aif.ru counter

Разрулим культурно

Навести порядок на дорогах помогут автобусы и... театр.

«В бардаке на дорогах виноваты не ямы и пробки, а бескультурье водителей. бороться с лихачами нужно «исправительными работами» в музеях и театрах», - уверен Владимир Аршанов, доцент кафедры автомобильного транспорта тверского государственного технического университета.

Как Твери избавиться от пробок, нужны ли нам платные парковки и что делать с трамваями? Об этом в преддверии Дня автомобилиста, который отмечается 25 октября, мы поговорили с Владимиром Ильичом.

БЕТХОВЕН ДЛЯ ВОДИЛЫ

- Недавно Тверь заняла шестое место из тридцати в антирейтинге российских городов по аварийности. С чем это связано?

- Есть два объяснения. Прежде всего, статистика ведётся по обращениям в страховые компании. Огромную роль играет уровень жизни. Мы со студентами проводили исследование: взяли таблицы регионов по аварийности и по доходам населения. Самыми безопасными оказались Москва, Санкт-Петербург и Дальний Восток. В числе аварийных - Дагестан, Калмыкия и Алтай, где народ живет гораздо беднее. Жители Твери - тоже небогатые. В мегаполисах люди редко обращаются в страховые компании по таким пустякам, как разбитая фара, у нас же идут к страховщикам из-за любой царапины. Отсюда и такая статистика.

Ещё один фактор - культура. Точнее, её отсутствие. Это видно даже в мелочах. Въезжаешь в Московскую область - там несколько радиостанций с классической музыкой. Пересекаешь границу с Тверской - одна попса, рэп и шансон. Казалось бы, причём тут аварии? А связь есть. Наши учёные провели интересный эксперимент: посадили за руль несколько водителей и включили разную музыку. Те, кто рулил под классику, не совершили ни одной ошибки, а те, у кого играли рэп и попса, начинали лихачить и нарушать правила. Вождение - это составляющая культуры в целом, и государству пора об этом задуматься. Пока по телевизору крутят бессмысленные сериалы и ток-шоу, ситуация не изменится. Лично я заставляю своих студентов ходить в театры, музеи, читать классическую литературу, и вижу, как люди меняются. Вот бы водителей тверских маршруток обязали рулить под классику! Уверен, аварий стало бы в разы меньше.

УДАЧНОЕ РАСШИРЕНИЕ

- Автомобилей в Твери становится всё больше, а «вместимость» улиц не меняется. Как разгрузить город от пробок?

- Нужно строить новые дороги, и преимущественно многоуровневые. В генплане города они предусмотрены. Есть, например, проект по разгрузке вечно забитых Волоколамского шоссе и ул. Орджоникидзе. Также в генплане Твери есть многоуровневые развязки на набережной Лазури, Тверском проспекте и других улицах. Но строительство дорог - удовольствие дорогое, ждать нам придётся долго, а действовать нужно сейчас. Временный выход я вижу в расширении существующих дорог там, где это возможно. Одна «лишняя» полоса движения в два раза снижает уровень загрузки. Посмотрите на Смоленский переулок и  улицу Вагжанова, где летом сняли старые рельсы. Пробок тут стало гораздо меньше. Ещё один пример удачного расширения -Санкт-Петербургское шоссе. В середине 90-х годов я работал в ГАИ, эту улицу мы с коллегами называли дорогой смерти. Здесь было три полосы движения, без аварий не обходилось ни дня. Добавили ещё одну полосу - и всё наладилось.

- Эффект от этого сомнительный: крайние полосы всегда заняты припаркованными автомобилями. Как быть?

- Нужно запрещать остановки авто и делать стоянки где-то поблизости. Удачный пример -на проспекте Чайковского. Там тоже всё было заставле- но машинами, но потом у магазинов сделали приличную парковку, и улицу разгрузили. Ещё одна проблемная точка - улица Софьи Перовской. Здесь по две полосы в каждом направлении. Теоретически этого достаточно, но крайние ряды заняты машинами, в итоге все жмутся в один ряд. Поблизости надо сделать парковку, и всё будет налажено.

