Примерное время чтения: 11 минут
538

Юный гений. Девятилетний тверичанин читает лекции и пишет диссертацию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Твери 31/05/2022
Денис Кузнецов / Из личного архивa

Адам Вандер – третьеклассник гимназии №6 Твери, у которого феноменальные способности в области истории и географии. Недавно он читал лекцию по Второй мировой войне студентам филологического факультета ТвГУ, выступал перед студентами Чеченского госуниверситета, а осенью поедет в МГУ с докладом по Наполеону Бонапарту. Юным дарованием уже заинтересовались учёные нескольких российских вузов, ему звонили из «Книги рекордов Гиннесса».

Весь мир в голове

Нет, Адам не «учёный сухарь» и не «книжный червь», а совершенно нормальный ребёнок. Любит смотреть мультики по телевизору (особенно «Смешариков») и собирать конструкторы, ходит в кино, играет в футбол, плавает, гоняет на велосипеде. И очень скромный: его отец считает, что сыну не нужна слава. Недавно с мальчиком беседовал проректор Тверского госуниверситета, задал ему вопрос о России. В ответ Адам взял ручку и нарисовал контур страны на карте. Тогда учёный уточнил: «Ты и весь мир сможешь нарисовать?» «Нет, не могу», – отвечает Адам. «А сколько же стран сможешь нарисовать?» – «Немного: где-то 150–160» (всего мире около 200 стран. – Ред). Отец ребёнка говорит, что сын нисколько не красовался: он действительно считает, что это немного. Кстати, слово «вундеркинд» Адаму не нравится: «Я не считаю себя таковым, просто знаю маленько историю и географию».

В дневнике у мальчика только пятёрки, впрочем, есть одна четвёрка: учительница снизила ему оценку за то, что он дал списать однокласснице. За каждую оценку родители премируют его небольшой суммой денег, чтобы он, когда накопит, смог купить себе то, что захочет. Адам скопил уже 134 тысячи рублей и часть этой суммы потратил на подарки детдомовцам.

«Не хватает места»

Во время нашего общения я сказал ему, что хотел бы задать вопросы по истории и проверить его знания в географии, но понимаю, что это бессмысленно, потому что я уже видел, на что он способен.

– А давайте ещё раз! А то скучно. Спросите что-нибудь о Великой Отечественной войне.

И вот что было дальше. Вопрос я ему подкинул такой: «Когда Красная Армия вышла на государственную границу СССР и погнала врага назад в его логово?» Адам задумался, потом сказал: «Давайте я начну с самого начала, с 22 июня 1941 года». Давай, говорю. На столе стояла ваза с конфетами (его отец угощал меня кофе). Адам разложил их на столешнице: карамель с одной стороны, шоколадные – с другой, сгруппировав и те и другие по цветам обёртки. Присмотревшись, я понял, что расклад повторяет расстановку сил и средств, какой её обычно изображают на картах и схемах битв. Свой рассказ он сопровождал передвижением конфет с места на место – иллюстрировал движение армий. И так было с каждой битвой: Московской, Сталинградской, Курской, сражениями за освобождение Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Крыма. Мальчик знает всех союзников и все покорённые гитлеровской Германией народы, помнит, где стояли румыны, где – немцы, где – итальянцы. Иллюстрируя конфетами танковое сражение под Прохоровкой, Адам выложил стрелку-вектор, пояснив: «Немцы здесь ударили вот так». После пятиминутного монолога подытожил: «И вот в марте 1944 года наши войска вышли на государственную границу».

Потом он рассказал ещё, как СССР в августе 1945 года вступил в войну с Японией и как американцы сбросили «Малыша» и «Толстяка» на японские города. И ещё много чего рассказал. Я видел: он не просто воспроизводит вычитанную где-то информацию, а предварительно нащупал причинно-следственную связь между событиями.

