Примерное время чтения: 9 минут
386

«Ребята меняются на глазах». Хор из Конаково спел на Олимпиаде и в Кремле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ в Твери 24/01/2023
Наталья Махновская / Из личного архивa

«Хулиганы – это недоработка педагогов», – говорит заслуженный учитель РФ Наталья Махновская. Вот уже много лет она худрук Конаковской хоровой школы мальчиков и юношей, которую создал её муж-священник. Это та самая школа, воспитанники которой объездили с гастролями почти всю Европу, брали «хоровое золото» мира, выступали на Олимпиаде в Сочи и в Кремлёвском дворце, а также пели на патриаршей службе в Успенском соборе Кремля и храме Христа Спасителя. А ведь все они – обычные мальчишки из провинции.

Но здесь знают, как обратить энергию пацанов в правильное русло и вырастить настоящих мужчин. В Год педагога и наставника мы поговорили с Натальей Васильевной о главных уроках, которые каждый педагог должен дать ребёнку.

Выбросите свои мерки

Екатерина Евсеева tver.aif.ru: О чём Год педагога и наставника должен напомнить, какие проблемы отрасли решить?

Наталья Махновская: Хотелось бы, чтобы каждый педагог был человеком, который не просто вёл уроки и давал знания, а формировал личность, находил к каждому ребёнку индивидуальный подход. Пусть это требует больше усилий, но это важно. Я прекрасно помню своих учителей, сколько времени они уделяли нашему воспитанию. Во многом именно благодаря им я нашла себя в жизни и реализовала. Сегодня часто можно увидеть недопонимание между родителями и учителями, а в этом вопросе очень важно иметь единение. Только тогда будет результат. Мы, педагоги, должны помогать мамам и папам, потому что многим из них сейчас не хватает времени на воспитание своих детей.

Конаково повезло, что здесь в своё время появился такой человек, как мой супруг – отец Вадим. Он сам воспитанник Московской хоровой школы мальчиков, преподавал на кафедре оперной подготовки Российской академии музыки им. Гнесиных, дирижировал симфоническим оркестром. Это невероятно талантливый музыкант и педагог. Он сумел сплотить вокруг себя команду единомышленников и создал не просто хоровой кружок, а полноценную школу. Сегодня здесь трудятся замечательные педагоги, большие специалисты. Прежде всего, по человеческим качествам.

– Каким должен быть современный педагог?

– Больше всего преподавателям нужно терпение и понимание, что нынешние дети другие. Их нельзя оценивать своими мерками и растить по лекалам, по которым воспитывали нас. Дети сейчас находятся абсолютно в другом информационном поле. Как бы нам ни казалось это неправильным и как бы ни хотелось, чтобы они больше читали, гуляли, играли в хорошие игры, надо понимать, что это мы так хотим. А они другие. Они порой не понимают нас точно так же, как мы их.

При этом ни в коем случае на детях нельзя ставить крест. Я в педагогике очень давно и наблюдала за эти годы разные ситуации. Когда казалось, что вот эти дети пойдут по жизни по хорошей дороге, иногда происходило обратное. И наоборот, были случаи, когда ничего не способствовало, чтобы ребёнок раскрылся: ни обстановка в семье, ни его компания или характер – но он менялся и находил себя. Главное – правильный подход.

– Победы Конаковского хора поражают. Чего это вам стоило?

– За нашими успехами стоит огромный труд всех преподавателей и помощь, которую нам оказывает на протяжении многих лет местная администрация, Министерство культуры, бизнес и многочисленные благодетели. Только своим черпаком мы не смогли бы ничего.

Но так, честно скажу, было не всегда. Со стороны помощь пришла только тогда, когда увидели результат. А поначалу мы собирали с миру по нитке. Это сейчас ездим на гастроли на новом большом немецком автобусе, а был период, когда добраться куда-либо оказывалось тем ещё приключением. Мы даже опоздали как-то на своё выступление на Всероссийском хоровом конкурсе из-за поломки старого «пазика». Но, кстати, тогда наш хор стал первым в ЦФО. Я всегда говорю, что наша школа существует вопреки всем обстоятельствам. Её в принципе не должно быть в таком маленьком городе. Сами подумайте: ну какая хоровая школа мальчиков в провинции? А она есть! При этом многие родители, особенно папы, до сих пор не понимают, зачем мальчику петь. Понятно, в футбол играть, а тут… Но приводят к нам своих мальчишек и не жалеют. Потому что видят, как на глазах их сыновья меняются в лучшую сторону.

«Это была ломка»

– Вы с мужем – талантливые музыканты, выпускники Гнесинки. Почему уехали из Москвы в Конаково?

– Я попала сюда по распределению, а отец Вадим просто приехал отдохнуть. Здесь мы познакомились с настоятелем храма отцом Борисом Нечипоровым. Это был выдающийся священнослужитель, который верил, что спасти Россию можно только через возрождение малых городов. Вот и нас он заразил своей идеей. И благословил заниматься мальчишками. Мы решили попробовать.

