Нило-Столобенская пустынь - один из главных духовных центров Тверской области, красивейшее место, которое знают и любят далеко за пределами региона.
Накануне светлого праздника Пасхи корреспондент «АиФ-Тверь» побеседовал с наместником обители архимандритом Аркадием о том, чем сегодня живёт монастырь и как современному человеку сохранить в душе мир среди житейских бурь.
Спасёмся терпением
Сергей Диваков, «АиФ-Тверь»: Отец Аркадий, наше интервью проходит в Великий пост. Это время молитв и добрых дел. А какими должны быть сегодня добрые дела?
Архимандрит Аркадий: Пост - ещё и время особого духовного делания. Человек понуждает себя к подвигам, которые помогают ему ощутить себя христианином, побороть страсти и грехи. Главное доброе дело сегодня - научиться терпению. Нам всем необходимо понимать людей, с которыми мы находимся рядом. Тогда и в семейной жизни будет мир, и на работе гармоничные отношения. Нужно научиться видеть в других образ Божий. Только тогда мы сможем правильно жить и исполним главные слова Иисуса Христа: «Терпением спасёте души ваши».
- Сейчас у многих во главе угла стоит зарабатывание денег. Как сохранить приоритет духовных ценностей?
- Церковь на протяжении всей своей истории учит, как быть успешными, не став порочными. Деньги, положение в обществе, власть - человек может ими владеть. Но плохо, когда всё это обладает человеком. В таком случае мы начинаем духовно болеть. Желая чего-либо, мы не задумываемся: а не погубит ли нас это? Так ребёнок просит у родителей, чтобы ему дали ножик, не понимая, что он себе только навредит.
Или другой пример: человек живёт в деревне. Хочет уехать в город. Приезжает туда и не находит себя. Обзаводится семьёй, берёт кредиты, получает новые возможности. Но чувствует себя некомфортно: загнанным, словно белка в колесе. А жил бы в своём доме, на своей земле, пусть более скромно, но был бы счастлив. Завёл бы корову, свиней, пахал, косил, воспитывал детей трудом. Однако, желая большего, он отправился в чужие края, получил профессию, которая ему совершенно не нужна, вошёл в кабальные условия. Такие вызовы есть всегда. Как к ним правильно относиться, мы должны учиться с детства, пребывая в малой церкви своей семьи.
- По статистике, более 80% людей в нашей стране называют себя православными. Но в церковь ходят немногие. Почему?
- Любой крещёный человек время от времени бывает в храме, имеет отношение к церкви во время таинств. Пусть он и нерегулярный прихожанин. Но ведь и олимпийским чемпионом становится далеко не каждый, хотя все знают, что спорт - это хорошо. Конечно, было бы здорово, если бы в храм приходило как можно больше людей. Однако если человек исповедует Христа, посещает церковь хотя бы раз в месяц, читает молитвы - уже очень хорошо. Подать милостыню, помочь ближнему - это тоже поступки православного человека. Систематически ходит в церковь лишь определённая группа людей, от 2 до 10% населения. Это нормально. То, что посещать службы нужно и полезно, человек зачастую понимает, получив жизненный опыт, осознав духовную нужду и свою зависимость от Бога.
Церковь - это люди, а не здания
- В Нило-Столобенскую пустынь приезжают как паломники, так и обычные туристы. Как совместить духовную миссию монастыря и его туристический статус?
- По уставу, жизнь братии полностью отделена от туристической составляющей. В гостиницах или церковных лавках работают специально нанятые люди. А братия занимается своими делами. В монастыре живёт 70 монахов. Они полностью себя обеспечивают. У нас 100 коров и 120 свиней. Сажаем овощи. Каждый год собираем по 20 тонн огурцов, помидоров, кабачков! Есть прекрасный яблоневый сад и рыбное хозяйство. Заготавливаем более пятидесяти сортов варенья и около тридцати видов консервации овощей. Мясо мы сами не едим, но выпускаем тушёнку, а также рыбные консервы и молочную продукцию. Доходы от реализации продуктов дают возможность содержать монастырь.
