Примерное время чтения: 7 минут
332

Свои люди. Почтальон из Твери – о чуткости и общении с пожилыми людьми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Твери 15/08/2023
Елена Никитина / АиФ

Современный почтальон – это и психолог, и менеджер по продажам, и просто хороший человек, которому пожилые люди часто хотят откровенно выговориться. Светлана Молчанова отдала этой профессии двадцать лет, всего же она работает на почте 32 года.

Фото: Из личного архивa/ Светлана Молчанова

Завоевать доверие

Денис Кузнецов, tver.aif.ru:  Светлана Васильевна, каким он должен быть – современный почтальон?

Светлана Молчанова: Он должен любить людей, относиться к ним с душевным теплом, быть позитивным и добрым, а ещё быть честным, ответственным, завоёвывать уважение и доверие. От этого зависит, сможет ли он выстроить отношения с теми, к кому приходит. Это главное в нашей работе.

Почтальоном не сможет работать случайный человек. Многим кажется, что нет ничего проще: бери сумку с письмами, неси, раскидывай по почтовым ящикам, возвращайся – и снова в поход. На самом деле современные почтальоны – одновременно психологи, социологи, маркетологи, «утешительная жилетка» для тех, кому плохо, и психоаналитики для тех, кому нужно выговориться. И ещё много кто.

Чтобы подсказать, на какое издание подписаться, нужно знать, о чём вообще пишут сотни газет, журналов, альманахов и бюллетеней. Часто пенсионеры просят почтальонов объяснить, как настраивать sim-карты. Или спрашивают, что такое ватные диски. Объясняем и это.

– В представлении многих людей почтальон десятилетиями был человеком «с толстой сумкой на ремне», разносящим корреспонденцию. Сегодня это так?

– Хотите знать, что есть в моей сумке (смеётся)? У меня их три. В основной – свисток, служебное удостоверение, пенсионные ведомости, газеты с журналами, подписной каталог, бланки извещений, кассовый аппарат, антисептик и многое другое. Ещё там ручки для подписей на документах (почему-то у людей часто нет собственных «перьев») и линейки для отрывания квитанций. Там же магнитные ключи от домофонов. Во второй сумке – продукты, которые мы продаём. Она с меня ростом. А третья – заплечная, с заказами на дом. Мышцы у нас, как у спортсменов. Дочь подруги как-то спросила: «Где вы занимаетесь фитнесом?». Я шучу в ответ: «На работе».

– Сейчас везде домофоны. Нет проблем доступа к почтовым ящикам?

– К сожалению, есть многоквартирные дома, в которых не дают почтальонам ключей. Домофоны – вообще большая проблема: собственники домов часто перекодируют ключи, но забывают нам об этом сказать. Прикладываешь – не срабатывает. Звонишь в первую попавшуюся квартиру, чтобы впустили в подъезд, а в ответ: «Мы никого не ждём». Приходится искать старшего по дому или по подъезду, чтобы разрешил войти или дал работоспособный ключ.

– Почтальоны много ходят пешком?

– Я прохожу в день по 10–15 километров, но для меня это не расстояние, потому что девчонкой каждый день пешком ходила в школу за 15 километров. Я очень люблю путешествовать и не исключаю, что именно это повлияло на выбор профессии. Двигаться, общаться с людьми, узнавать новое – это ведь и есть жизнь.

Знаем даже внуков

– Ваши клиенты рады пообщаться или ограничиваются коротким «Здравствуйте, спасибо за доставку пенсии, до свидания»?

– Люди все разные. Бывают и нелюдимые, а некоторые даже не здороваются. Ищем к ним «ключики». Но большинство общаются охотно, некоторые даже выговариваются. Тех почтальонов, кто годами обслуживает одни и те же участки, жильцы, как правило, воспринимают как своих. Отношения с пенсионерами бывают настолько доверительными, что мы знаем всех их внуков и правнуков. А в целом люди платят тебе той же монетой: если ты к ним с душой, то и они к тебе с душой.