Ещё он сдал географический «тест». Я назвал ему несколько стран, и он на моих глазах и в моём же блокноте начертил их контуры со всеми колониями по всему миру. При этом рассказал, какие страны их окружают, нарисовал государственные флаги и пересказал коротко военно-политическую историю. Когда я попросил нарисовать Францию, он вырвал лист из моего блокнота, начал чертить. Затем вырвал второй лист: «У Франции много заморских территорий, не хватает места». Затем ещё один лист: «Вот, теперь хватит». В итоге нарисовал все французские острова и атоллы, назвав каждый из них.

Когда Адам чертил контуры ЮАР, он включил в её состав Намибию, проведя между странами пунктирную линию и сказав: «Это было одно государство, потом оно разделилось. Кстати, сейчас в ЮАР три столицы». И наконец он начертил контур Антарктиды, какой она изображается на глобусе, заметив: «Там под четырёхкилометровым слоем льда есть суша», – и рассказал историю её освоения с 1959 года. «Ты всё это помнишь, всё держишь в голове?» – спросил я потрясённо. «Да», – коротко ответил вундеркинд. Отец подзадоривал сына: «Сейчас мы всё равно поймаем тебя». «Нет, это маловероятно», – убеждённо ответил Адам.

«Это ты так отдыхаешь?», – спросил я, когда он положил ручку и вернул мне блокнот. «Иногда я трачу на это свободное время просто от скуки», – ответил мальчик.

Сын

Адам в общении немногословен: отвечает на вопросы коротко и ёмко.

– Когда ты научился читать?

– Буквы алфавита я выучил ещё до того, как научился разговаривать.

– Много ли ты читаешь?

– Где-то час-полтора в день, но считаю, что этого мало. Недавно читал книгу Марины Дружининой «Хорошо быть оптимистом». Книжка интересная и смешная. Ещё купил книгу с информацией о Второй мировой войне: сколько у кого было армий, сколько раненых и т.д. А ещё читаю и изучаю географические атласы.

– Ты списываешь в школе у товарищей?

– Один раз было (улыбается).

– А как ты всё это успеваешь?

– Почти не успеваю. Вот сегодня лишь немного пособирал конструктор, поиграл в футбол, порисовал. Конструктор люблю, недавно собрал статую Свободы. А сейчас собираю два дома и машины с людьми.

Мама

Пообщались мы и с мамой вундеркинда Еленой Александровной, для которой уникальные способности сына оказались полной неожиданностью.

– Когда они открылись у Адама?

– Когда открылись, я не знаю. Но внимание на них я обратила в январе – помог случай. Позвонили студенты из Ростова, я даже подумала, что они не туда попали. Оказывается, сын завёл себе TikTok и там вызвал на интеллектуальный батл четырёх ростовских студентов-четверокурсников. И, что называется, «сделал» их. Ну сделал и сделал, молодец, подумала я тогда. Потом смотрели всей семьёй телефильм про Василия Сталина – о том, как он попал в плен. По сюжету в немецком концлагере гитлеровский офицер агитирует пленных переходить на сторону Великой Германии. Перечисляет, сколько стран уже завоевал фюрер, называет очередные две. И вдруг Адам говорит: «Да врёт он! Гитлер не завоевал эти страны». И рассказал, как было, буквально по полочкам – я просто оторопела. Говорю сыну: «В кино не могут врать». А он мне: «Честно: не завоевал. Если хочешь, забей поиск в Гугл и проверь». Я ему говорю: «Наверное, киношники специально вложили ложь в уста этого фашиста – показать, какими мерзкими они были. Но ты-то откуда это знаешь?» «Этого стыдно не знать», – отвечает мне сын.

Я была потрясена. Двое суток обдумывала увиденное, потом задала сыну несколько вопросов по военной истории, на которые он легко ответил, пояснив, что это было ещё в Первую мировую войну. 15 минут рассказывал мне подробности: даты, цифры, имена, какая страна за кого воевала и так далее. Я думала, что мне это снится.

– А давно у него тяга к знаниям?