- В монастыре многое отреставрировали, но немало ещё и предстоит. Как с этим справиться?
- Нилова пустынь строилась столетиями. Поэтому и реставрация не может обойтись одним днём. Ведь она не сводится к тому, чтобы сделать красивые стены и удобные помещения. Это возрождение монастыря в целом. Представляете, если сейчас возобновить работу всех храмов и корпусов? Как их содержать? Их же надо отапливать, поддерживать порядок. Не так-то просто жить на острове и иметь столько зданий. Поэтому делаем всё планомерно и с рассуждением, в меру сил и возможностей, которые нам даются Богом.
- В прошлом году коллектив нашей редакции был на экскурсии в Торжке. Борисоглебский монастырь находится в удручающем состоянии. Как быть с такими храмовыми комплексами?
- Как благочинный всех одиннадцати монастырей нашей епархии, уверяю: они развиваются, и у каждого - собственный путь. Борисоглебский монастырь семь лет получает вспомоществование от государства по линии охраны памятников - по 20 млн рублей в год. Там многое уже сделали. Однако в монастыре мало братии - всего шесть человек. Поэтому и возможности у них скромные. Однако это один из древнейших монастырей России. Нужно объединять все силы, чтобы довести его до расцвета. Как, впрочем, и остальные монастыри.
- В Твери строят новые храмы. Отношение общества к этому неоднозначное. Что думаете Вы?
- Храмы нужно восстанавливать там, где они востребованы. Церковь занимается приходами, то есть людьми, а не храмами как зданиями. Мы же не система охраны памятников. В заброшенных сёлах храмы можно законсервировать, а иногда, по большим праздникам, в них служить. Ведь церковь, священника и клир содержат прихожане, а не государство и даже не благодетели, которые сегодня есть, а завтра нет. Приход - вот основа церковной жизни. Если новые храмы в Твери будут востребованы, значит, строить их - хорошо.
Духовные энергии
- Как Вы сами пришли к вере, стали монахом?
- Я воспитывался в семье верующих людей. В храм приходил с трёхлетнего возраста. Особое влияние на меня оказали дедушка с бабушкой. Бабушка была неграмотной. Дедушка закончил до революции воскресные классы, какое-то время служил келейником Патриарха Тихона. Был человеком, одарённым многими дарами Духа Святого. К нам часто приходили люди, находящиеся в нужде. Дедушка им помогал, говоря: «Богу нужны руки, через которые подавать милостыню». Он предсказал всю мою жизнь. Да и в советское время особых препятствий для верующих не было. Кто хотел ходить в храм - ходили. В Клинском районе Московской области, где я жил, было семь действующих храмов. Верующих считали своеобразными, но уж никак не врагами государства. Меня даже приняли в пионеры. И комсомольский билет, от которого я поначалу отказывался, всё равно вручили, вклеив туда без моего ведома фотографию из абонемента по плаванию.
Сейчас я монах. Моё личное мнение, что священник должен быть одиноким человеком. Он ведь - духовный воин, а семейная жизнь очень сложна. Не может офицер брать с собой семью на фронт.
Земной рай
- Что для Вас Нилова пустынь и её святой покровитель Нил Столобенский?
- Что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии светлого праздника Пасхи?
- Я уже тридцать лет служу священником и пятьдесят лет помню себя в храме. Но каждая Пасха особенная. Можно привыкнуть, например, к Новому году. А к Пасхальному празднику никогда не привыкнешь. Духовные энергии, которые Господь даёт к этому торжеству, заряжают всё человечество. Через этот праздник Он даёт понять, что такое бессмертие. Уже здесь и сейчас мы живём в вечности. Если на земле не привыкнем к общению с Богом, то можем не получить его и когда окончательно соприкоснёмся с Царством Божиим. Поэтому я желаю всем приобщиться к пасхальной радости. Мы призваны к радостной жизни, к счастью, к тому, чтобы пребывать в спокойном состоянии духа. Да поможет нам в этом Господь!