События последних месяцев сделали отпуск за границей практически недоступным удовольствием для россиян. Очевидно, отдыхать этим летом будем преимущественно в своей стране. Но вот вопрос: как и почём? Не выставят ли нам Сочи по цене Мальдив?!
Что ждёт отрасль и туристов в новом сезоне, рассказала организатор одних из самых популярных экскурсий по малым городам Татьяна Соколова. Её проект начинался с Торжка, а теперь охватывает Рязанскую, Калужскую, Новгородскую и Ярославскую области.
Это вызов
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: С какими проблемами может столкнуться отрасль и что ждёте от нового сезона вы?
Татьяна Соколова: Настрой – засучить рукава и много-много работать. На самом деле сейчас открывается широкая дорога. Вопрос лишь в том, как по ней идти и что делать. Все понимают, что спрос на отдых в России, который, кстати, начал формироваться ещё до коронавируса, в новых обстоятельствах будет особенно расти. Главная опасность в том, что российские объекты гостеприимства могут просто не справиться как с количеством потока, так и с выросшими запросами отдыхающих. Наши туристы успели побывать во многих странах и прекрасно понимают, как нужно организовывать поездки и каким должен быть сервис. Поэтому, с одной стороны, круто, что ожидается большой спрос. С другой – если бизнес не справится с увеличивающимся потоком, вовремя не перестроится и не примет дополнительный штат, то рискует нарваться на огромное количество жалоб и претензий. А это удар по репутации, на реабилитацию которой затем потребуются годы. Поэтому предпринимателю важно меняться уже сейчас и понимать, что хочет потребитель. Новая рельность – вызов для отрасли. Слабые могут закрыться.
– Подорожали продукты, лекарства, техника, причём даже отечественные. Ограниченные условия для отдыха – тоже повод повысить стоимость услуг. К чему готовиться туристу?
– Подорожание будет однозначно. Но я бы не спешила обвинять предпринимателей. Если говорить про классический отпуск – тёплые места, море, то турбизнес здесь всегда живёт по законам сезонности. Всё, что удаётся заработать за это время, предприниматель тратит потом в течение всего года. Также выручку обычно приносит межсезонье. Но начало 2022 года ко всем прочим событиям подкосила ещё и волна омикрона. Естественно, спрос на отдых упал, бизнес потерял деньги. Поэтому стремление заработать в основной сезон – нормальное человеческое желание. А если ещё честнее: когда кто-то поднимает цены, как правило, у него есть причина. И нередко этот аргумент – нестабильность. Сегодня она такова, что если сейчас есть возможность заработать, то человек будет это делать. Не потому что он хочет пожирнее, а потому что у него есть свои обязательства перед сотрудниками, партнёрами и даже государством. Дьяволов среди нас нет. Просто турист отдыхает несколько месяцев, а предприниматель несёт расходы круглый год: на зарплаты, налоги, оплату коммуналки и т.д. Желание отбить эти траты или заработать запас объективно.
Конечно, ценообразование все будут делать по-разному. Тут, думаю, увидим всё. Многое зависит от личного решения руководителя того или иного отеля, ресторана, турагентства и т.д. Мы, конечно, смотрим друг на друга, но всё равно опираемся на собственное чувство границ. И у кого-то оно зашкаливает, а у кого-то адекватно. В любом случае цены встанут в нормальное русло, даже если кто-то задерёт. Сравняются с тем, что люди реально могут заплатить. Как бы ты ни гнул цену, если будешь простаивать, придётся опускать. Это закон рынка, и он реально работает. А туризм – это чистый рынок.
– Сколько сейчас примерно стоит отдохнуть в Торжке (средний чек в кафе, гостинице)? Что в других регионах?
– В Центральной России мы все находимся примерно в одной ценовой категории. Средний чек в кафе, согласно специальной программе по торговой аналитике, – 1500–1700 рублей примерно на двух человек. Ночь в более-менее нормальной гостинице с завтраком – около 2000 рублей с одного. Стандартная экскурсия по городу – ещё 1–2 тысячи рублей в час. Однако сегодня люди уже не просто хотят банально отгулять час с гидом, а стремятся углубиться в то или иное место, прочувствовать его. Чтобы им, словно близким друзьям, приоткрыли завесу пространства. Такие авторские подходы стоят, естественно, дороже. Всё-таки это про смысл и новые знания. Есть компании, которые включают в поездку селебрити (известный человек), тогда ценник ещё выше. А есть компании, которые предлагают массу всего за более низкие цены. Но обычно это экскурсии не про чувствование места, а про логистику в пространстве, где вас перемещают из одного места в другое. Сколько отдать за поездку и за что именно, в итоге решает потребитель.
«Отнять» деньги
– За шесть лет работы в Верхневолжье вы расширили экскурсии, открыли ресторан и гостиницу в Торжке. А как изменился туризм региона за это время?
– Развивается, но очень медленно. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что были пять–шесть лет назад. Возможно, отраслью занимаются люди, которые не имеют достаточного опыта, мало ездили по миру и не всегда понимают, что главная цель туризма – в правильно выстроенном человеческом отношении. Чтобы гости хотели возвращаться вновь.