Скажу честно, это была настоящая ломка. Всю молодость меня сопровождала иная культурная среда: Гнесинка, концерты, театр. Особенно тяжело переживал муж. А тут в первое время было страшно даже просто ходить по улицам. Кругом шайки парней по 10–15 человек. Настоящие оторвы! Но, кстати, первых наших учеников мы подбирали именно на улицах. Одного мальчишку, который стал потрясающим солистом, выловили как раз во время хулиганства. Правда, я долго ещё боялась, что мальчики, которых мы взяли под опеку, снова попадут в эти компании. Каждый раз, пересекаясь с такими шайками, вглядывалась в каждого, выискивала глазами: нет ли там нашего парня. И один раз выловила. Сколько сил мы тогда с его мамой потратили, чтобы спасти мальчишку от влияния дурной компании! Это была целая операция, «друзья» долго его не отпускали.

При этом я никогда не осуждаю ребят, которые оступились и пошли не по той дороге. Я их жалею, потому что не нашлось человека, который в своё время принял бы участие в их жизни. Детей ведь надо обязательно занимать. Они должны где-то реализовываться, выплёскивать свою энергию. Им надо день заполнить так, чтобы даже времени не хватало на всякую ерунду. 

Затюкают за тройки

– Сейчас много кружков. Но, во-первых, многие из них платные. Во-вторых, родители жалуются на такую большую нагрузку в школе, что уже не до секций. Как быть?

– Школа есть школа. А дополнительное образование, на мой взгляд, на самом деле основное. Я тоже часто слышу: вот, в школе не успевает. И так затюкают этого ребёнка, что он троечник. Но зато он, может быть, прекрасно рисует или, например, играет в шахматы! А как об этом узнать, если не попробовать? В кружке по рисованию он, возможно, был бы первым. И рос бы не с мыслью, что у него ничего не получается, а реализовывал себя, занимаясь любимым делом. Вот что такое дополнительное образование! Именно оно помогает раскрыть талант ребёнка. К сожалению, не все родители это понимают. Гонятся за пятёрками, цифрами, показателями, а ребёнок растёт односторонним. Детям надо дать всё попробовать, развивать оба полушария. А они пусть выбирают, что по душе. Не просто так ещё в царской России музыка и танцы считались базовым образованием. Такие люди вырастают воспитанными, культурными, духовно обогащёнными.

– Много претензий можно услышать в адрес современных мужчин. Инфантильные, не умеют брать ответственность... А какими вы учите быть мальчиков?

– Быть именно мужчинами – крепкими, настоящими, отвечающими за свои слова. Воспитываем их защитниками: в первую очередь своих родителей, братьев, сестёр. Мальчишки с малых лет должны понимать, что они не маменькины сыночки, а будущие мужчины. Мы шутим, что у нас армия, только поющая. Кроме того, наши мальчики знают: чтобы добиться высоких результатов, а мы добиваемся именно этого в своей работе, нужно много трудиться. Эти качества – трудолюбие, дисциплину, самоотдачу в работе – они потом переносят во взрослую жизнь.

Кто-то скажет: что там это ваше пение. А пение – очень мощный инструмент воспитания. Здесь отрабатываются и решаются многие проблемы, которые могут возникнуть во взрослой жизни, в социуме. Любой хор – это как срез общества. Чтобы всё получилось, нужно взаимодействовать друг с другом, научиться слышать другого и бережно к нему относиться, а также понимать, что вы вместе делаете одно дело. Всё то, что и должно быть в нормальном обществе.

Ну кто отменит Чайковского?

– Каково, кстати, работать и выступать в новых реалиях? Хор ведь раньше постоянно выезжал за границу…

– Первое время было болезненно. Мы любили выезжать в Европу: там другая культура, замечательные залы для выступлений, нас всегда хорошо встречали, высоко оценивали. Сейчас мы стали ездить по России. И я не перестаю удивляться, как прекрасны наши города. У нас тоже столько интересного! И совсем не хуже, чем в Европе. Каждый раз открываю что-то новое.

– Появилось новое понятие – культура отмены. Когда некоторые страны стали отказываться от русской культуры. Будто нет Пушкина, Чайковского и т.д. Что вы об этом думаете?

– Это всплеск эмоций на фоне политической обстановки. Не более того. Ну кто отменит Чайковского, Мусоргского, Рахманинова? Вот буквально недавно миланский театр «Ла Скала» открыл новый сезон оперой Мусоргского «Борис Годунов»! Во всём мире настолько ценят русских композиторов и вообще русскую культуру, что просто не смогут без неё обойтись.

Досье

Наталья Махновская. Родилась в Кировской области в 1960 году. Окончила Кировское училище искусств, потом Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве. Сейчас худрук Конаковской хоровой школы мальчиков и юношей. Заслуженный учитель России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах