На Олимпийских играх в Токио чемпион мира по гребле на байдарках Артём Кузахметов и его товарищи по байдарке-четвёрке драматически проиграли битву за бронзовую медаль. Тем не менее для многих юных тверичан спортивная карьера Артёма стала примером того, как надо добиваться поставленных целей. шутка ли: простой вышневолоцкий парень, долгое время тренировавшийся на реках Тверской области, сражался за высшую спортивную награду.
24 августа спортсмен женился. Его избранница – 23-летняя чемпионка России 2021 года в байдарке-двойке и призёр первенств Европы и мира Кристина Ковнир. Медовый месяц у молодожёнов пройдёт на сборах в Краснодаре. Здесь они будут готовиться к очередному чемпионату мира, который 16–19 сентября состоится в Копенгагене. Перед отъездом Артём Кузахметов дал интервью «АиФ в Твери».
Драма в Токио
– Четвёртое место на Олимпиаде в Токио – для тебя это победа или поражение?
– Для меня это не победа и не поражение, а трагедия, потому что в битве за третье место мы проиграли соперникам всего одну сотую долю секунды. Для сравнения: глаз человека за одну секунду успевает моргнуть пять раз. Заметить столь малое отставание невооружённым глазом невозможно, но мы гребцы, и мы видим и чувствуем «носики» своих байдарок. Перед финишной чертой наш экипаж понял, что мы всё-таки четвёртые.
– Что особенно запомнилось на Олимпиаде, которая в этом году проходила в особых условиях из-за коронавируса?
– Прежде всего запомнилось, как нас встречали хозяева. Мы ехали в автобусе на гребной канал, и прохожие на улицах махали нам руками, кричали приветствия. Очень понравился японский народ. Все хотели праздника. Но, увы, санпропускники, проверка масочного режима, ограничения на контакты и между спортсменами, и зрителями... Санитарно-эпидемиологический контроль на Олимпиаде был очень строгим. К стартовой позиции мы, например, направлялись в масках. Жара, высокая влажность, дышать очень трудно. Садишься в лодку и лишь здесь можешь снять маску. Правда, штрафов за нарушение санитарного режима, похоже, не было – во всяком случае, мне об этом ничего не известно. А вот на чемпионате Европы, который проходил в Польше, нас сразу предупредили: за нарушение санитарных правил будут штрафовать.
– Российские спортсмены выступали в Токио под флагом Олимпийского комитета, а не под флагом сборной России. Как ты это воспринял?
– Накануне Олимпиады я не понимал, как это возможно – выступать без национального флага. Было неуютно, когда диктор объявлял: «Артём Кузахметов, Олимпийский комитет России» вместо «Артём Кузахметов, Российская Федерация». Как будто бы мы какие-то другие спортсмены, не такие, как все.
– Не было ли со стороны спортсменов из других стран дискриминации русских спортсменов из-за допингового скандала?
– Не могу говорить за все виды спорта, просто не знаю, но вот со стороны наших коллег и соперников – гребцов – этого не чувствовалось. Общались они с нами как обычно: тепло и доброжелательно.
Папина школа
– Артём, как ты пришёл в спорт?
– У меня всё было обыкновенно. Учился в средней школе Вышнего Волочка. В спорт меня привел отец – тренер по лыжам. Но сначала была гимнастика: мне было восемь лет, в таком возрасте профессионально заниматься лыжами ещё рано. А потом всё как-то закрутилось, завертелось. Как у лыжника, у меня была недостаточная мышечная масса, нужно было подкачаться. Я пошёл на гребную базу, потому что там был зал общефизической подготовки с турниками, штангами и гантелями. Заодно решил попробовать «прокатиться» на байдарке. У меня получилось. Более того, понравилось. Так и занимался какое-то время: летом греблей, зимой лыжами. Тренировался и на Волге, и на Цне, и на акватории Вышневолоцкого водохранилища, когда оно было спокойным. А потом отец сказал мне: «Если хочешь в большой спорт, нужно выбирать что-то одно и прямо сейчас». Я выбрал греблю. И поступил в колледж-школу олимпийского резерва в Санкт-Петербурге. Утром тренировался, днём учился, вечером опять тренировки.
– Олимпиада – мечта любого спортсмена. Насколько долог и тернист путь к ней?
– Путь долгий, конечно. Особенно в нашем виде спорта – гребле. В отличие, например, от художественной гимнастики, в которой представлять страну на международной арене могут даже школьники, гребля – спорт долгоиграющий, возрастной. В Вышнем Волочке нет такой проблемы, как отсутствие тренеров и талантов, но у большинства жителей нет серьёзных целей в жизни. Просто живут день за днём, ни к чему не стремятся. Поэтому основа этого долгого пути – цель и упорный труд. И ещё: природный талант не играет в гребле существенной роли, в ней важна в первую очередь общефизическая подготовка.
– Где ты тренируешься сейчас?
– На гребных базах России, Италии, Португалии и Турции. Хочу сказать, что российские гребные базы в Краснодаре, Москве и Санкт-Петербурге ничем не уступают зарубежным. А гребной канал в столичном комплексе «Крылатское» несколько лет назад признали лучшим в мире. Надеюсь, что и в Твери со временем появится такая база. Когда нет школы, нет возможности тренироваться. Про спортивные победы в этом случае можно забыть. Я знаю, какие серьёзные проблемы были у гребной школы на Тверце, и не понимаю, почему так долго не могут создать детям нормальные условия. Когда юные гребцы переодеваются в каком-то вагончике, это ненормально. Так не должно быть. На днях я приезжал в Тверь, заходил на эту базу и видел, что там идёт глобальная стройка. Это, конечно, хорошо, но что-то очень уж затянулось. Построить новую гребную школу нужно было намного раньше.
– Поскольку строительство ещё не завершено, где бы ты посоветовал тренироваться тем, кто хочет быть спортсменом-гребцом?
– Если честно, ни одну из существующих гребных баз Тверской области я бы рекомендовать не стал: по большому счёту, все их нужно строить заново. Но то, что я сейчас сказал, касается только инфраструктуры и совершенно не относится к тренерскому составу. Наоборот, тренерский состав – выше всяких похвал. И это самое главное. А гребные базы – ждём!
Быть в форме
– Чем ты питаешься, чтобы поддерживать спортивную форму? Что вообще ест гребец?
– Лично я налегаю на углеводы, потому что постоянно худею после тренировок и нужно восстанавливать баланс веществ. Ем макароны, гречу, рис. Курицу вместо свинины. Ограничиваю себя в сладком. Обязательно – салаты из овощей и фруктов. Но жёстких ограничений и предписаний по еде в гребле нет: здесь всё индивидуально. Нравится свинина? Ешьте свинину, просто не забывайте, что рацион должен быть сбалансированным.
– А сколько раз в день лучше есть: три раза помногу или пять раз помалу?
– У нас в команде трёхразовое питание. Я же считаю, что нужно питаться пять раз в меру, потому что так намного лучше. И надеюсь, что тренеры пойдут на такие перемены.
– Во сколько обходится снаряжение гребца-байдарочника?
– Дорого. Байдарка стоит до полумиллиона рублей, вёсла – 50 тысяч рублей. Плюс турник, гири и гантели для качания мышц, спортивная форма и так далее. К счастью, в российских спортивных школах всё это предоставляется учащимся бесплатно.
– С кем из людей ты, не задумываясь, сел бы в одну лодку?
– Со своей женой Кристиной. И в прямом, и в переносном смысле: я ей полностью доверяю, а кроме того, хотел бы выступить с ней в одном экипаже. Как знать, может, так и будет. В гребле есть дисциплина «mix», то есть смешанный экипаж: мужчины и женщины вместе.
Пример для подражания
– У тебя есть спортивные кумиры?
– Есть, конечно. Например, ямайский спринтер, легкоатлет и «король коротких дистанций» Усэйн Болт. Он многократный чемпион мира и Олимпийских игр, восемь мировых рекордов. Ещё американский пловец Майкл Фелпс. Он 23-кратный олимпийский чемпион и 26-кратный чемпион мира, абсолютный рекордсмен по количеству золотых наград в истории Олимпийских игр и чемпионатов мира по водным видам спорта.
– Для детей, в том числе из районов, ты и сам пример для подражания. Какой совет им дашь: с чего им следует начать восхождение на Олимп?
– Твои пожелания будущим спортсменам-гребцам?
– Нужно много трудиться. Трудиться, трудиться и ещё раз трудиться.
Досье
Артём Кузахметов. Родился 19 февраля 1995 года в Вышнем Волочке. Окончил Российский госуниверситет физкультуры и спорта. Мастер спорта международного класса, чемпион мира, бронзовый призёр чемпионата Европы. Кавалер почётного знака «Во благо земли Тверской».