– Досаждают ли вам бездомные и домашние собаки?

– Бездомных собак, к сожалению, много. Когда они сбиваются в стаи, ходить по дворам действительно страшно. Для защиты нам выдают световой прибор «Пугач». С домашними собаками проще. Во-первых, их меньше, чем десять лет назад: хозяева держат, в основном, кошек. Во-вторых, им не дают «резвиться» в присутствии почтальона. Хотя бывает всякое, особенно если работаешь не на своём участке, где животные тебя уже знают. Помню, как вроде бы мирный домашний пёс «прокомпостировал» мне брюки. Хозяин дома пригласил на кухню, я прошла – пёс даже ухом не повёл. А когда вышла, что-то ему не понравилось.

Только работа

– Изменилась ли почта за годы, что вы работаете?

– Почта очень сильно изменилась. Предприятие идёт в ногу со временем: с технологической точки зрения, сейчас работать легче. Зато раньше было душевнее. Организация была сплочённее. Сейчас этого нет: только работа.

– Как сейчас относятся к почтальонам?

– В основном доброжелательно и уважительно, мы это чувствуем. Бабушки часто предлагают «сделать паузу» и попить у них чаю с плюшками, но мы отказываемся, потому что у нас работа и график. А уходишь в отпуск – обижаются: «Почему вы нам ничего не сказали? Мы же вас ждали!» Очень приятно, когда откуда-то издалека приходит весть, что человек, которого ты обслуживаешь, похвалил тебя перед другими людьми.

– Как удаётся почте «выруливать» в непростой экономической ситуации?

– На мой взгляд, это возможно только благодаря людям – её сотрудникам и их закалке. Экономических кризисов было немало, мы видели всякое, и все их прошли достойно. Пройдем и этот.

– Пишут ли сегодня письма от руки или эпистолярный жанр умер?

– Рукописные письма вытесняются электронной почтой и мобильной связью, поздравительных открыток тоже значительно меньше, но их всё равно пишут и отправляют. Кто-то ведь ценит именно эпистолярный жанр. Да и не все пожилые люди владеют компьютером, не у каждого есть электронный ящик. А как иначе? Люди понимают, что, полностью отказавшись от рукописей, мы в итоге разучимся писать и деградируем.

По-человечески

– Что же тогда будет доставлять почтальон?

– Почтальон – это многоканальный агент. Он может доставлять всё что угодно: бандероли, счета-квитанции, заказные отправления, каталоги, товары народного потребления, страховые полисы, симки, цветы. Поэтому почтовая служба никуда не денется: она нужна и городам, и сёлам.

– Заменят ли в России роботы-доставщики людей-почтальонов?

– Робот-доставщик, хоть он никогда не устаёт, не сможет решить вопрос по-человечески. Однажды я вошла в незапертую квартиру, в которой живёт пожилая женщина – наша постоянная клиентка. Там пахло газом. Ещё немного – и мог прогреметь взрыв. Я закрыла газ и вызвала аварийную службу, техники приехали и быстро всё наладили. Практически спасла тогда весь дом. Робот в этой ситуации не помог бы, потому что у него нет души, ему всё равно. Там есть только программа, которую он должен выполнить. А человеку-почтальону не всё равно.

– Какой лично вы хотели бы видеть почту через 10–15 лет?

– Процветающей. Чтобы наши преемники с гордостью говорили: «Я работаю на почте». Будет хорошо, если у каждого почтальона появится возможность быстро передвигаться: это значительно облегчит работу.

– И в заключение: о чём вы хотели бы попросить получателей почтовых отправлений?

– Будьте чуткими. Впускайте нас в подъезды. Старших по домам и подъездам прошу решить проблему с магнитными ключами, а владельцев собак – брать их на поводок, особенно на прогулке.

Досье
Светлана Молчанова. Родилась 2 июля 1971 года в Калининской области. Почтальон отделения № 37 Твери предприятия «Почта России». Обслуживает 42 многоквартирных дома. В этом году награждена почётной грамотой Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах