Примерное время чтения: 5 минут
1198

«Сошло на нет». Член Тверского аэроклуба – о проблемах в парашютном спорте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ Тверь 05/12/2018
На фотография Алла Любезнова находится снизу.
На фотография Алла Любезнова находится снизу. / Алла Любезнова / Из личного архива

Алла Любезнова занимается парашютным спортом 40 лет. Она одна из самых опытных членов Тверского аэроклуба. До сих пор при первой же возможности Алла Викторовна поднимается над землей, чтобы вновь и вновь прикоснуться к облакам, оценить безграничность и красоту окружающей природы.

Мечты сбываются

Елена Тихонова, «АиФ Тверь»: Алла Викторовна, как вы решились первый раз прыгнуть с парашютом?

Алла Любезнова
Алла Любезнова Фото: Из личного архива/ Алла Любезнова

Алла Любезнова: Эта мысль зародилась ещё в школьные годы. Я жила в военном гарнизоне и часто наблюдала, как прыгают с парашютом военные. Мечтала поехать учиться в Калинин и найти там аэроклуб. Искать не пришлось. В училище, куда я поступила на портного, висело объявление: «Желающие заниматься парашютным спортом, обращайтесь к учителю физики Вере Петровне Поповой». Она была женой командира парашютного звена. Я к подруге: «Пошли?» - «Пошли!» Буквально на следующий день мы проходили теоретическую подготовку. Народищу тогда набралось - человек двести, и все мальчишки.

Помню свой первый прыжок: январь, сугробы по колено, а я приземляюсь в поле. Что делать? Надо парашют собирать, а он огромный - 82 квадратных метра. Еле запихала купол в мешок, сама в снег проваливаюсь. Кину свою поклажу вперёд, сделаю пару шажков и опять кидаю - так и добралась до финиша. Там меня папа ждал - специально приехал, чтобы поздравить.

После трёх прыжков выдали свидетельство парашютиста. Но я решила учиться прыгать с парашютом на управляемом куполе. Отбор - отжимания, приседания на одной ноге - я прошла. А вот с весом возникли проблемы: не хватало пару кило до разрешенной для прыжков массы. Инструктор мне так и сказал: «Ты такая дохлая, вот поправишься, тогда и приходи». С каким усердием я наедала массу! Перед взвешиванием выпивала три литра воды. И вот они, здравствуйте, долгожданные килограммы.

- Какие прыжки стали самыми памятными?

- У меня более двух с половиной тысяч прыжков. До тысячного помнила все. Спроси тогда про 635-й - я знала, где он был и как прошёл. Отлично помню седьмой. Подхожу к двери, и вдруг у меня колени затряслись, руками-ногами упёрлась - нет, говорю, не могу. Самолёт пошёл на второй круг. Я посидела, подумала, но всё же осмелилась сделать шаг. С тех пор страха никогда не возникало. Особенно впечатляют ночные прыжки, когда горящий огнями город буквально как на ладони. В этот момент я чувствую самую настоящую свободу. Словами не объяснить - таких чувств на земле не испытаешь.

- В вашей практике случались экстренные ситуации?

- За всё время я только один раз получила травму - разрыв связок в голеностопе. Прыгала на чужом, более скоростном парашюте, не рассчитала приземление и зацепилась ногой за землю. Не думаю, что парашютный спорт экстремальнее любого другого. В нём есть свод правил, который делает прыжки максимально безопасными. Здесь нет места амбициям, неоправданному риску, всё жестко регламентируется. У меня два раза не открывался основной парашют. Причиной стало нарушение правил зимнего хранения. В небе нет места панике, нужно действовать чётко по инструкции - на все размышления даётся 10 секунд. Оба раза меня спасал запасной парашют. Наше снаряжение в чем-то напоминает космическое: оно способно дважды нас спасти и дважды подстраховать. Статистически вождение автомобиля гораздо опаснее, чем прыжок с парашютом.

Справка
1. В 1986 году Алле Любезновой присвоили звание кандидата в мастера спорта по парашютному многоборью, куда входят прыжки с парашютом, кросс, стрельба и плавание. В 1988-м - по классическому парашютизму, где оценивают точность приземления и выполнение комплекса фигур с высоты 2500 метров. 2. Парашютист, выпрыгнувший из самолёта на полном ходу, до раскрытия парашюта развивает скорость свыше 200 км/час.

Спорт, который не нужен?

- Парашютный спорт пользуется сейчас популярностью?

- Без мощной поддержки, которую в советское время оказывал ДОСААФ, парашютный спорт остановился в своем развитии. Раньше он был доступным любому желающему. Теперь каждый прыжок обходится в несколько тысяч рублей. В советские времена готовили инструкторов, проводили массовые прыжки, организовывали соревнования. Сейчас всё сошло на нет. Посмотрите, площадка Тверского аэроклуба становится всё меньше - земли распродаются. А аэродром в кимрских Борках - единственную авиационную базу, подведомственную Минспорту страны, - вообще закрыли на консервацию. И куда только не обращались парашютисты, создали петицию по сбору подписей - всё без толку. Закрытие Борков говорит об одном: авиационный спорт стране не нужен.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах