Примерное время чтения: 8 минут
499

Стоп, снято! Режиссёр Дроздов – об уходе западного кино и Русском Голливуде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Твери 10/10/2023
Павел Дроздов / Из личного архивa

Смогло ли российское кино заместить голливудские фильмы? Что сейчас ждёт от кинематографа наш зритель? Чем привлекает киношников и мультипликаторов Тверская область? Об этом и многом другом tver.aif.ru поговорил с тверским кинорежиссёром, сценаристом и продюсером Павлом Дроздовым.

Кстати, полтора года назад, когда санкции были наложены в том числе на киноиндустрию, Павел Валерьевич дал свой прогноз, как будет развиваться отечественный кинематограф. Весьма точный, как оказалось.

«Чебурашка» рулит

Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Павел Валерьевич, полтора года назад вы сказали, что быстро заместить голливудские и европейские фильмы российскими не получится. Что скажете сегодня?

Павел Дроздов: Скажу, что быстрого замещения действительно не произошло, но российский кинематограф не только не умер, но даже начал развиваться. Судите сами: в 2021 году выручка от кинопроката российских фильмов составила 10,5 млрд рублей, в 2022 году – уже 12,3 млрд рублей. А за пять месяцев этого года – 16,7 млрд рублей, и год ещё не закончился. В 2022 году 52% билетов в кинотеатры продано на отечественные фильмы – самый значительный результат за все постсоветские годы.

Это стало возможным в том числе и потому, что производители голливудского и европейского кино перестали легально поставлять его на российский рынок. Очевидно, что свою позитивную роль сыграли господдержка и быстрое развитие стриминговых платформ, владельцы которых тоже вкладывают деньги в кинопроизводство. Безусловно, большой вклад в эту копилку внесли фильм «Чебурашка» (0+), который посмотрели зрители буквально всех возрастов, и кинолента «Вызов» (12+), для которой часть сцен снималась в настоящем космосе, на орбите Земли. У других российских лент результаты скромнее, но это не отменяет очевидное: Россия может снимать рейтинговые фильмы, на которые зритель ходит не один раз. Вопреки мрачным прогнозам, наш зритель не отвернулся от нашего кино.

Мелодрама в нагрузку

– Кто сейчас ходит в кинотеатры? И какое кино снимать, чтобы зрителей было больше?

– Основной зритель – дети, молодёжь и студенты и их семьи, то есть аудитория до 35 лет. Поэтому кино для кинотеатров всегда будет рассчитано на них. Хотя и исключений немало. Например, моя тётя, которой далеко за 80, ходит в кинотеатр как минимум один раз в месяц. Кино смотрят ради эмоций, таких как радость, страх, романтика, любовь. И оно может быть любым. На мой взгляд, обществу нужны комедии, мелодрамы, фильмы-аттракционы. Думаю, что в сложившихся условиях их станет больше.

В досанкционные времена часть российских фильмов просто не могла попасть в кинотеатры, и проблема не в их плохом качестве: они не лучше и не хуже западных. Просто наш кинорынок фактически был монополизирован западными компаниями. А там так: хотите показать вашим зрителям «Аватар» (16+) или крутой космический боевик? Тогда возьмите в нагрузку ещё пять мелодрам. Их и показывали, потому что прокатчики отрабатывали деньги, вложенные в покупку прокатной лицензии.

– Вам не кажется, что сейчас больше стали снимать «правильного» кино, назовём его так, фильмов с подтекстом, которые, возможно, отпугивают часть зрителей?

– Патриотическое кино сегодня в тренде, ибо оно связано с общей повесткой в стране. Но так было во все времена. Пройдёт сколько-то лет – появятся другие кинокартины, жанры и направления, которые, скажем так, будут подчеркивать то время, в котором их создадут.

– А какие нам нужны сериалы?

– Киносериальная индустрия значительно обогнала индустрию фильмов для кинотеатров. Более молодая её аудитория ушла на стриминговые платформы, более старшая смотрит телеканалы, но и там, и там зрители чётко знают, что они хотят видеть, и, как правило, их ожидания сбываются. Поэтому сериалов всегда будет много и на любой вкус – только выбирай: по жанрам, по актёрам, по тематике.

Встречайте «Бима»

– Над чем вы работаете сейчас?