Что касается объектов инфраструктуры, они улучшаются. Хотя ещё много лубочного, не всегда красивого и современного. Цивилизованные места есть, но пока их немного.
Вот взять Торжок. Спрос большой. Но где покушать вкусные пожарские котлеты? Два с половиной кафе, которые, естественно, не успевают принять всех желающих. Остальные заведения до сих пор никак не перестроятся, рассчитывая, что туристы и так съедят то, что дают. Но люди сегодня лучше поедут в Тверь, чем будут здесь довольствоваться худшим. В итоге местный бизнес не дозарабатывает, потому что, говоря профессиональным языком, не может грамотно «отнять» деньги у тех, кто к нам приехал, проявил интерес, а мы их не встретили должным образом.
– Какая поддержка от государства нужна сейчас турбизнесу?
– Кровеносная система для бизнеса – деньги. Поэтому в первую очередь нужны доступные ресурсы: кредиты под 3–5%, не больше. Это та ставка, которую бизнес может позволить при нынешней рентабельности.
В Тверской области есть фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Там есть возможность получать ссуды, займы, кредиты. Но их возможности достаточно ограничены. Эти займы целевые и не под всё подходят.
Также необходимо снижение административных барьеров. Их масса, не хочу даже перечислять! Бизнес даёт новые рабочие места, налоги, но каждый раз, чтобы что-то открыть, нужно пройти круги согласований.
Впрочем, никто не снимает ответственности и с самого предпринимателя. Современный бизнес – это не «купил – продал». Его нужно строить, проектировать, развивать. А для этого нужно себя прокачивать, вкладывать в образование.
«Да кто поедет в Торжок?»
– Ваши основные туристы – москвичи. Что они ищут в глубинке?
– Я уже 25 лет живу в Москве, хотя родом из Торжка. И поэтому я сама – та аудитория, что хочет на выходные уехать из столицы за поиском нового и которую я приглашаю на экскурсии в малые города. В места, в которые эти люди сами, может, никогда бы и не поехали. Москва – город мировой, очень сильный, стремительно развивающийся. А в глубинке совершенно другие эмоции, да и сама жизнь иная. Вот за этим люди сюда и едут. У нас даже есть выражение «вытряхнуть Москву». После наших поездок, а это всего день–два, туристы возвращаются «обнулившиеся» и наполненные впечатлениями от малых территорий и глубокой русской культуры.
– Всегда кажется, что за границей лучше, а у нас полуразрушенные фасады, усадьбы, дороги. За шесть лет вы влюбили людей даже в эти неухоженные уголки. В чём секрет?
– У нас есть три таких слона, на которых держится вся работа. Первое: когда едем в малый город, всегда ищем нечто необычное, что отличает это место от другого. Исторические события, люди, ремёсла... Смотрим, как город развивался и за счёт чего. Второй наш «слон» – места силы: пейзажные, ландшафтные, архитектурные. Опять же, такие, которые ни с чем не спутаешь. Причём опыт показывает, что история прошлого в лицах, документах и памятниках может быть интересно и адекватно воспринята даже на фоне величественных развалин усадеб. Органично вписанные в ландшафт, дополненные рассказом об их обитателях, оживлённые историческим воображением, они служат мостиком, соединяющим прошлое и настоящее.
Ну а третий наш «слон» – краеведы и увлечённые своей родиной люди. Мы почти всегда привлекаем местных специалистов к экскурсиям, изучаем пространство их глазами. И всегда стараемся показать неразведанные стороны даже в известном. Мы это называем дегустацией городов: вкушаем их, пробуем, пропитываемся.
Помню, когда я только начинала, друзья не верили и говорили мне: «Да кто поедет в твой Торжок». А я им отвечала: «Сюда едут те, кто был везде, но не был в Торжке». За эти годы интерес к моему родному городу только вырос. Сюда реально приезжают, чтобы даже просто побродить по улицам.
– Туриста нужно удивлять, но, кажется, уже столько всего придумано. Где искать новые идеи?
– Очень просто: в собственных эмоциях и восхищениях. Только то, что тебя самого по-настоящему торкает, заводит, может заразить другого человека. Люди всё чувствуют.
Слушайте сердце
– Крым, Краснодарский край и даже наш Селигер давно популярны среди туристов. Но Россия намного больше! Куда посоветуете съездить?
– Туризм – это разноплановая аудитория. Одним интересен природный отдых, другим – культурный или паломнический. Есть полноценные поездки, а есть туры выходного дня. Поэтому всё зависит от личных предпочтений. Мне, к примеру, сейчас интересны дальние неизведанные места на том же Сахалине, Алтае, в Карелии. Такие непролазные тропы, где ещё никто не был.
При выборе места всегда советую ехать туда, где вы обогатитесь новыми впечатлениями, знаниями. И не забывайте включать в свои маршруты малые города. Для них туризм – возможность поднять свою экономику. Для нас – увидеть настоящую Россию, понять нашу идентичность, культуру и, возможно, даже поразмышлять о смысле жизни. В этих городах мало шума. Но даже в тишине они могут говорить. Их слышно сердцем.
Досье
Татьяна Соколова.
Родилась в 1972 году в Торжке. Окончила Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, трёхлетнюю программу бизнес-управления Открытого университета Великобритании, московскую школу управления «Сколково». Предприниматель.