Город на ощупь

Наш корреспондент прошла по улицам вслепую

15 октября во всём мире отмечается День белой трости - это символ незрячих людей. В Тверской области более семи тысяч инвалидов по зрению, но на улицах слепых людей мы видим нечасто. Несмотря на звуковые светофоры, общественный транспорт с «голосом» и gps-навигаторы, выход в свет для них - по-прежнему испытание.

Наш корреспондент попробовала прожить пару часов в кромешной темноте и вышла на улицы города с завязанными глазами.

Урок с завязанными глазами

Шефство надо мной согласилась взять Ирина Алексеева, председатель тверской местной организации Всероссийского общества слепых. Эта активная и жизнерадостная женщина всю жизнь прожила на ощупь, она родилась слепой. Но это не мешает ей передвигаться по городу и жить полноценной жизнью. «Где вам удобно встретиться? Я могу подъехать куда угодно», - ответила она мне по телефону, когда мы договаривались о встрече. Начать нашу экскурсию с завязанными глазами мы решили от здания областной библиотеки для слепых на Спортивном переулке. Пока я надеваю на глаза чёрную повязку и привыкаю к кромешной темноте, Ирина Александровна даёт мне первый урок вслепую.

- Сейчас мы пойдём в сторону вокзалов. Бери в руки трость и прощупывай почву. Это просто: водишь ею по сторонам и «сканируешь» местность.

Просто это только на словах. Сначала я никак не могла избавиться от ощущения, что все вокруг косо на меня смотрят. Потом добавился страх задеть этой тростью кого-нибудь из прохожих или дорогую машину. Непреодолимым препятствием вдруг стали ямы на дорогах и бордюры, которые без повязки на глазах я и не замечала. Вообще сканер из меня получился неважный. Первый же бордюр на пути - и я чуть не упала. Моя спутница испугалась не меньше меня и взяла всё в свои руки: и трость, и меня. «Держите меня под руку и не отставайте», - было велено мне. - Вот-вот мы свернём на короткую дорожку во дворе дома №43 по ул. Коминтерна. Советую вам держаться одной рукой за стену, ямы тут такие, что и зрячему-то тяжело пройти, не то что слепому. А если дождь пойдёт - пиши пропало, по колено погрязнем в воде. К кому мы только ни обращались, чтобы эту дорожку отремонтировали, но отовсюду одни отписки: земля эта ничейная, а значит, и ответственных не найти. Сейчас мы будем переходить дорогу, до зебры осталось всего ничего. Здесь нужно быть особенно внимательной: остановись и послушай дорогу".

Я уже совсем не ориентируюсь в пространстве и не понимаю, куда мы идём. Мимо нас проходят люди, где-то рядом гудят машины, меня охватывает паника. Переходить проезжую часть вслепую, пусть и по пешеходному переходу, мне страшно. И я решаю схитрить: приподнимаю повязку и осматриваю местность. И удивляюсь: мы действительно стоим на «зебре».

- Как вы поняли, что здесь переход? - любопытничаю я.

- Вы, как мой пятилетний внук, - смеётся Ирина Александровна. - Он всегда мне говорит: бабушка, я не верю, что ты не видишь, ты же всё сама делаешь. Всем кажется удивительным, что мы можем ходить по улицам, не попав под машину, но ведь мы живём так не первый год. Это парадокс, но когда ты видишь, ты не замечаешь ничего вокруг, а слепой человек запоминает все бордюры, ухабы и повороты. Достаточно раз пройтись по незнакомой дорожке, и всё.

Слепы не незрячие

- Пару лет назад в Твери незрячих людей обучали GPS-навигации. Почему мы не пользуемся этой штукой? - Я включаю его редко, только когда нахожусь на незнакомой дороге. Например, когда ездила на сессию в Клин, всегда им пользовалась. А в Твери в нём нет необходимости, да и лучше трости пока ничего не придумали. Навигатор «завязан» на спутниках, и если сигнала нет, он притормаживает. Да и о ямах на дорогах и открытых люках он не предупреждает. Но если хотите, я покажу, как он работает.

Ирина Александровна достаёт из кармана смартфон, запускает специальную программу, и телефон начинает «говорить» с нами. Голосом мы задаём конечную точку маршрута - железнодорожный вокзал - и следуем подсказкам системы. Навигатор явно «бежит» впереди нас. Мы ещё плетёмся по Спортивному переулку, а он - уже на ул. Коминтерна. Оказалось, «тормозит» не смартфон, а я.

- Чем быстрее идёшь, тем меньше вероятность погрешности. Надо прибавить скорости, - учит меня Ирина Александровна.

А как идти быстрее, если я ничего не вижу? Где-то рядом проносятся машины, пищит светофор, мимо пробегают десятки людей. Из-за шума я не могу разобрать, что «говорит» эта штука, и начинаю нервничать. Где мы находимся? Сколько нам ещё идти? В какую сторону двигаться?

- Спокойствие, - как-то угадывает моё состояние Ирина Александровна. - С первого раза это не получается даже у самого продвинутого пользователя, мы обучались этому не одно занятие. Да и навигаторы есть далеко не у всех слепых. Устройство с такой программой бесплатно получили человек двадцать, остальные ходят по старинке с тростью. Так что нам с вами ещё повезло. Нельзя полностью полагаться на электронику, главным помощником для слепого человека всё равно остаются люди. Вот оборудовали у нас общественный транспорт звуковой системой, которая озвучивает остановки. Вроде бы хорошее дело, но эта штука запрограммирована на определённую скорость, и если автобус попал в пробку или наоборот поехал быстрее, начинается путаница. Недавно я ехала с одним знакомым в гости. Автобус едет по площади Капошвара, а голос утверждает, что мы уже у библиотеки Герцена. Ну и как тут не запутаться? Хорошо, что добрые люди подсказали, когда выходить.

Когда мы с моей спутницей добрались до вокзала, пот с меня лил градом. И прошли-то всего метров триста, но, если ты не видишь, такое расстояние выматывает сильнее многокилометровой пробежки. Обратно я решила идти без повязки, и увидела то, чего до этого эксперимента даже не замечала. Все тротуары по дороге к библиотеке слепых вдоль и поперёк заставлены машинами, пройти здесь можно только по дороге.

- Вот вам и доступная среда, - вздыхает Ирина Александровна. - Хотели сделать, как лучше, убрали бордюры, чтобы нам, инвалидам, было удобнее. А в итоге наши тротуары стали доступными для автомобилей. Я прошлой зимой наткнулась на припаркованную машину, сломала трость и чуть было не упала.

Выходит, слепы совсем не незрячие, а те, кто старается их не замечать. Давайте же будем проявлять уважение, помогать людям с ограниченными возможностями в общественном транспорте, на улицах и перестанем заставлять своими машинами тротуары. Человек может привыкнуть ко многому. Единственное, к чему привыкнуть нельзя, - к отсутствию нормального человеческого отношения. Цифра: 7 тысяч инвалидов по зрению в регионе.

КСТАТИ

Студенты ТвГУ разработали специальное устройство для слепых и слабовидящих людей, которое может заменить им трость. Прибор представляет собой небольшую коробочку, размером примерно 10 на 5 см, которая крепится на пояс. Работает он как эхолокатор - определяет расстояние до препятствия и подаёт сигнал. Максимальное расстояние, на котором устройство начинает это делать, - 2,5 м. Себестоимость этой «коробочки» - одна тысяча рублей. Для сравнения, смартфон с лицензированной программой gps-навигации обходится в 18 тыс. руб.

Топ 5 читаемых