Алла Любезнова занимается парашютным спортом 40 лет. Она одна из самых опытных членов Тверского аэроклуба. До сих пор при первой же возможности Алла Викторовна поднимается над землей, чтобы вновь и вновь прикоснуться к облакам, оценить безграничность и красоту окружающей природы.
Мечты сбываются
Елена Тихонова, «АиФ Тверь»: Алла Викторовна, как вы решились первый раз прыгнуть с парашютом?
Алла Любезнова: Эта мысль зародилась ещё в школьные годы. Я жила в военном гарнизоне и часто наблюдала, как прыгают с парашютом военные. Мечтала поехать учиться в Калинин и найти там аэроклуб. Искать не пришлось. В училище, куда я поступила на портного, висело объявление: «Желающие заниматься парашютным спортом, обращайтесь к учителю физики Вере Петровне Поповой». Она была женой командира парашютного звена. Я к подруге: «Пошли?» - «Пошли!» Буквально на следующий день мы проходили теоретическую подготовку. Народищу тогда набралось - человек двести, и все мальчишки.
Помню свой первый прыжок: январь, сугробы по колено, а я приземляюсь в поле. Что делать? Надо парашют собирать, а он огромный - 82 квадратных метра. Еле запихала купол в мешок, сама в снег проваливаюсь. Кину свою поклажу вперёд, сделаю пару шажков и опять кидаю - так и добралась до финиша. Там меня папа ждал - специально приехал, чтобы поздравить.
После трёх прыжков выдали свидетельство парашютиста. Но я решила учиться прыгать с парашютом на управляемом куполе. Отбор - отжимания, приседания на одной ноге - я прошла. А вот с весом возникли проблемы: не хватало пару кило до разрешенной для прыжков массы. Инструктор мне так и сказал: «Ты такая дохлая, вот поправишься, тогда и приходи». С каким усердием я наедала массу! Перед взвешиванием выпивала три литра воды. И вот они, здравствуйте, долгожданные килограммы.
- Какие прыжки стали самыми памятными?
- У меня более двух с половиной тысяч прыжков. До тысячного помнила все. Спроси тогда про 635-й - я знала, где он был и как прошёл. Отлично помню седьмой. Подхожу к двери, и вдруг у меня колени затряслись, руками-ногами упёрлась - нет, говорю, не могу. Самолёт пошёл на второй круг. Я посидела, подумала, но всё же осмелилась сделать шаг. С тех пор страха никогда не возникало. Особенно впечатляют ночные прыжки, когда горящий огнями город буквально как на ладони. В этот момент я чувствую самую настоящую свободу. Словами не объяснить - таких чувств на земле не испытаешь.
- В вашей практике случались экстренные ситуации?
- За всё время я только один раз получила травму - разрыв связок в голеностопе. Прыгала на чужом, более скоростном парашюте, не рассчитала приземление и зацепилась ногой за землю. Не думаю, что парашютный спорт экстремальнее любого другого. В нём есть свод правил, который делает прыжки максимально безопасными. Здесь нет места амбициям, неоправданному риску, всё жестко регламентируется. У меня два раза не открывался основной парашют. Причиной стало нарушение правил зимнего хранения. В небе нет места панике, нужно действовать чётко по инструкции - на все размышления даётся 10 секунд. Оба раза меня спасал запасной парашют. Наше снаряжение в чем-то напоминает космическое: оно способно дважды нас спасти и дважды подстраховать. Статистически вождение автомобиля гораздо опаснее, чем прыжок с парашютом.
Спорт, который не нужен?
- Парашютный спорт пользуется сейчас популярностью?
- Без мощной поддержки, которую в советское время оказывал ДОСААФ, парашютный спорт остановился в своем развитии. Раньше он был доступным любому желающему. Теперь каждый прыжок обходится в несколько тысяч рублей. В советские времена готовили инструкторов, проводили массовые прыжки, организовывали соревнования. Сейчас всё сошло на нет. Посмотрите, площадка Тверского аэроклуба становится всё меньше - земли распродаются. А аэродром в кимрских Борках - единственную авиационную базу, подведомственную Минспорту страны, - вообще закрыли на консервацию. И куда только не обращались парашютисты, создали петицию по сбору подписей - всё без толку. Закрытие Борков говорит об одном: авиационный спорт стране не нужен.