– К книгам он тянулся с самых малых лет: альбомы, энциклопедии, карты, атласы, глобусы... Причем заговорил довольно поздно. Его ровесники покупают себе игрушки: пистолетики там, модели автомашин. А Адам всегда покупает книги и конструкторы. На днях мы были в огромном книжном магазине, в котором он купил себе дорогое энциклопедическое издание. Продавец спрашивает, зачем, и поясняет, что сам он этот материал проходил на четвертом курсе вуза. После ответа Адама, ошарашенно спрашивает: «Это кто?» «Ой, не спрашивайте», – говорю. Ещё мы были с ним в Центре семейного отдыха, где можно поиграть, побаловаться. Адам, как вошёл, так плюхнулся на диван и уткнулся в книгу. Говорю ему: «Мы ж сюда играть пришли». А он: «Сейчас-сейчас, ещё две страницы прочитаю, и будем играть».

– Как он чувствует себя, когда приходится выступать перед большой аудиторией?

– Сначала нервничает. Но проходит примерно минута, и он уже как будто родился и вырос в этой новой среде. Чувствует себя в ней словно рыба в воде.

В Чеченском государственном университете студенты – историки и географы – задали ему 30 вопросов, он не ответил только на один, потому что перенервничал. Но потом говорит: «Из-за того, что я не ответил на один вопрос, я бросаю вам вызов: вы вдесятером против одного меня». Задание было таким: нужно нарисовать контуры названной наугад страны и рассказать, с кем она соседствует, кто на неё нападал, какие моря её омывают, описать словами государственный флаг и т.д. Адам «сделал» всех. А на лекции заметил, как две студентки отвлеклись, и сразу пресёк: «Третий ряд, восьмая парта, вы что, на улице не наговорились? Если вам неинтересно, то освободите аудиторию». И заместителю декана, уткнувшемуся в свой смартфон, сделал замечание: «Мужчина, я для кого всё это рассказываю? Для чего я сюда из Твери приехал? Уберите, пожалуйста, телефон».

Он, конечно, ещё ребенок, методологией преподавания не владеет. Знает очень многое и хочет выдать сразу всё. А знает он, на мой взгляд, больше, чем написано в энциклопедиях. Легко ориентируется в современной информации. Постоянно задаёт вопросы, заставляя краснеть и меня, и мужа: мы же не знаем ответов (улыбается). Бывает так: я уж забыла про его вопрос, а он вдруг говорит: «Помнишь, спрашивал тебя? Я нашел ответ в книге».

– Тяжело ли ему, девятилетнему школьнику, жить с такими познаниями?

– Не сказала бы! Ему это просто интересно. Его ж никто не заставляет всё это изучать, он сам это делает. В книжном магазине в Грозном Адам купил стразу шесть умных книг. Спрашиваем его: «Зачем тебе всё это, ведь любую информацию можно найти в интернете, и на YouTube есть видео по истории?» А он: «Это не так. Здесь надо читать. Когда смотришь YouTube, в голове не откладывается так, как после книги, которую читаешь». 

– Елена Александровна, вы не боитесь за судьбу ребенка? Детям с такими способностями нужна двойная, тройная защита, ибо в мире много желающих воспользоваться ими в своих целях.

– Если честно, не боюсь. Во-первых, Адам богобоязненный человек, грешить не будет, на сделки с совестью не пойдёт. Он отличает добро от зла. Во-вторых, ему совершенно не нужна популярность. Даже сейчас, когда многим стало известно о его способностях, он не хочет их «рекламировать».

– Кем вы, как мать, хотели бы видеть Адама, когда он вырастет?

– У меня нет к сыну требований «стань таким, как я хочу». Кем бы ни стал, главное – чтобы вырос человеком, чтобы любил своё дело и чтобы ему хватало денег на хлеб-соль. Сам он об этом пока не задумывался. Вот сейчас он любит ездить в Митинский детский дом с подарками для воспитанников, нашёл там себе друзей. И хорошо! В этот раз он поедет туда на три–четыре дня: пожить вместе со своими друзьями, они его очень ждут.

Досье

Адам Вандер, 9 лет. Обладает уникальными способностями в области истории и географии. Любит читать, задавать вопросы, устраивать интеллектуальные поединки со взрослыми. Ведёт собственный YouTube-канал. Пишет диссертацию «Научная история мемов». Главной целью жизни считает совершенствование мира, а главными качествами в людях – ум и креативность.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах