Прививка добра

Аргументы и Факты в Твери
Детей нужно воспитывать через позитивное восприятие мира.

«В наше время нужно быть активным, высказывать своё мнение и стремиться менять жизнь к лучшему. Важно не просто видеть болезни, но их лечить, не только обличать недостатки, но исправлять их. Сегодня, как никогда, мы должны растить детей через позитивное восприятие мира», - уверен Александр Бутузов, директор тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, член Общественной палаты России. 

Этот вуз славится высоким качеством подготовки студентов, удивительно доброжелательной атмосферой и передовыми образовательными технологиями. Здесь идут в ногу со временем и выпускают не просто квалифицированных специалистов, но и ответственных граждан своего государства. 

Стратегия воспитания 

- Александр Анатольевич, мы видим, как стремительно меняется мир. Готов ли ваш вуз отвечать требованиям нового времени? 


- Наша основная цель – подготовить специалистов высокой квалификации. Мы тщательно подходим к организации учебного процесса. Но сегодня в условиях того, что происходит в мире, роли России в большой политике, надо понимать: главной в деятельности учебного заведения становится воспитательная работа. Мы должны растить гражданин великой страны. Это сложно, потому что вокруг много факторов, негативно влияющих на формирование личности. Сколько в интернете лживых призывов и жестокой пропаганды! Чего только стоят деяния «Исламского государства», организации, запрещённой в России! Самое страшное, что у наших детей от этого нет прививки. Есть два пути решения проблемы. Первый – развенчивать всю эту мерзость и античеловечность, но это работа других организаций. А мы, вузы, должны противопоставить злу строительство личности на основе позитивного. 

- Но вокруг столько несправедливости, необустроенности. Где уж тут до позитива?! 


- В том-то и дело, что мы должны менять такое отношение к жизни. Сейчас год 70-летия Великой Победы. Сколько грязи вылито на те трагические страницы истории нашей страны! Акцентируют внимание на деталях, которые не имели судьбоносного решения. А умение управлять страной в критические моменты, строить стратегию и сохранять мужество будто бы остаётся в стороне. Мы должны обращать внимание молодёжи в первую очередь на наши великие достижения.
Сегодня есть много возможностей критиковать страну, регион, город. Но посмотрите на ситуацию в целом: перемены есть везде. В последнее время значительно лучше стали дороги, дворы, нет перебоев с продуктами. И это нельзя не заметить! Надо смотреть на жизнь более позитивно. Представьте, если на Олимпийских играх спортсмены изначально не будут настроены на победу, разве они чего-то достигнут? Побеждает человек, ориентированный на успех. 

В колонне с президентом 

- Как в вашем вузе строится воспитательная работа? 


- У нас есть установка на формирование в студентах лидерских качеств, ориентации на успех. Жизнь в вузе даёт массу возможностей быть активным. Прежде всего это проявляется через студенческое самоуправление. Конечно, есть традиционные формы работы: посвящения в студенты, вечера, концерты, но они напрямую не связаны с формированием активной жизненной позиции. Мы стараемся, чтобы студент был участником всего образовательного процесса. Он должен задаваться вопросами, удобно ли составлено расписание, достаточно ли учебников, как преподают дисциплины и даже как формируется бюджет учебного заведения. Средства на воспитательную работу должны проходить публичное обсуждение с учащимися. Эта бюджетная строка должна рассматриваться на студенческом совете, где ребятам необходимо думать, как распределить средства. Очень важно, чтобы студент высказывался и был услышан. 
Жизнь в вузе - маленькая модель жизни гражданина в государстве. Здесь тоже должны быть голосование, права и обязанности и т.д. Пусть человек со студенческой скамьи будет готов к жизни в обществе, причастен к ней. Это не просто установка нашего института. В федеральных стандартах образования закреплено, что учебный процесс во многом должен зависеть от самого студента. 

- Но насколько объективны студенты в оценках эффективности работы института, преподавателей? Ведь им ещё предстоит сдавать экзамены…


- Закон «Об образовании» предусматривает ежегодное анкетирование студентов. Это проводится анонимно. Ребята дают оценку образовательному процессу, ректорату, высказывают свои пожелания. Мне приятно отметить, что у нас анкетирование началось ещё до принятия закона. Нам было важно выстроить обратную связь и при необходимости исправлять те или иные моменты. Составить правильный разговор с преподавателем, который, по мнению студента, работает не так качественно, как хотелось бы, тоже – большое искусство. Это должен быть диалог, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. 

- Можно ли уже отметить положительные результаты воспитательной работы?


- Формирование активной жизненной позиции приносит хорошие плоды, которые позволяют нам гордиться студентами. Буквально в ноябре наши юноши и девушки достойно представили вуз на встрече с Владимиром Путиным во время форума «Сообщество». В этом году ребята также присутствовали на Параде Победы на Красной площади. Как призёры конкурса лучших волонтёров страны вместе с главой государства они прошли в колонне «Бессмертного полка». 
Студенты вуза – постоянные участники Всероссийских образовательных форумов: «Поколение Z-знаний», «Селигер», «Таврида-2015». Филиал активно сотрудничает с государственными органами и общественными организациями. Учитывая, что наш вуз - небольшой, достигнутое за последнее время – высокий показатель работы. 

Глас народа 

- Многие уличают гражданское общество в пассивности. Как член Общественной палаты России, скажите, это действительно так? 


- К сожалению, некоторые проблемы действительно не находят отклика в обществе. Даже как председатель общественного совета по образованию, замечаю, что и учителя стали более пассивными. Думаю, это идёт из 90-х годов. Это были тяжёлые времена. Тогда государство зачастую не прислушивалось к гражданскому обществу, проводя экономические и политические реформы. Откуда и появилась эта апатия. И беда в том, что мы до сих пор по инерции живём этой болезнью. Но время-то уже другое! У нас другой руководитель страны, у нас другая Россия. И она крепнет. 
В 2016 году в стране и нашем регионе пройдут крупные избирательные кампании. С замиранием сердца смотрю на молодёжь: пойдут ли они голосовать? Очень важно, чтобы они не потеряли электоральную активность. Сегодня они учатся, а завтра им предстоит решать вопросы государственной важности. Они должны быть активными - и мы эту активность поддержим. Наш президент неоднократно обращался к Общественной палате России максимально поддерживать гражданские инициативы. Не в стороне находятся и губернаторы. Сегодня в бюджетах регионов даже отдельно закладываются средства на поддержку этих инициатив. Если их не будет, страна остановится в развитии. 

- Как думаете, чем вызвано желание руководства страны поддерживать эти инициативы? 
- Сегодня наша Россия возрождается. И она ждёт активную молодёжь, ориентированную не на уныние и пассивность, а на активное преобразование и процветание нашей великой Родины. 


Кстати 
26 ноября Александр Бутузов выступил в Общественной палате России с докладом «По итогам работы комиссии по поддержке семей, детей и материнства».


В День народного единства студенческий актив филиала участвовал в торжественном шествии в колонне Российского Союза молодёжи в Москве.

Топ 5 читаемых