– С мая я снимаю третий сезон многосерийного фильма «Бим» (16+). По сюжету капитан полиции Макар Климов «сослан» из Москвы в российскую глубинку якобы из-за его романа с супругой большого начальника. Он поселяется в доме на берегу моря, первые его впечатления только положительные: солнце, свежий воздух, никакой суеты. Затем он понимает, что, кроме него, бороться с местными наркоторговцами, работорговцами и контрабандистами некому. Забыв об отдыхе, полицейский начинает беспощадную борьбу с преступностью, и в этом ему помогает его пёс Бим. В третьем сезоне наши герои переехали в Новороссийск, там и проходят съёмки. В настоящее время НТВ планирует показ заключительных серий второго сезона, а третий сезон зрители увидят в будущем году.

– Просим поделиться дальнейшими планами и задумками.

– Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Я работаю со сценаристами, но то, что мы пишем, – пока сценарии «в стол». Среди этих черновиков есть наработки, связанные с моей родной Тверью, которую я очень люблю. Но на данном этапе раскрывать подробности я не могу.

– С мая до конца сентября в США бастовала гильдия сценаристов – 11,5 тыс. человек. Там продюсеры в целях экономии подключили к написанию сценариев искусственный интеллект. В России есть такая проблема?

– У нас сценарии по-прежнему пишут только люди. Я взаимодействовал с многими сценаристами. Есть просто невероятные ребята, схватывающие всё на лету, их произведения читаю, что называется, взахлёб. Есть и те, с кем приходится «бороться», переписывать, это грустно. Тут надо понимать, что даже самый гениальный сценарий – лишь повод для съёмок: он всегда будет дорабатываться режиссёром «под себя», а продюсерами – под поставленные задачи.

– Как относитесь к любительским кинофестивалям?

– Очень хорошо отношусь. Не раз был в жюри на них. Когда люди выплёскивают на киноплёнку или на цифровой носитель накопившуюся творческую энергию, это всегда прекрасно. Тут развитие, поиск чего-то нового. Но нужно понимать, что любительское кино – хобби, а профессиональное кино – работа, которую люди подолгу учатся делать и которой посвящают всю свою профессиональную жизнь.

Центр притяжения

– Нужен ли Тверской области парк «Союзмультфильма», который начали строить в Завидово?

– Вот прекрасная новость! Теперь дети из Тверской области смогут вместе с родителями там побывать. Великолепно же! Все легендарные мультяшные герои «Союзмультфильма» будут собраны в одном месте. Я и сам приеду туда обязательно! И конечно, это просто блестящее решение с точки зрения туристической привлекательности Верхневолжья. Надеюсь, молва об этом парке дойдёт до Сибири и Дальнего Востока, жители которых с удовольствием поедут в Тверскую область развлечься.

– Вам не кажется, что Тверской области пора уже «официально оформить» свои отношения с киноконцернами? Ведь у нас фильмы снимаются каждый день на протяжении века.

– Эта тема постоянно всплывает, я знаю. Есть даже предложения построить здесь съёмочные павильоны, то есть создать «Русский Голливуд». Но, думаю, павильонов в Тверской области не будет, потому что киношники приезжают сюда на натурные съёмки, им интересны реальные интерьеры и природные пейзажи. Наш регион привлекает именно тем, что здесь можно найти то, чего нельзя найти в Москве или снять в павильонах. Но к слову: в Кашине специально для съёмок построена целая кинодеревня. Торжок – тот вообще постоянно действующая съёмочная площадка. Музей деревянного зодчества «Василёво» тоже. Так что «Голливуд» здесь всё-таки есть (улыбается).

– Вы оптимист или пессимист, если говорить о будущем отечественного кинематографа?

– Однозначно оптимист. И уверен, что всё будет хорошо. Для этого уже сейчас есть все предпосылки, и шаг вперёд уже сделан, потому что первый шок, вызванный санкциями, прошёл, число проектов, запускаемых в производство, растёт. Это очень хорошее движение вперёд.

Досье

Павел Дроздов. Родился 22 февраля 1977 года в Калинине. В его активе фильмы «Ранняя оттепель» (18+), «Лёд» (16+), «Прощаться не будем» (6+) – номинант 2019 года национальной кинопремии «Золотой орёл». Победитель открытого фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна», дипломант фестиваля актёров кино «Созвездие», обладатель гран-при Международного Московского кинофестиваля семейных и детских фильмов «Верное сердце». Член режиссёрской гильдии Союза кинематографистов России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах