умиравшее, было, французское кино спасли. Его теперь по всему миру смотрят. Но когда что-то ограничиваешь, то надо нечто и взамен предложить. Российскому кино и телевидению сейчас предлагать практически нечего. Или тупая калька с того, что надо запрещать, так там хотя бы съемочный бюджет не разворовывают, или "авторское кино", "авторам" которого до лампочки, будут это смотреть или нет. Выставят на фестиваль: может, приз обломится. А с учётом реалий заодно соотечественников надо показать в негативном свете, а то приза не дадут…То есть предлагать сейчас нечего. Рынок тут никак не поможет, здесь государство должно браться. И чтобы соответствующие органы бдили, а то у нас выходит так, что для создателей кино картина "отбивается" ещё до выхода на экран, то есть с попила бюджета.
Пираты XXI века
- Вы издаётесь большими тиражами, идут переговоры о переводе изданий на другие языки. Не обидно, когда писательский труд становится жертвой пиратов?
- Обида - не совсем то, как я бы это назвал. Дело в том, что пираты наносят главный и самый тяжелый удар книгоизданию в России. Тут ведь все просто как мычание, любому дураку должно быть понятно: книги не покупают, их качают на халяву. Издательство платит автору вперед на самом деле, авансом, возвращая затраты с продаж. Если затраты не возвращаются, то дальше новых авторов отсекают, чтобы не рисковать, продающимся урезают тираж. Учитывая, что жить на гонорары с книг у нас и так нельзя, все зарабатывают чем-то еще. И дальше возникает следующий вопрос: а надо ли мне тратить это дикое количество времени на писательство? Что я получаю взамен? Не только у меня возникает, у любого писателя, потому что это все же долгий и тяжелый труд. Если это хобби, то так вкалывать никто не будет. То есть мы выходим на следующую стадию - уже издающиеся просто отказываются писать. Кто остается на рынке? Самиздат. Начинающие, готовые издаться бесплатно, лишь бы увидеть свое имя на обложке. Аппелируют к тому, что электронная книга развивается. А как ей развиваться, если она повально бесплатна? Вышла - и ее тут же скопировали, и выложили по всей сети.
Стандартный лозунг пиратов - "Я готов платить автору напрямую, но не хочу кормить жадных издателей". Я тут эксперимент поставил, предложил продажи напрямую. По ходу дела выяснилось, что автору напрямую платят лишь те, кто и не напрямую платил. А кто качал на халяву, дальше продолжает это делать. То есть изменить ситуацию сейчас невозможно. Думаю, что книге в России осталось недолго. Пираты в свое время начисто убили формировавшуюся игровую индустрию, теперь убьют книгу. Пессимистично? Так поводов к оптимизму не вижу.
- С другой стороны, после ужесточения закона об авторских правах из общего доступа удалили многие песни, фильмы, книги. Но покупать легальное, честно говоря, людям накладно.
- Если мне что-то накладно покупать - я это не покупаю. Как-то всегда работал этот принцип, не находите? Но вот сейчас люди как-то начинают доходить до идеи, что право пользования первично, то есть если я не могу платить - это ведь не значит, что я не могу пользоваться?....При этом в Америке и Европе система легального скачивания работает хорошо. Даже начинающие авторы зарабатывают достаточно, чтобы хотя бы не терять интерес к занятию. В результате книг много. Мусора среди них много, но и процент хорошего стабилен.
Город детства
- Вы родились в Твери, здесь прошли ваше детство и юность. А каким вы помните город?
- Это был обычный, советский городок, но мне он нравился. Отец был военным, и мы много колесили, но именно Тверь считаю своей малой родиной. Прекрасно помню двор на улице Коноплянниковой, где мы жили. Он мне тогда казался огромным. Помню школу и друзей. Летом с ребятам гоняли на велосипедах на Соминку. Район тогда был почти не застроен, вокруг – поля, раздолье! Кстати, катались куда угодно сами по себе, шлемов не надевали, маньяков не боялись, лазили где угодно...Переехав в Москву, ещё несколько лет тосковал по Твери, хотел обратно. Но уже не сложилось. Москву все же не очень люблю до сих пор. Последний раз приезжал в Тверь около 10 лет назад. Город не узнал и даже заблудился в центре, настолько он изменился и отстроился. - А как оказались за границей? - За границу я уехал не то чтобы случайно, но в силу обстоятельств. Просто в какой-то момент в России у меня не стало работы, бизнес накрылся, а там наоборот появилась. Ну и я как человек, которому надо кормить семью, последовал за работой.
Сначала переехал в Латинскую Америку, затем перебрался в Испанию. Там и начал писать. Все получилось очень случайно. Когда у нас с женой родился младший сын, он перепутал день с ночью. Ну и мы поочередно дежурили у кроватки, не давая ему бодрствовать укачивали. А чем в это время заниматься?! В интернете сидеть надоело, читать было нечего, вот и решил писать. Написать то, что хотелось бы прочитать самому. Ну и как-то постепенно хобби стало второй работой, сам не заметил как.
Семейное дело
- Некоторые книги вы написали в соавторстве с женой, и даже образы списали с неё. Литературное творчество стало вашим семейным делом?
- Жена вовлеклась, читая через плечо. Первой книгой стала «Земля лишних». Главная героиня полностью списана с жены, с её привычками и темпераментом. Мария начала «корректировать себя», да так и втянулась. Однако пишу преимущественно я, ей всё больше некогда. - Знаю, многие упрекают вас, что ваши герои слишком идеальны. - Я не знаю, что в данном случае считать "идеальным". Люди пишут в отзывах, например, что таких людей не бывает, чтобы и в спортзал ходил, и умел дела вести, и многое другое успевал. А многие пишут, что прочитав мои книги, взялись за себя, пошли как раз в этот самый спортзал, и вообще многое изменили в своей жизни. Так что все зависит от того, кто об этом говорит. А мои герои живут по правилам. Тем правилам, которые считают для себя обязательными.
Досье
Андрей Круз. Родился в 1965 г. в Калинине. Окончил Московский авиационный институт. Занимался предпринимательской деятельностью. Женат, двое детей.