Нужно думать об обустройстве подземных стоянок. У нас был дипломный проект: мы со студентами просчитывали, где можно было бы организовать въезды на такие стоянки. В районе «Олимпа», у сквера Героев Чернобыля на Смоленском переулке и у сквера напротив «Химика», где памятник жертвам политических репрессий, их вполне можно было бы сделать. Но это опять-таки огромные затраты, а бюджет у нас не резиновый.

Вот ЗАПАДня!

- Спасёт ли от пробок Западный мост, или к тому времени, когда он, наконец, появится, город окончательно «встанет»?

- Западный мост «отодвинули» слишком далеко от центра: он должен соединить Горбатку и Комсомольскую площадь. Рядом с ним - развязки и окружная, которая скоро станет шестиполосной. Что тут разгружать? Изначально мост собирались строить в районе Беляковского переулка и переулка Трудолюбия, потом был вариант расположить его на бульваре Ногина. По уму, нужно было проработать все три варианта, просчитать эффект и затраты и принимать решение.

В 1980 году, оканчивая институт, я писал диплом по организации дорожного движения в Твери в связи с вводом Восточного моста. Мы со студентами выходили на улицы и изучали, куда и какие машины поедут с открытием моста, какой эффект он даст. Когда я завершил учёбу и устроился работать в ГАИ, ради любопытства проверил наши расчёты. Мы сделали только 5% погрешности! А кто и как «высчитывал» место Западного моста, я не знаю. К нам проектировщики не обращались.

- В этом году на бульваре Радищева появилась первая в Твери платная парковка. Нужны ли городу такие новшества?

- Мне как человеку, который приезжает на бульвар по делам и ненадолго, она очень нравится. Всегда есть свободное место и полчаса парковки бесплатно. Но если бы я там работал, парковал бы машину где-нибудь во дворах. Кажется, что тридцать рублей за час не так уж и много. Но за 25 рабочих дней придётся заплатить 6 тыс. рублей! Для города, где средняя зарплата 30 тысяч, это приличная сумма. Может быть, одна парковка в центре имеет право быть платной, но больше уж точно пока не нужно.

Водителей и так со всех сторон зажимают в тиски: растут цены на страховки, штрафы, дорожают бензин и автомобили... Но помимо кнута должен быть и пряник. Платные парковки будут оправданы, когда по-настоящему комфортным станет общественный транспорт. Не хочешь добираться на нём? Плати! В Праге даже чиновники ездят на трамвае, потому что там всё сделали так, что общественный транспорт стал привлекательнее личного. Основная масса автомобили только для загородных поездок.

- У нас общественный транспорт пока проигрывает маршруткам. Что нужно, чтобы его реанимировать?

- Для начала максимально избавиться от маршруток. До 90-х годов они были связующим звеном с отдалёнными районами и ходили исключительно на небольшие расстояния. Сейчас же заполонили весь город. Но, чтобы маршруток стало в разы меньше, должен, опять же, чётко работать общественный транспорт. Лично я в наши трамваи пока ни за что не сяду, а вот на автобусах езжу с удовольствием. Сейчас они в основном ходят чётко по расписанию и без задержек. Законодательство тоже нужно менять. В той же Праге трамваи и автобусы имеют преимущество не только перед автомобилями, но и перед пешеходами. У нас же если на рельсах стукнутся машины -сразу коллапс.

ИСТОРИЯ НА РЕЛЬСАХ

- В этом году частично с улиц убрали трамвайные рельсы, чему автомобилисты несказанно рады. Некоторые и вовсе предлагают отказаться от трамваев. Что вы думаете по этому поводу?

- Сложный вопрос. У нас на кафедре была такая дискуссия, к общему решению мы так и не пришли. Нужно просчитывать, какой эффект и затраты будут с трамваями и без них. Как коренной тверичанин, я против того, чтобы трамваи полностью ликвидировали. Этот вид транспорта связан с историей нашего города, и я надеюсь, что он не исчезнет с её страниц и дальше. 

Топ 5 читаемых