ЧЕМ УДИВИМ ГОСТЕЙ?

Как Верхневолжье собирается привлекать путешественников?

Отдых за границей для многих стал недоступным. Сначала курс доллара взлетел вверх, а вслед за ним подорожали и путёвки.Теперь неприятный сюрприз для туристов подкинул Евросоюз: получить шенгенскую визу можно только по отпечаткам пальцев. Может быть, на этом фоне пора развивать внутренний туризм?

И. Фадеева, Тверь

«Все эти сложности нам только на руку, - уверена Ирина ШЕРЕМЕТКЕР, президент Ассоциации туризма Тверской области. - Наконец-то мы начнём развивать свой, внутренний туризм. Тем более, у нашего региона в этом плане огромный потенциал». О том, почему туризм в Верхневолжье пока тормозит и чем мы будем заманивать гостей, Ирина Викторовна рассказала в интервью нашему еженедельнику.

- В советское время Тверская область была вторым по посещаемости регионом страны после Краснодарского края. Почему мы утратили былую популярность? ДОСЬЕ Ирина ШЕРЕМЕТКЕР. Родилась в 1968 году в Твери. Окончила Калининский политехнический институт. Председатель комиссии по сохранению историко-культурного наследия и развитию туризма Общественной палаты. Замужем, трое детей.

- Этому есть несколько причин. Во-первых, нас слишком долго держали за железным занавесом, и в 90-е все ринулись за границу, позабыв о существовании туризма внутри страны. В результате мы развили туристическую отрасль стран вокруг нас, а свою пустили под откос. К тому же в то время туризмом полностью занималось государство. Соответственно, вдоль всех маршрутов выстраивалась и необходимая инфраструктура. Очень популярной была экскурсия по городам Пушкинского кольца, куда входили наши Тверь, Старица и Торжок. Маршрут существует и сейчас, но дороги по этим направлениям оставляют желать лучшего. Ещё один минус - необустроенность этих городов: недостаточно мест, где можно переночевать, нет досуговых центров. Для того, чтобы возродить туризм, государству и бизнесу сегодня нужно учиться работать в одной команде.

КАКИЕ «ФИШКИ»?

- Небольшой Мышкин в Ярославской области ежегодно Приезжайте к нам, не пожалеете! посещают триста тысяч человек. Смогли же там сделать провинцию интересной. Какой город может стать фишкой нашего региона.

- Стать туристической столицей Верхневолжья может Торжок, сохранивший свою неповторимую архитектуру и провинциальность. Пожалуй, ни в одном городе нет сразу столько интересных брендов федерального уровня: пожарская котлета, золотошвейное производство и др. Приятный бонус - расположение города и его транспортная доступность. Наш регион уникален в этом плане - скоро у нас будет три федеральных трассы - М9, М10 и М11. Похвастаться таким выгодным расположением на карте не может, пожалуй, ни одна область в России. А вообще сделать интересной можно любую деревню, если там есть заинтересованные люди. К примеру, в Бологовском районе есть посёлок Куженкино. Вы знаете, что такое куженка? Это ватрушка. Вот вам и готовый бренд. Почему бы местным не начать печь эти самые куженки и не принимать у себя гостей?

- В Верхневолжье много интересных мест «из ничего»: в Сандове - музей пчелы, в Бежецке -музей малины и т.д. Но туристов пугают районные дороги. Может ли ассоциация как-то решить эту проблему?

- Качество наших дорог сдерживает увеличение турпотока. Людей, в том числе и из других регионов, желающих побывать на истоке Волги, много, а дороги туда оставляют желать лучшего. Недавно мы подняли этот вопрос на координационном совете по туризму при правительстве области. Власти нас услышали, в результате было решено учитывать существующие туристические маршруты при формировании программ строительства и ремонта дорог, а также формировать перспективные направления.

НУЖЕН ЛИ РЕЧНОЙ?

- Ещё один минус региона -отсутствие Речного вокзала. Кто, по-вашему, должен его реставрировать и нужен ли он нам?

- Речной легче разрушить и выстроить заново, нежели отреставрировать. Но этого делать нельзя - потеряется уникальность объекта, его история. Чтобы за это взялся какой-то инвестор, ему нужно предложить интересный бизнес-проект. Любой бизнесмен заточен на прибыль, а один вокзал не принесёт ему денег, так как проект сезонный. Это является одной из причин отсутствия развития речного туризма - судна изношены, и русла рек запущены. Такая ситуация, кстати, по всей России. Соответственно и ценники кусаются. А по-другому никак: в условиях такого непродолжительного сезона этот вид бизнеса просто не окупится. Поэтому наш Речной вокзал будет интересен инвесторам только в том случае, если они смогут использовать его и в каких-то других целях. Были предложения устроить здесь клуб, загс и гостиницу, но власть это не устроило. Городу и области нужно определиться, что бы мы сами хотели здесь видеть, и предлагать уже готовую концепцию проекта инвесторам.

- Дорого отдыхать у нас и на местных курортах. Селигерские турбазы обгоняют в цене даже турецкие отели. Почему так происходит?

В Турции сезон намного дольше, даже в нашем Краснодарском крае он длиннее. Мы же фактически за три месяца работы должны отбить все годовые затраты. Если объект работает только летом и закрывается в межсезонье, он сталкивается с проблемой подбора персонала на следующий год. Поэтому отели стараются работать  круглогодично, чтобы удержать щ работников, а это, согласитесь, дорого. Бизнесу нужно пересматривать свою политику, развивать событийный, социальный туризм.

В ЧЁМ СОЛЬ?

- Вы делаете ставку на гастрономический туризм и создаёте Центр русской кухни. Что это даст региону?

- Это не просто «кормёжка» туристов фирменными блюдами Верхневолжья, а работа по сохранению и популяризации в России и за рубежом русской культуры и языка через традиции - Речной легче разрушить и выстроить заново, нежели отреставрировать. Но этого делать нельзя - потеряется уникальность объекта, его история. Чтобы за это взялся какой-то инвестор, ему нужно предложить интересный бизнес-проект. Любой бизнесмен заточен на прибыль, а один вокзал не принесёт ему денег, так как проект сезонный. Это является одной из причин отсутствия развития речного туризма - судна изношены, и русла рек запущены. Такая ситуация, кстати, по всей России. Соответственно и ценники кусаются. А по-другому никак: в условиях такого непродолжительного сезона этот вид бизнеса просто не окупится. Поэтому наш Речной вокзал будет интересен инвесторам только в том случае, если они смогут использовать его и в каких-то других целях. Были предложения устроить здесь клуб, загс и гостиницу, но власть это не устроило. Городу и области нужно определиться, что бы мы сами хотели здесь видеть, и предлагать уже готовую концепцию проекта инвесторам. - Дорого отдыхать у нас и на местных курортах. Селигерские турбазы обгоняют в цене даже турецкие отели. Почему так происходит? питания. Наша ассоциация предлагает создать в регионе Центр русской кухни. Это комплексный проект, в который входит и структура, и повышение квалификации поваров. Этим летом мы провели в Осташкове фестиваль «Селигерский рыбник», где были организованы мастер-классы для поваров по приготовлению рыбного пирога по старинным рецептам. Результатом работы должно быть включение в меню местных ресторанов уникального пирога «Селигерский рыбник». Персонал этих объектов должен пройти обучение по приготовлению и подаче пирога, а также взять на себя обязательства использовать в приготовлении именно местную рыбу. Эти рестораны будут указаны в специальных гастрономических путеводителях. Вот вам и продвижение нашей кухни: и традиции, и привлекательность для туристов, и заработок ресторанов, и поддержка местного производителя. 

Топ 5 читаемых